Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.И.,
судей Лобановой Н.В., Рассошенко Н.П.,
при секретаре судебного заседания Драчевой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 28 августа 2014 г. апелляционную жалобу министерства по делам молодежи и спорту "данные изъяты" на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 10 июня 2014 г., которым постановлено:
"требования М.А.В., М.М.С. о признании незаконными действий мэрии г. Архангельской по исключению семьи М. из списка молодых семей - участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей г. Архангельска (2012-2015 годы)", признании незаконными действий министерства по делам молодежи и спорту "данные изъяты" по исключению семьи из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, возложении обязанности на министерство по делам молодежи и спорту "данные изъяты" по включению семьи М. в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, возложении обязанности на мэрию г. Архангельска по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты удовлетворить.
Признать незаконными действия мэрии г. Архангельской по исключению семьи М.А.В., включая М.М.С., М.П.А. из списка молодых семей - участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей г. Архангельска (2012-2015 годы)".
Признать незаконными действия министерства по делам молодежи и спорту "данные изъяты" по исключению семьи М.А.В., включая М.М.С., М.П.А. из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году по муниципальному образованию "Город Архангельск".
Возложить на министерство по делам молодежи и спорту "данные изъяты" обязанность по включению семьи М.А.В., включая М.М.С., М.П.А. в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году по муниципальному образованию "Город Архангельск".
Возложить на мэрию г. Архангельска обязанность выдать семье М.А.В., включая М.М.С., М.П.А. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу М.А.В. государственную пошлину в возврат в размере "данные изъяты" руб.
Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу М.М.С. государственную пошлину в возврат в размере "данные изъяты" руб.
Взыскать с министерства по делам молодежи и спорту "данные изъяты" в пользу М.А.В. государственную пошлину в возврат в размере "данные изъяты" руб.
Взыскать с министерства по делам молодежи и спорту "данные изъяты" в пользу М.М.С. государственную пошлину в возврат в размере "данные изъяты" руб.".
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.А.В. и М.М.С. обратились в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просили признать незаконными действия мэрии г. Архангельска и министерства по делам молодежи и спорту "данные изъяты" по исключению их семьи из списка молодых семей - участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2012-2015 годы)" и списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году по муниципальному образованию "Город Архангельск", возложении на министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области обязанности включить их семью в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году по муниципальному образованию "Город Архангельск", на мэрию г. Архангельска - выдать на состав семьи заявителей свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование заявленных требований указали, что в 2010 г. обратились в мэрию г. Архангельска с заявлением о включении их в долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы)". Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. управление "данные изъяты" г. Архангельска сообщило о признании их семьи участником данной программы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. служба "данные изъяты" г. Архангельска по городскому хозяйству сообщила о включении их семьи в утвержденный министерством по делам молодежи и спорту "данные изъяты" список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по муниципальному образованию "Город Архангельск" в 2013 г. и предложила представить дополнительные документы. Вместе с тем, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома им было отказано с исключением из указанных списков со ссылкой на несоответствие представленных документов условиям участия в названной программе. Полагая данные действия незаконными, заявители обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
М.А.В. и М.М.С., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о проведении судебного заседания в их отсутствие.
Представитель заявителей Подшивалова С.И. на удовлетворении уточненных требований настаивала по изложенным основаниям.
Представители мэрии г. Архангельска Антипова С.А. и министерства по делам молодежи и спорту "данные изъяты" Данилова Н.В. с заявленными требованиями и доводами в их обоснование не согласились, указав на то, что несоответствие семьи М. установленным нормативными правовыми актами условиям участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, послужило основанием для исключения заявителей по ходатайству мэрии г. Архангельска из утвержденного министерством списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительства индивидуального жилого дома в 2013 г.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилось министерство по делам молодежи и спорту "данные изъяты". В апелляционной жалобе просит данное судебное постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что применительно к положениям п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в жилых помещениях, которые в установленном порядке признаны непригодными для проживания. Такого решения в отношении жилого помещения, занимаемого семьей заявителей на дату подачи заявления на участие в программе "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы)" уполномоченным органом (межведомственной комиссией) не принято. Полагала, что указав на несоответствие этого жилого помещения установленным требованиям, суд первой инстанции вышел за пределы предоставленных ему действующим законодательством полномочий. Также указывает на тождественность используемых в статьях 15 и 51 Жилищного кодекса РФ понятий "несоответствие жилого помещения установленным требованиям" и "непригодность жилого помещения для проживания".
