Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Малич В.С.,
судей Лепской К.И. и Кубаревой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Волошиной Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
16 декабря 2014 года
по докладу судьи Лепской К.И. дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Заволжского районного суда города Твери от
15 сентября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Солонкина Ф.О. и Волостных А.М. к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании незаконным как не соответствующий ст. 36 ЗК РФ выраженный в письме от 27.02.2014 N 3453-09 отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка Солонкину Ф.О. и Волостных А.М. ; обязании Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области принять решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером N местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" - б, разрешенное использование: под автостоянку, площадью "данные изъяты" кв.м; подготовить проект договора купли-продажи этого земельного участка и направить его истцам в месячный срок с момента вступления решения в законную силу - удовлетворить.
Признать незаконным как не соответствующий ст. 36 ЗК РФ выраженный в письме от 27.02.2014 N 3453-09 отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка Солонкину Ф.О. и Волостных А.М. .
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области принять решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером N , местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" - б, разрешенное использование: под автостоянку, площадью "данные изъяты" кв.м и подготовить проект договора купли-продажи этого земельного участка с направлением его заявителям в месячный срок с момента вступления решения в законную силу".
Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
истцы обратились в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании незаконным как не соответствующий статье 36 ЗК РФ выраженный в письме от 27.02.2014 N 3453-09 отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка Солонкину Ф.О. и Волостных А.М. ; обязании Министерство имущественных и земельных отношений "адрес" принять решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером N местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" - б, разрешенное использование: под автостоянку, площадью "данные изъяты" кв.м; подготовить проект договора купли-продажи этого земельного участка и направить его истцам в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что 25.07.2013 Солонкин Ф.О. и Волостных А.М. обратились в Министерство имущественных отношений Тверской области с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" -б, разрешенное использование: под автостоянку, площадь: "данные изъяты" кв.м.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимости: автостоянка, площадь замощенная "данные изъяты" кв.м, помещения охраны 4,4 кв.м, принадлежащая Заявителям на праве общей долевой собственности: Волостных А.М. - доля в праве 2/3. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке; Солонкину Ф.О. - доля в праве 1/3. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером N , необходимый для эксплуатации автостоянки, находится у заявителей в аренде сроком до 25.08.2015 по договору аренды земельного участка от 27.08.2008 N 0310-з/08, зарегистрированного УФРС по Тверской области 23.09.2008 за номером регистрации 69-69-02/123/2008-199, дополнительного соглашения от 10.08.2010 N 422-10 к договору аренды земельного участка N 0310-з/08 от 27.08.2008, зарегистрированного УФРС по Тверской области 22.09.2010 за номером регистрации 69-69-02/145/2010-3.
Письмом от 27.02.2014 года N 3453-09 (направлено в адрес заявителей 14.03.14, что подтверждается оттиском штампа "Почта России" на конверте) Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области отказало в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию не выдавались; участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки до 16 этажей и в зоне формирования магистральной улицы районного значения; часть земельного участка расположена за красными линиями, в составе участка находятся земли общего пользования, поэтому согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ участок не подлежит приватизации; площадь земельного участка превышает площадь объекта недвижимого имущества на нем расположенного.
Данным отказом нарушено исключительное право заявителей на приватизацию земельного участка собственником здания, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, на которых расположены указанные здания, строения, сооружения. Это право осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом и федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка на праве собственности должно быть принято соответствующим органом в месячный срок со дня поступления заявления с просьбой о таком предоставлении. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
На основании ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером N , предназначенный для эксплуатации автостоянки был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в 2004 году на основании акта установления границ земельного участка от 16.07.2003 в соответствии с Актом выбора и обследования площадки от 04.12.2002. В отношении земельного участка заключен договор аренды. Строительство на указанном земельном участке велось с получением предусмотренных законодательством технических условий, заключений, согласований, разрешений, экспертиз, проектной и иной документации.
Таким образом, все действия по формированию и использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а так же строительство, ввод в эксплуатацию и регистрация объекта недвижимости проведены до принятия Постановления от 05.06.2012 N 991 "Об утверждении документации по планировке территории улично-дорожной сети на основе проекта планировки территории по
"адрес" в границах: "адрес" , подъездной железный путь к территории "адрес"
Кроме того, нормами земельного и градостроительного законодательств Российской Федерации не предусмотрено установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков.
В соответствии с ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Данная статья Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений, ограничивающих право граждан на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий им на нраве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и так далее, то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.
