Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Шукеновой М.А., Иволгиной Н.В.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 14 января 2015 года дело по апелляционной жалобе директора казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" " ... " на решение Крутинского районного суда Омской области от 06 ноября 2014 года, которым казенному учреждению Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" в признании незаконным представления прокурора Крутинского района прокуратуры Омской области от " ... " года N " ... " "Об устранении нарушений законодательства о занятости населения" отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
КУ Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" обратилось в суд с заявлением об обжаловании представления прокурора Крутинского района прокуратуры Омской области.
В обоснование требований учреждение указало, что по результатам проведенной проверки соблюдения требований законодательства о занятости населения прокурором на имя директора КУ Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" " ... " было внесено представление, согласно которому отказ в регистрации в качестве безработного " ... " ввиду непредставления справки о среднем заработке установленного образца является незаконным, поскольку требуемую справку гражданин предоставить лишен возможности ввиду ликвидации работодателя.
Между тем, необходимость предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы для признания гражданина безработным, установлена статьей 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 года N 891.
Вместо справки о среднем заработке " ... " была представлена справка из муниципального архива о заработке по последнему месту работы за период с " ... " года по " ... " года помесячно, при этом компенсация за неиспользованный отпуск в расчет не включена.
С учетом положений Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 года N 62, центр занятости не имел возможности прийти к однозначному выводу о среднем заработке " ... " по данным представленной им архивной справки.
Соответственно, центр занятости не имел законных оснований зарегистрировать " ... " в качестве безработного.
На основании указанного учреждение просило признать представление прокурора Крутинского района прокуратуры Омской области от " ... " года N " ... " года недействительным.
В судебном заседании представитель КУ Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" " ... " просила заявленные требования удовлетворить. Дополнительно пояснила, что " ... " бланк заявления, который необходимо заполнить для регистрации в целях поиска работы, в центр занятости не сдавал, в связи с чем, оснований для его регистрации в качестве безработного не имелось. Также она указала, что архивная справка о заработной плате " ... " не соответствует требованиям, предъявляемым к справке о среднем заработке за последние " ... " месяца работы, необходимой для постановки на учет и назначения пособия по безработице.
Помощник прокурора " ... " указала, что оспариваемое представление является законным, просила в удовлетворении требований отказать. Дополнительно пояснила, что какой-либо бланк " ... " не выдавался, а после обращения за разъяснением данной ситуации прокурору было сообщено работником центра, что единственной причиной отказа в постановке на учет является справка ненадлежащей формы.
" ... " в судебном заседании подтвердил, что бланк заявления для регистрации ему выдан не был, разъяснений по указанному поводу дано не было. Также указал, что ему было отказано в постановке на учет несколько раз ввиду предоставления справки ненадлежащей формы.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе директор КУ Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" " ... " просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что судом не было учтено, что " ... " при обращении в центр занятости не было представлено необходимое заявление. Кроме того, в оспариваемом представлении прокуратурой не было конкретно указано, какие именно нормы законодательства были нарушены центром в целом. Между тем п. 4 Правил регистрации безработных граждан содержит в себе исчерпывающий перечень документов, предоставление которых необходимо для регистрации и постановки на учет по безработице, при том, что перечень заменяющих их документов каким-либо нормативным актом не утвержден.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор района " ... " полагает доводы жалобы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению. Указывает, что " ... " в настоящее время зарегистрирован в центре занятости в целях поиска работы, но решение о признании его безработным до сих пор не принято. Также полагает, что архивная справка, предоставленная указанным лицом, является единственным доступным официальным документом, содержащим сведения о среднем заработке за последние 3 месяца, в связи с ликвидацией работодателя " ... " в " ... " году. Кроме того ранее " ... " состоял на учете в качестве безработного и им была предъявлена необходимая справка.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. " ... ").
Представитель прокуратуры Омской области " ... " приняла участие в судебном разбирательстве. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя прокуратуры Омской области " ... ", согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с п. 2 ст.1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24,28 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Крутинского района по заявлению " ... " была проведена проверка соблюдения требований законодательства о занятости населения в КУ Омской области "Центр занятости населения Крутинского района", внесено представление N " ... " от " ... " года.
Результатами проведенной проверки было установлено, что " ... " года в КУ Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" в целях поиска подходящей работы обратился " ... ", которым для регистрации в качестве безработного был представлен ряд документов, в том числе справка из архивного фонда Администрации Крутинского муниципального района по последнему месту работы за период с " ... " года по " ... " года помесячно, при этом компенсация за неиспользованный отпуск в расчет не включена (л.д. " ... ").
