Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Саяпиной Е.Г., Совкича А.П.,
при секретаре Туктагановой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова ИП к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области, Федеральной миграционной службе России о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, понуждении поставить на учет по апелляционной жалобе Миронова ИП на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 11 сентября 2014 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения Миронова И.П., представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области - Гараниной С.А., изучив доводы жалобы, возражения на нее, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миронов И.П. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы РФ по Саратовской области (далее - УФМС России по Саратовской области), Федеральной миграционной службе России (далее - ФМС России) о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении поставить на соответствующий учет. В обоснование заявленных требований указал, что, имея право на получение указанной социальной выплаты, 02 августа 2013 года обратился в УФМС по Саратовской области с заявлением о постановке его на соответствующий учет, приложив необходимые для этого документы. Решениями ответчиков ему было отказано в принятии на учет со ссылкой на то, что он совершил обмен жилыми помещениями. Данные отказы он считает незаконными, поскольку действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, повлекших ухудшение жилищных условий, он не совершал. На основании изложенного истец просил признать незаконным отказ комиссии УФМС России по Саратовской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 21 марта 2014 года, а также признать незаконным отказ комиссии ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в постановке Миронова И.П. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28 февраля 2014 года; обязать ответчиков поставить истца на учет на получение указанной социальной выплаты со 02 августа 2013 года с выслугой лет в органах внутренних дел в календарном исчислении в 21 год 00 месяц 11 дней на 02 августа 2013 года.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 11 сентября 2014 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Миронов И.П. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу УФМС России по Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Миронов И.П. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ответчика УФМС России по Саратовской области Гаранина С.А., считая решение суда законным и обоснованным, просила оставить его оставить без изменения.
Представитель ФМС России в судебное заседание судебной коллегии не явился, извещен о времени и месте надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит необходимым решение суда отменить ввиду нарушения норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности решений ответчиков об отказе Миронову И.П. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как он умышленно ухудшил свои жилищные условия.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления о принятии его на учет, далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ") сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Положениями п. 1 ч. 2 и ч. 4 данной статьи предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением указанных в данном пункте документов.
В соответствии с п. 9 Правил сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании п. 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Миронов И.П. проходит службу в органах внутренних дел РФ. Будучи прикомандированным к УФМС по Саратовской области, занимает должность старшего инспектора отдела информатизации и технической защиты информации УФМС России по "адрес" . Стаж службы в органах внутренних дел составляет более 10 лет.
02 августа 2013 года Миронов И.П. обратился в УФМС России по Саратовской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ. При этом указал, что разведен; стаж службы в органах внутренних дел на 01 января 2013 года составляет 18 лет 06 месяцев 23 дня; помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности, не имеет.
Приказом от 20 февраля 2013 года УФМС по Саратовской области создана комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из положения об указанной комиссии следует, что последняя принимает заявления для принятия на учет сотрудников или членов семьи сотрудников УФМС России по Саратовской области (п. 8.1), рассматривает заявление и документы на заседании комиссии и принимает решение о наличии оснований для принятия сотрудника или члена семьи сотрудника УФМС России по Саратовской области на учет для получения единовременной социальной выплаты либо отказа в принятии с указанием в протоколе заседания комиссии оснований принятого решения (п. 16). Протокол, составленный по результатам заседания комиссии, и копии учетных дел в течение 5 календарных дней направляются с сопроводительным письмом в комиссию ФМС России с целью подтверждения наличия правовых оснований для принятия (отказа в принятии) на учет сотрудника или члена семьи сотрудника (п. 17). С учетом рекомендаций комиссии ФМС России о наличии (отсутствии) правовых оснований для принятия на учет комиссия рассматривает заявление и документы не позднее двух месяцев после подачи их сотрудником или членом семьи сотрудника УФМС России по Саратовской области и принимает решение о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в принятии с указанием оснований принятого решения (п. 18). На основании протокола заседания комиссии разрабатывается приказ УФМС России по Саратовской области о принятии на учет сотрудника УФМС России по Саратовской области или члена его семьи (п. 19).
Как видно из протокола заседания указанной комиссии от "дата" , по результатам рассмотрения заявления Миронова И.П. о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФМС России по "адрес" комиссией было принято решение о наличии оснований для отказа в принятии на учет в связи с совершением Мироновым И.П. намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
При этом было указано, что истец с "дата" до "дата" был зарегистрирован в квартире общей площадью "данные изъяты" расположенной по адресу: "адрес" , в которой, кроме него, зарегистрированы его мать - МЕМ и брат МСП Собственником указанного жилого помещения является МЕМ Комиссия посчитала, что Миронов И.П., не воспользовавшись правом на приватизацию жилого помещения и снявшись с регистрационного учета по указанному адресу, по собственному волеизъявлению прекратил право пользования жилым помещением, то есть ухудшил свои жилищные условия.