Таким образом, ч. 12. ст. 85 ЗК РФ не допускается приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
В настоящее время каких-либо объектов общего пользования на земельном участке с кадастровым номером N не имеется.
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Заявители, владея и пользуясь указанным земельным участком на протяжении ряда лет, полностью соблюдали все ограничения земельного участка, установленные в договоре аренды, а именно: предоставлять беспрепятственный доступ в установленном порядке к объектам сетей работникам предприятий, (организаций) эксплуатационных служб города, в ведении которых находятся инженерные сети, для их ремонта, технического обслуживания; обеспечить сохранность подземных инженерных сетей и готовы соблюдать их в дальнейшем.
Какие-либо иные ограничения и обременения в отношении земельного участка не установлены.
Согласно Свидетельствам о государственной регистрации права от 14.04.2006 Серия 69-АА N 519443, от 03.06.2013 69-АВ N 736786, общая площадь объекта недвижимости: автостоянка составляет "данные изъяты" кв.м, то есть испрашиваемый земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м, существенно не превышает площадь объекта недвижимости на нем расположенного, является обоснованным и необходимым для использования расположенного на нем недвижимого имущества.
Поскольку спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят и законодательство не содержит запрета на оборот таких земельных участков, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области необоснованно отказало в передаче в общую долевую собственность заявителям казанного земельного участка.
Истцы - Солонкин Ф.О. и Волостных А.М., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились, причин неявки не представили, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители истцов - Дмитриенко Н.А. и Дмитриева О.Н. заявленные требования поддержали и просили удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - Крылов А.А. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо наличие одновременно двух условий: противоречие оспариваемого бездействия какому-либо нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Администрации города Твери от 31.12.2003 N 3141 испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду ООО "Альянс-Тверь" под строительство автостоянки.
Между администрацией г. Твери и заявителем заключен договор аренды спорного земельного участка от 06.07.2004 N 614-1 сроком по 10.12.2004.
27.08.2008 между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и Волостных А.М., Солонкиным О.А. заключен договор аренды N 0310-з/108 в отношении спорного земельного участка под автостоянку сроком до 26.08.2010.
Дополнительным соглашением от 10.08.2010 срок вышеуказанного договора аренды продлен до 25.08.2015.
25.07.2014 Солонкин Ф.О., Волостных А.М. обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым N N
В данном случае Министерством принято решение, согласно которому заявителю отказано в продаже спорного земельного участка, выраженное в письме от 27.02.2014 N 3453-09.
Оспариваемое решение Министерства является законным по следующим основаниям.
При вынесении решения об отказе в предоставлении земельного участка заявителям в собственность Министерством учитывалось, что в соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Такой Перечень, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, зарегистрированным в Минюсте России 28.11.2007
N 10555.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Таким образом, указанной нормой установлены сроки принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность и для направления копии этого решения заявителю, для подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка и для направления его заявителю.
Однако это не означает, что предоставление в орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о выкупе земельного участка с приложением документов по установленному перечню само по себе является безусловным основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя.
При наличии установленных законом ограничений или запретов на приватизацию земель указанными органами может и должно быть принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Согласно абзацу второму ч. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.
Данное право является исключительным, что означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением (п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В соответствии с письмом администрации города Твери от 19.09.2013 N 01/5808 - и на испрашиваемом земельном участке нет объектов капитального строительства.
В письме Департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери от N 29/113-и указано, что разрешения на объект капитального строительства по адресу: "адрес" -б, не выдавалось.
Письмом от 13.01.2014 N 01/95-и администрация г. Твери сообщает, что автостоянка по "адрес" изначально была размещена как временный объект до начала реконструкции "адрес" .
По данным ЕГРП за Солонкиным Ф.О., Волостных А.М. зарегистрировано право общей долевой собственности на автостоянку, состоящую из замощенной площади 4398 кв.м, и помещения охраны площадью 4,4 кв.м.
Исходя из положений ст. ст. 130, 273, 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ объект недвижимого имущества, тесно связанный с землей, должен соответствовать таким критериям, как полезные свойства, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится, и от других расположенных на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества, а также невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, используемое для стоянки автомобилей, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность. Оно не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором находится.
Такое покрытие обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства, имеет вспомогательное значение по отношению к недвижимому имуществу, входящему в имущественный комплекс.
В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта.
Факт составления технических паспортов, присвоение кадастровых номеров и государственная регистрации прав на такие объекты сами по себе не являются безусловным основанием для отнесения таких объектов к недвижимому имуществу.
