Ростовский областной суд
в составе судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Третьякове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по иску Савчук Ирины Владимировны, Агамирова Эльнура Ингилаба оглы к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области, Правительству Ростовской области, Администрация г.Донецка, Комитету по управлению имуществом г.Донецка об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
с участием представителя истцов - адвоката Козлова Р.М., представителя Правительства Ростовской области - Пилипеевой Н.Л.,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с требованием к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, сославшись на следующие обстоятельства. Истцам на основании договоров купли-продажи от ... года принадлежат нежилые помещения, расположенные в ... Земельным участком площадью ... кв.м из категории земель населенных пунктов, находящимся по адресу: ... (кадастровый номер ... ), они пользуются на основании договора переуступки права аренды от ... года с предыдущим собственником строений (первоначальный договор аренды от ... года).
Расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществлен исходя из его кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2007 года в размере ... рублей, которая значительно выше его рыночной стоимости, рыночная стоимость согласно отчету об оценке составляет ... рублей. В целях снижения арендной платы, ссылаясь на положения ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истцы просили суд установить кадастровую стоимость упомянутого земельного участка в размере его рыночной стоимости согласно данным отчета оценщика по состоянию на 1 января 2007 года.
В ходе рассмотрения дела 26 декабря 2014 года представитель истцов в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил, что просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной согласно заключению эксперта, по состоянию на 1 января 2007 года в сумме ... рубль.
На основании ч. 3 ст. 40 ГПК Российской Федерации определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г.Донецка, Комитет по управлению имуществом администрации г.Донецка как органы, представляющие интересы муниципального образования, в бюджет которого должны поступать платежи за пользование земельным участком, а также Правительство Ростовской области, как государственный орган, утвердивший оспариваемую кадастровую стоимость и возражающий против ее пересмотра.
В судебном заседании представитель истцов адвокат Козлов Р.М., действующий на основании ордера и доверенностей (л.д.45-47 том 1) поддержал исковые требования в уточненной редакции. Истцы в суд не явились, извещены надлежаще, ранее просили дело рассмотреть в их отсутствие с участием представителя, поэтому дело рассмотрено в отсутствие истцов в силу частей 3,5 статьи 167 ГПК Российской Федерации.
Представитель Правительства Ростовской области Самсонова Н.Н., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представители Администрации г.Донецка и Комитета по управлению имуществом Администрации г.Донецка в суд не явились, извещены надлежаще, в возражениях на иск просили в удовлетворении иска отказать, полагая его необоснованным.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в суд не явился, извещен надлежаще, дело рассмотрено в его отсутствие в силу ч.4 ст.167 ГПК Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Савчук И.В. и Агамирову Э.И.оглы на основании договоров купли-продажи от ... года принадлежат нежилые помещения, расположенные в ... (л.д.12-33 том 1).
Земельным участком площадью ... кв.м из категории земель населенных пунктов, находящимся по адресу: ... (кадастровый номер ... ), они пользуются на основании договора переуступки права аренды от ... года с предыдущим собственником строений (первоначальный договор аренды с [ФИО]11 заключен ... года).
Расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществлен исходя из его кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2007 года в размере ... рублей. Согласно уведомлению к договору аренды (л.д.42-43 том 1) расчет годовой арендной платы за 2014 год составляет ... рублей.
Истцы в обоснование доводов о завышенной кадастровой оценке земельного участка ссылались на отчет о рыночной стоимости земельного участка N ... , выполненный оценщиком [ФИО]12, а также на положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков НП " ... " от ... года. В отчете приведена рыночная стоимость участка на 01.01.2007 года в размере ... рублей, именно эта стоимость, подлежала, по мнению истцов, использованию в расчете арендной платы за 2013-2014 годы. В ходе рассмотрения дела, принимая во внимание проведение назначенной судом оценочной экспертизы, исковые требования скорректированы до размера рыночной стоимости ... рубль.
Анализ представленных доказательств приводит к следующим выводам.
Результаты государственной кадастровой стоимости оценки земель населенных пунктов Ростовской области утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212, вступившим в силу с 1 января 2009 года.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 778 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по кадастровым кварталам, населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) Ростовской области и групп видов разрешенного использования земельных участков" (пункт 2) признано утратившим силу постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212, которым утверждались результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года. Данное постановление опубликовано 26.11.2014 года и вступает в силу через месяц после официального опубликования, таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года утрачивают силу и не подлежат применению в новом налоговом периоде.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года проводилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316.