В соответствии с выпиской из протокола комиссии ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28 февраля 2014 года в соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ комиссия приняла решение об отказе Миронову И.П. в постановке на учет, поскольку заявитель совершил обмен жилыми помещениями.
Решением комиссии УФМС России по Саратовской области от 21 марта 2014 года истцу было отказано в принятии на учет для получения социальной выплаты по основаниям, указанным в протоколе заседания комиссии ФМС России от 28 февраля 2014 года.
Судебная коллегия считает, что отказ ответчиков в постановке Миронова И.П. на учет является незаконным, поскольку действий с намерением ухудшить свои жилищные условия, а именно обмен жилыми помещениями, Миронов И.П. не совершал.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из материалов дела, истец членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" , не является, общего хозяйства с ним не ведет, поскольку в данном жилом помещении не проживает с 1988 года ввиду создания своей семьи и выездом в связи с этим из указанной квартиры. По данному адресу истец сохранял регистрацию до "дата" . Данные обстоятельства подтверждается объяснениями Миронова И.П., справкой с места жительства от "дата" (л.д. 13), показаниями свидетелей МСП , МЕМ
Согласно свидетельству N от "дата" истец имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: "адрес" , начиная с "дата" по "дата" .
Из объяснений истца следует, что он проживает по указанному адресу с 2008 года. Данные объяснения Миронова И.П. подтверждаются показаниями свидетелей МАВ , ФСБ , МСП , МЕМ , АГД , а также договором купли-продажи от "дата" о приобретении Мироновым И.П. окон и передаче данных изделий по адресу: "адрес" , договором подряда на монтаж изделий из ПВХ-профиля от "дата" , заключенного с Мироновым И.П., на монтаж изделий по указанному адресу.
"дата" между ТСА (наймодателем) и Мироновым И.П. (нанимателем) был заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" , на срок до "дата" .
При этом судом установлено, что Миронов И.П. членом семьи наймодателя ТСА не является.
Доказательств, подтверждающих, что истец является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес" - МЕМ , в том понятии, которое употребляется в ст. 31 ЖК РФ, ответчики суду не представили.
Согласно положениям п. 9 указанных Правил сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: а) обмен жилыми помещениями; б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); г) выделение доли собственниками жилых помещений; д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Однако по делу таких обстоятельств не установлено, поэтому судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что Миронов И.П. намеренно не ухудшал свои жилищные условия, так как не совершал действий, указанных в п. 9 Правил.
Вопреки выводам суда право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья закон не связывает с регистрационным учетом сотрудника, а с фактом его проживания на определенной жилой площади. Снятие Миронова И.П. с регистрационного учета не может расцениваться как намеренное ухудшение им своих жилищных условий.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решений ответчиков об отказе истцу в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Из п. 19 Положения N 2 к приказу УФМС по Саратовской области от 20 февраля 2013 года о создании комиссии по рассмотрению вопросов, предоставления сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, следует, что принятие на учет сотрудника осуществляется на основании приказа УФМС России по Саратовской области.
В соответствии с п. 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Миронова И.П. о возложении на УФМС России по Саратовской области обязанности по постановке его на учет для получения указанной выплаты, начиная со дня подачи им соответствующего заявления от 02 августа 2013 года.
Оснований для возложения указанной обязанности на ФМС России не имеется.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истца о принятии на учет с указанием выслуги лет в органах внутренних дел в календарном исчислении на 02 августа 2013 года - 21 год 00 месяц 11 дней, поскольку при подаче заявления от 02 августа 2013 года о принятии его на учет для получения вышеназванной социальной выплаты Миронов И.П. указывал стаж службы в органах внутренних дел на 01 января 2013 года - 18 лет 06 месяцев 23 дня, при этом отсутствие у истца необходимой выслуги лет предметом отказа ответчиков в принятии истца на соответствующий учет не являлось.
На основании изложенного судебная коллегия находит необходимым отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Миронова И.П. о признании незаконными решений комиссии УФМС России по Саратовской области и комиссии ФМС России от 21 марта 2014 года и 28 февраля 2014 года соответственно об отказе Миронову И.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и понуждении комиссии УФМС России по Саратовской области к постановке Миронова И.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения со 02 августа 2013 года, приняв в указанной части новое решение об удовлетворении данных исковых требований. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 11 сентября 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Миронова ИП о признании незаконным решения комиссии УФМС России по Саратовской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения об отказе Миронову ИП в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 21 марта 2014 года, решения комиссии ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения об отказе Миронову ИП в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 28 февраля 2014 года, понуждении комиссии УФМС России по Саратовской области к постановке Миронова ИП на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения со 02 августа 2013 года.
Принять в указанной части новое решение, которым признать незаконным решение комиссии УФМС России по Саратовской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения об отказе Миронову ИП в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 21 марта 2014 года и решение комиссии ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения об отказе Миронову ИП в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 28 февраля 2014 года.
Обязать УФМС России по Саратовской области поставить Миронова ИП на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения со 02 августа 2013 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.