Указанная правовая позиция подтверждается в Определении ВАС РФ от 12.09.2012 N ВАС-11337/12, Определении ВАС РФ от 21.11.2012 N ВАС-11337/12 по делу N А65-5399/2011, Постановлении ФАС ПО от 10.07.2012 N А65-5399/2011, Постановлении ФАС СКО от 26.08.2013 по делу N А53-36788/2012.
Документов, подтверждающих отнесение объекта: автостоянки, состоящей из замощенной площади "данные изъяты" кв.м, и помещения охраны площадью 4,4 кв.м, к объектам капитального строительства (объектам недвижимого имущества), наличие которых на земельном участке дает их собственнику право на приобретение земельного участка, на котором они расположены в порядке ст. 36 ЗК РФ (зданиям, строениям и сооружениям), не представлено.
Согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с оформлением юридическими лицами по их желанию прав аренды земельных участков или с приобретением их в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использовании его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В силу норм ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) предусмотрен ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Земельный участок с кадастровым N N входит в состав территории, для которой разработана документация по планировке территории улично-дорожной сети на основе проекта планировки территории по "адрес" в границах: "адрес" , подъездной железнодорожный путь к территории "Химбазы", утвержденная постановлением Главы администрации города Твери от 05.06.2012 N 991.
В соответствии с вышеуказанной документацией по планировке территории часть рассматриваемого земельного участка попадает в зону формирования "адрес" .
Указанные обстоятельства подтверждаются письмами администрации г. Твери от 19.09.2013 N 01/5808-и, от 13.01.2014 N 01/95-и, а также фрагментом разбивочного чертежа красных линий документации по планировке территории, утвержденной постановлением главы администрации г. Твери от 05.06.2012 N 991, фрагментом основного чертежа генерального плана г. Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394).
В соответствии с ч. 11 ст. 1 ГК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно - кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При указанных обстоятельствах и в силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
Данная правовая позиция подтверждается и сложившейся судебной практикой (дело NА66-8375/2011).
На основании изложенного, предоставление земельного участка будет возможно только после выполнения комплекса землеустроительных работ в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно п. 2 ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
По данным государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок имеет площадь 4415 кв.м, а площадь объекта недвижимости - помещение охраны составляет 4,4 кв.м.
Документов, свидетельствующих о том, что испрашиваемый размер земельного участка обоснован, и участок данной площади необходим для обслуживания и эксплуатации расположенного на нем недвижимого имущества не представлено, что свидетельствует об отсутствии у заявителя права на приватизацию этого участка в испрашиваемом размере.
Формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка не является основанием для предоставления земельного участка в заявленном размере.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011
N 13535/10.
Приведенные обстоятельства являются достаточными для вывода о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка и о законности оспариваемого отказа.
Представитель третьего лица администрации г. Твери - Репина О.Ю. в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Третье лицо - Департамент архитектуры и строительства администрации г. Твери, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явилось, причин уважительности неявки не представило, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, указывает, что из положений земельного законодательства (ст. 36 ЗК РФ) не усматривается, что предоставление в органы государственной власти или органы местного самоуправления заявления о выкупе земельного участка с приложением необходимых документов само по себе является безусловным основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность. Также заявитель указал, что материалами дела установлено, что в состав испрашиваемого земельного участка входят земли общего пользования, запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования, предусмотрен п. 8 ст. 28 ФЗ N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Также апеллянт отмечает, что часть испрашиваемого земельного участка расположена за красными линиями в соответствии с документацией по планировке территории улично-дорожной сети на основе проекта планировки территории по "адрес" . Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела документами, в связи с чем вывод суда о том, что наличие в составе спорного участка земель общего пользования не установлено, не соответствует действительности. Помимо изложенного заявитель полагает, что доказательств, свидетельствующие о том, что испрашиваемый истцами земельный участок обоснован и необходим для обслуживания и эксплуатации расположенного на нем недвижимого имущества материалы дела не содержат. На основании изложенного, заявитель просил решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, противоречащее представленным в материалах дела доказательствам.
В возражениях истца Солонкина Ф.О., поданных представителем по доверенности - Дмитренко Н.А., критикуются доводы апелляционной жалобы со ссылкой на их необоснованность, ввиду чего содержится просьба об оставлении обжалуемого решения без изменения.