В постановке на учет в качестве безработного и назначения пособия по безработице ему было отказано в связи с непредоставлением справки о среднем заработке за последние 3 месяца работы по последнему месту работы согласно форме, утвержденной распоряжением Главного управления от 29.09.2009 года N 126-р "Об утверждении Методических рекомендаций по практическому применению отдельных положений Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (приложение N 1).
Вместе с тем было установлено, что " ... " был объективно лишен возможности предоставить справку о среднем заработке установленного образца ввиду ликвидации его последнего работодателя (ЗАО " " ... "") на основании определения Арбитражного суда Омской области по делу N " ... ", о чем " ... " года в ЕГРЮЛ была сделана соответствующая запись.
Прокурор полагал, что отказ в регистрации в качестве безработного " ... " свидетельствует о незаконном ущемлении гарантированного Конституцией Российской Федерации права гражданина на труд и получение социальных выплат, в связи с чем КУ Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" было предписано принять незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений законодательства (л.д. " ... ").
Согласно ответу КУ Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" от " ... " года Центр занятости не располагает всеми документами, определенными п. 2 ст. 3 Закона "О занятости в Российской Федерации", отсутствует справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, следовательно, основания для принятия решения о признании или отказе в признании гражданина безработным отсутствуют. Также указывалось, что представленная " ... " архивная справка не содержит достаточных данных по последнему месту работу гражданина (л.д. " ... ").
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции решение о признании " ... " безработным принято не было.
Разрешая спор, суд, руководствуясь ст. 3, 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", исходил из того, что непредоставление " ... " справки о среднем заработке не препятствует постановке указанного гражданина на учет в качестве безработного, что является правильным.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу абз. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Порядок регистрации безработных граждан установлен Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы " ... " представлена быть не может, в связи с ликвидацией ЗАО " " ... "" (определение Арбитражного суда Омской области по делу N " ... ").
Сведения о невозможности " ... " предоставить необходимую справку ввиду отсутствия указанного предприятия были также предоставлены прокурору в ответе директора КУ Омской области "Центр занятости Крутинского района" на запрос от " ... " года N " ... " (л.д. " ... ").
Между тем, отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы, само по себе, не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 1 и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать на равных основаниях лицам, временно лишившимся работы, заработка, дохода, учитывая целевое назначение пособия по безработице, которое как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в том, чтобы предоставить безработному гражданину временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 22 октября 2009 года N 15-П, Определения от 21 декабря 2004 года N 421-О, от 15 ноября 2007 года N 730-О-О и от 12 апреля 2011 года N 550-О-О).
Позиция представителя центра в суде первой инстанции и аналогичная позиция, изложенная в апелляционной жалобе о том, что отсутствие справки о средней заработной плате за последние 3 месяца работы, препятствует признанию Ничкова Н.И. безработным, основана на неправильном толковании Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Условия назначения пособия по безработице, сроки выплаты и его размер регулируются ч. 2 ст. 30, ст. 31 и ч. 1 ст. 34 указанного закона. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Из указанных норм права следует, что отсутствие у " ... " справки о среднем заработке после длительного перерыва трудовой деятельности не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного и для получения минимального размера пособия.
На основании вышеизложенного, отсутствие утвержденного перечня документов, заменяющих перечисленные в п. 4 Правил регистрации безработных граждан, не является препятствием для постановки гражданина на учет в качестве безработного, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Указание на непредставление " ... " заявления в целях поиска подходящей работы в КУ Омской области "Центр занятости Крутинского района" факта неоднократного обращения " ... " в КУ Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" с целью регистрации в качестве безработного не опровергает, равно как и факта предоставления указанным гражданином при одном из обращений комплекта документов, предусмотренных ч. 2 ст. 3 Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и п. 4 Правил регистрации безработных граждан.
Ссылки о том, что в оспариваемом представлении не было конкретно указано, какие именно нормы законодательства были нарушены центром в целом, отклоняются, поскольку оспариваемое представление, исходя из его содержания, было вынесено в адрес КУ Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" для устранения нарушений прав граждан регламентированных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Исходя из изложенного, и в связи с тем, что права " ... " не могут быть нарушены по формальным основаниям, судебная коллегия находит решение суда правильным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Крутинского районного суда Омской области от 06 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения Крутинского района" " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.