В представленных относительно апелляционной жалобы возражениях представитель заявителей Подшивалова С.И. просит обжалуемое судебное постановление оставить без изменения.
Заслушав представителя заявителей Подшивалову С.И., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность оспариваемого решения суда в установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ пределах, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов, решением мэрии г. Архангельска, принятом на основании обращения М.А.В. и М.М.С. от ДД.ММ.ГГГГ., семья заявителей, состоящая из трех человек, признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, и под номером 198 включена в сводный список молодых семей - участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы)", изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию "Город Архангельск", утвержденный распоряжением мэра г. Архангельска от 10.06.2010 г. N 1036р.
В силу п. 1.1 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, утвержденных постановлением мэра г. Архангельска от 12.03.2010 N 139, обязательства перед молодыми семьями, признанными участниками городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы)", и не получившими социальную выплату в период ее действия исполняются в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2012-2015 годы)".
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. N служба "данные изъяты" г. Архангельска по городскому хозяйству сообщила заявителям о том, что в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2012-2015 годы)" семья М. включена в утвержденный министерством по делам молодежи и спорту "данные изъяты" список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по муниципальному образованию "Город Архангельск" в 2013 г.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. N служба "данные изъяты" г. Архангельска по городскому хозяйству сообщила заявителям об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в связи с несоответствием критерию нуждаемости в жилом помещении на дату подачи заявления об участии в указанной программе.
Не согласившись с данным решением, заявители оспорили его в судебном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на дату обращения заявителей в орган местного самоуправления с заявлением об участии в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2010-2011 годы)" семья М. соответствовала условиям допуска к участию в этих программах, в связи с чем оснований для исключения ее из утвержденных списков и отказа в выдаче сертификата на получение единовременной социальной выплаты не имелось.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, так как они мотивированны, основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым дана оценка в соответствие с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют положениям жилищного законодательства в их правильном истолковании.
Так, в силу п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285, применительно к названным Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Аналогичные критерии приведены и в п.п. 1.6-1.7 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, утвержденных постановлением мэра г. Архангельска от 12.03.2010 N 139.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При этом судебная коллегия признает правильными выводы суда первой инстанции о том, что используемые жилищным законодательством термины "жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания" (ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ) и "жилое помещение, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям" (п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ) не являются равнозначными; последнее понятие более широкое, поскольку несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, не предполагает обязательного признания жилого помещения непригодным для проживания.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что на дату обращения с заявлением об участии в названных программах молодая семья М., состоящая из трех человек, проживала в жилом помещении, не отвечающем требованиям п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, и п. 2 решения исполнительного комитета Архангельского городского Совета народных депутатов от 21.01.1986 N 13 "О санитарно-техническом состоянии и благоустроенности жилого помещения в г. Архангельске".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что семья заявителей отвечает критерию нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, применительно к приведенным положениям п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в силу указанной нормы нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны только лица, чьи жилые помещения в установленном порядке признаны непригодными для проживания, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного жилого дома - аварийным и подлежащим сносу в силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ влечет возникновение у граждан, занимающих такие жилые помещения, права на внеочередное предоставление другого благоустроенного жилого помещения площадью не менее ранее занимаемого. При этом жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников и иных условий. Таким образом, наступление указанных обстоятельств (признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания) применительно к установленной ст. 51, ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ процедуре не может являться одним из критериев учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку влечет возникновение у соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления, в чьем ведении находится жилищный фонд, обязанности предоставить жилое помещение незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
Выводы суда об обстоятельствах дела подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Вопрос о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов разрешен судом в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ.
В части удовлетворения требований заявителей к мэрии г. Архангельска решение суда участвующими в деле лицами, в том числе названным лицом, не обжалуется, судебная коллегия также не усматривает установленных абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ оснований для выхода за пределы доводов жалобы.
Таким образом, решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 10 июня 2014 г., проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 10 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства по делам молодежи и спорту "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи Н.В. Лобанова
Н.П. Рассошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.