Заслушав доклад судьи, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, апелляционной жалобы, поступивших относительно неё возражений, выслушав представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Соколову Ю.С, поддержавшую апелляционную жалобу в полном объеме, представителя Департамента архитектуры и строительства Администрации г. Твери Гончарова Н.И., полагавшего апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, представителя истцов Дмитриеву О.Н., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 12.01.2014 ООО "Альянс-Тверь" заключило с Волостных А.М. инвестиционный договор N 1/04-АТ на строительство автостоянки площадью "данные изъяты" кв.м по "адрес" , кадастровый квартал земельного участка - N .
Для проектирования и строительства автостоянки по "адрес" для ООО "Альянс-Тверь" произведен выбор и обследование площадки, о чем составлен соответствующий акт, утвержденный постановлением главы г. Твери от 31.12.2003 N 3141, а также получено заключение к акту выбора и обследования площадки (от 04.12.2002) для проектирования и строительства автостоянки.
20.01.2004 ООО "Альянс-Тверь" получено разрешение на строительство N 206 автостоянки расположенной на земельном участке по адресу: "адрес" , кадастровый номер N .
Актом государственной приемочной комиссии от 07.09.2004 принято решение о принятии в эксплуатацию автостоянки по "адрес" .
15.09.2004 на основании передаточного акта приема-передачи объекта недвижимости (автостоянки) по инвестиционному договору от 12.01.2004 N 1/04-АТ ООО "Альянс-Тверь" передало Волостных А.М., а последний принял в собственность объект недвижимости: автостоянку (кадастровый номер N общей площадью "данные изъяты" .м, расположенную по адресу: "адрес" , находящуюся на земельном участке с кадастровым номером N , площадью "данные изъяты" кв.м.
Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано заявителями в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, что подтверждается выписками из ЕГРП от 02.06.2014 за N 01/038/2014-1738 и N 01/038/2014-1734.
27.08.2008 Комитетом по управлению имуществом Тверской области издано распоряжение N 1870 "О предоставлении в аренду земельного участка под объектом недвижимости", согласно которому истцам предоставлен в аренду со множественностью лиц на стороне арендаторов из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером N , площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу:
"адрес" - б, под автостоянку.
Во исполнение данного распоряжения 27.08.2008 между сторонами заключен договор аренды земельного участка N 0310-з108.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 10.08.2010 N 2177 срок договора аренды продлен до 25.08.2015.
Удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции, принимая во внимание положения ст. 36 ЗК РФ, и ч. 12 ст. 82 ЗК РФ, пришел к выводу о том, что каких-либо ограничений и обременений в отношении испрашиваемого земельного участка, в том числе наличие земель общего пользования не установлено. При этом в силу положений ст. 133.1 ГК РФ суд посчитал, что на спорном земельном участке имеется единый недвижимый комплекс (помещение охраны и иные сооружения созданные на нем с целью использования автостоянки с ее функциональным назначением), следовательно, в силу положений ст. 36 ЗК РФ, отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в предоставлении в общую долевую собственность испрашиваемого земельный участок является незаконным.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.
Судом установлено, что 15.09.2004 на основании передаточного акта приема-передачи объекта недвижимости (автостоянки) по инвестиционному договору от 12.01.2004 N 1/04-АТ ООО "Альянс-Тверь" передало Волостных А.М., а последний принял в собственность объект недвижимости: автостоянку (кадастровый номер N ) общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенную по адресу: "адрес" , находящуюся на земельном участке с кадастровым номером N , площадью 4 415 кв.м.
По данным ЕГРП за Солонкиным Ф.О., Волостных А.М. зарегистрировано право общей долевой собственности на автостоянку, состоящую из замощенной площади "данные изъяты" кв.м, и помещения охраны площадью 4,4 кв.м.(л.д. 12).
27.08.2008 Комитетом по управлению имуществом Тверской области издано распоряжение N 1870 "О предоставлении в аренду земельного участка под объектом недвижимости", согласно которому истцам предоставлен в аренду со множественностью лиц на стороне арендаторов из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером N , площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес" - б, под автостоянку. 27.08.2008 между сторонами заключен договор аренды земельного участка N 0310-з108.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 10.08.2010 N 2177 срок договора аренды продлен до 25.08.2015.
25.07.2013 истцы обратились с заявлением в Министерство имущественных и земельный отношений Тверской области о предоставлении в долевую собственность земельный участок площадью 4398 кв.м, расположенный под нежилым строением по адресу: "адрес" -б, с кадастровым номером N
Также из материалов дела следует, что в соответствии с письмом администрации города Твери от 19.09.2013 N 01/5808 на испрашиваемом земельном участке нет объектов капитального строительства (л.д. 137)
В письме Департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери от N 29/113-и указано, что разрешения на объект капитального строительства по адресу: "адрес" -б, не выдавалось
(л.д. 138).