В силу пунктов 4, 5, 12 названных Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", установившей новые правила проведения государственной кадастровой оценки и оспаривания её результатов. Однако положения этой главы, действующей в настоящее время в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, не применяются к результатам государственной кадастровой оценки земель поселений Ростовской области и оспариванию этих результатов согласно ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, поскольку договоры на проведение этой оценки были заключены до истечения срока, указанного в Законе.
Согласно пункту 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей ныне редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Вместе с тем, данная редакция п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации на основании ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям по тем же причинам, что и положения главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Действовавшая на момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области и утверждения её результатов редакция п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, ранее действовавшее законодательство, как и действующие в настоящее время нормы, не содержало запрета на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении этого участка его рыночной стоимости на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость.
При таком пересмотре достоверность кадастровой оценки земельного участка и законность нормативного акта о её утверждении предметом оспаривания не являются, как не оспаривается и законность действий или бездействия соответствующих государственных и муниципальных органов.
Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (в редакции от 22.10.2010) утвержден федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.08.2007 N 10040), также действуют ФСО N2 "Цель оценки и виды стоимости" (утвержден приказом от 20 июля 2007 года N255), ФСО N3 "Требования к отчету об оценке" (утвержден приказом от 20 июля 2007 года N254).
Определением суда от 31 октября 2014 года была назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО " ... ".
Согласно экспертному заключению N ... от ... года рыночная стоимость названного выше земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года составляет ... рубль (л.д.88-133 том 2).
Выводы заключения эксперта о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 года лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Вместе с тем суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N776 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 года, постановление опубликовано 27 ноября 2014 года на "Официальном интернет-портале правовой информации", вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Согласно статье 24.17 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
Статьей 24.20 данного Федерального закона урегулированы вопросы внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости в результате рассмотрения соответствующего спора в рамках общего правового регулирования согласно положениям главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Настоящий спор, исходя из принципа действия закона во времени, рассматривался не по правилам статьи 24.18 названного выше Федерального закона, а положения главы "Государственная кадастровая оценка" применительно к оспариванию действовавшей в Ростовской области кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007 года не применимы, в том числе и положения абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона.
Правовым механизмом изменения кадастровой стоимости земельного участка в результате рассмотрения спора выступает внесение сведений о такой стоимости на определенную дату в государственный кадастр недвижимости надлежаще уполномоченным субъектом - ФГБУ "ФКП Росреестра".
После вступления в силу постановления Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N776 об утверждении новой кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 года именно эти результаты и подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости вместо данных о кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2007 года, которая после обновления данных ГКН приобретает статус неактуальной.
Суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих оснований на данном этапе для внесения сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года в государственный кадастр недвижимости, учитывая при этом принцип непрерывной актуализации изменения сведений государственного кадастра недвижимости. Пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" относится к спорам, разрешаемым на основании статьи 24.18 Федерального закона.
В данном случае судебные расходы в связи с проведением экспертизы подлежат возложению на истцов, которые в своем интересе просили установить кадастровую стоимость участка в размере равной рыночной.
При отказе в удовлетворении иска судебные расходы - ... рублей (стоимость проведения экспертизы) подлежат взысканию с истцов на основании статей 96,103 ч.2 ГПК Российской Федерации в равных долях (по ... рублей) в пользу экспертного учреждения, исходя из общего размера стоимости экспертных услуг согласно финансово-экономическому обоснованию, которое суд находит обоснованным и разумным.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении иска Савчук Ирины Владимировны, Агамирова Эльнура Ингилаба оглы об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв.м из категории земель населенных пунктов, находящегося по адресу: ... (кадастровый номер ... ), в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года в сумме ... рубль.
Взыскать с Савчук Ирины Владимировны, Агамирова Эльнура Ингилаба оглы в пользу ООО " ... " (ИНН ... ) за проведенную судебную оценочную экспертизу по настоящему гражданскому делу (заключение N ... от ... года) по ... рублей с каждого.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.М. Абрамов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.