Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Смоленцева М.В.,
судей Корепановой С.В., Панас Л.Ю.,
при секретаре Попиль И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе истца Климова Г.Л. на решение Коношского районного суда Архангельской области от 16 октября 2014 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Климова Г.Л. к администрации МО "Коношское" об обязании принять его на учет вне очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди - отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Корепановой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климов Г.Л. обратился в суд с иском к администрации МО "Коношское" об обязании принять его на учет нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке, предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивировал тем, что принадлежащая ему на праве собственности квартира, расположенная по адресу: Архангельская область, Коношский район, п. Коноша, "адрес" в результате пожара, имевшего место 12 мая 2010 г., уничтожена, в связи с чем он поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в общем порядке. Полагает, что в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Палкина А.Л. в суде с иском не согласилась, указав, что истец был ошибочно поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку не являлся и не является малоимущим.
Третье лицо жилищная комиссия МО "Коношское" своего представителя в суд не направило.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился истец, просит его отменить.
В апелляционной жалобе высказывает несогласие с выводом суда о том, что он не является и не признан малоимущим для принятия на учет нуждающихся. Указал, что с учетом справки о пенсии, полученной в ноябре 2014 г., мог быть признан таковым на момент пожара в мае 2010 г. и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу представители ответчика и третьего лица просили оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, изучив материалы дела, заслушав истца Климова Г.Л., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что истец являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: пос. Коноша Архангельской области, "адрес", которая в результате пожара, имевшего место 12 мая 2010 г., уничтожена.
На основании распоряжения главы МО "Коношское" от 01 ноября 2010г. N 668 истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обследование жилого "адрес", в котором расположена квартира истца, межведомственной комиссией не проводилось.
Решением и.о. главы МО "Коношское" от 22 сентября 2014 г. N 72 Климову Г.Л. отказано в признании малоимущим, в связи с чем распоряжением и.о. главы МО "Коношское" от 29 сентября 2014 г. N 1436 истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в МО "Коношское".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для постановки истца на учет нуждающихся и предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку в установленном законом порядке он не признан малоимущим, то есть неспособным приобрести на свои личные средства жилое помещение.
Судебная коллегия с выводом суда согласна, находит его основанным на анализе норм действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев, в том числе предоставление жилых помещений во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из содержания вышеизложенных норм права следует, что жилищное законодательство предусматривает для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Указанное также согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 05 марта 2009 г. N 376-О-П, из которого следует, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В рассматриваемой ситуации жилое помещение истцу как лицу, не состоящему на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при этом лишившемуся жилья в результате пожара, могло быть предоставлено вне очереди в случае признания его в установленном законом порядке малоимущим гражданином, и, в силу этого, не имеющего возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Таким образом, вопрос о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма мог быть разрешен при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства - подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении и неспособности приобрести на свои личные средства жилое помещение.
В ходе разрешения настоящего спора указанные условия обеспечения жилым помещением по договору социального найма судом не установлены.
Решение от 22 сентября 2014 г. N 72 об отказе Климову Г.Л. в признании малоимущим, а также распоряжение от 29 сентября 2014 г. N1436 о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в МО "Коношское", истцом в установленном порядке не обжалованы.
Поскольку истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, не признан малоимущим, у органа местного самоуправления не возникла обязанность предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, несмотря на факт полной гибели принадлежащего и занимаемого им жилого помещения.
При таких обстоятельствах, поскольку истцом на момент рассмотрения дела не было представлено документов, подтверждающих признание его в установленном законом порядке малоимущим, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для постановки на учет нуждающихся и, как следствие, предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о возможности признания истца на момент пожара в мае 2010 г. малоимущим для принятия на учет нуждающихся на основании справки о пенсии, полученной в ноябре 2014 г. после вынесения обжалуемого решения, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Поскольку истец доказательств, подтверждающих факт отсутствия у него на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции возможности для предоставления указанной справки, не представил, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для принятия и оценки новых доказательств.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коношского районного суда Архангельской области от 16 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Климова Г.Л. без удовлетворения.
Председательствующий М.В.Смоленцев
Судьи С.В.Корепанова
Л.Ю.Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.