Письмом от 13.01.2014 N 01/95-и администрация г. Твери сообщает, что автостоянка по "адрес" -б изначально была размещена как временный объект до начала реконструкции "адрес" (л.д. 139).
По данным ЕГРП за Солонкиным Ф.О., Волостных А.М. зарегистрировано право общей долевой собственности на автостоянку, состоящую из замощенной площади "данные изъяты" кв.м, и помещения охраны площадью "данные изъяты" кв.м (л.д. 12).
27.02.2014 за N 3453-09 принято решение об отказе для предоставления спорного земельного участка, поскольку согласно генеральному плану города Твери, утвержденного решением Тверского городской Думы от 25.12.2012г. N 193(394), испрашиваемый земельный участок расположен в зане многоэтажной жилой застройки до 16 этажей и в зоне формирования магистральной улицы районного значения. Часть земельного участка расположена за красными линиями в соответствии с документацией по планировке территории уличной дорожной сети, в его составе находятся земли общего пользования, а площадь земельного участка с кадастровым номером N существенно превышает площадь помещения охраны, документы, свидетельствующие о том, что испрашиваемый размер земельного участка не обоснован и участок данной площади необходим для обслуживания и эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости не представлены.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В Градостроительном кодексе не имеется различий между понятиями "объект капитального строительства" и "объект недвижимости". Аналогичным образом в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют различия между понятиями "объект недвижимости" и "объект капитального строительства".
В п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" определено, что сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, сооружение должно в обязательном порядке обладать совокупностью характерных для него признаков, иметь наземную и надземную части, а также состоять из несущих строительных конструкций.
Судом первой инстанции установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположена автостоянка, состоящая из замощенной площади 4398 кв.м, и помещения охраны площадью 4,4 кв.м.(л.д. 12).
Согласно статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для признания объекта недвижимым как объекта гражданских прав необходимо также подтверждение того, что данный объект был создан в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Площадки, покрытые асфальтом и обустроенные тротуарным покрытием из бетонной брусчатки, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. По существу покрытие (замощение) какой-либо площади земельного участка несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка и является лишь элементом благоустройства участка.
По мимо изложенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1
"О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" площадки производственные с покрытиями и без покрытий отнесены к сооружениям. При данной правовой квалификации площадок необходимо учитывать Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359 (далее - классификатор основных фондов), который относит площадки и замощения к вспомогательным элементам сооружений (площадка для плотины, мостовое полотно для моста, настил для эстакады, верхнее покрытие автомобильной дороги).
Согласно классификатору основных фондов объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Асфальтовые площадки в виде стоянок для машин не указаны в классификаторе основных фондов в качестве отдельных сооружений.
Таким образом, поскольку из представленных в материалах дела документов, наличие признаков, характерных для объекта капитального строительства (связь с земельным участком и невозможность перемещения без ущерба) не усматривается, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что находящиеся на спорном земельном участке автостоянка и помещение охраны, являются объектами капитального строительства.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что указанное ответчиком основание к отказу в продаже спорного земельного участка, согласно которому в соответствии с генеральным планом города Твери, утвержденным до обращения истцов с заявлением о выкупе спорного земельного участка, решением Тверской городской Думы от 25.12.2012
N 193 (394), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки до 16 этажей и в зоне формирования магистральной улицы районного значение, также является правомерным основанием для отказа.
При наличии указанных обстоятельств, выводы суда первой инстанции о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, ввиду чего обжалуемое решение подлежит отмене как постановленное с нарушением судом при рассмотрении дела норм материального права (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с вынесением по делу нового решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области удовлетворить.
Решение Заволжского районного суда города Твери от
15 сентября 2014 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Солонкину Ф.О. и Волостных А.М. к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании незаконным как не соответствующий ст. 36 ЗК РФ выраженный в письме от 27.02.2014 N 3453-09 отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка Солонкину Ф.О. и Волостных А.М. ; обязании Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области принять решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером N , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, г. "адрес" , разрешенное использование: под автостоянку, площадью "данные изъяты" кв.м.; подготовить проект договора купли-продажи этого земельного участка и направить его истцам в месячный срок с момента вступления решения в законную силу - отказать.
Председательствующий: В.С. Малич
Судьи: Т.В. Кубарева
К.И. Лепская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.