Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего БАННОГО И.И.,
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В., МАКЛАШОВА В.И.,
при секретаре МИЛИЦА Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2014 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по апелляционной жалобе П. на решение Советского районного суда г. Брянска от 08 октября 2014 года по делу по иску П. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области об обязании оформить и выдать государственный жилищный сертификат без обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
П. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с Законом РФ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" она является лицом, на которое распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом. Как нуждающаяся в жилом помещении имеет право на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья с составом семьи из трех человек: она, ее муж и дочь.
С 24.02.2012 г. она и члены ее семьи (3 человека ) состоят на жилищном учете в Фокинской районной администрации г.Брянска в списке общей очереди на получение жилья по договору социального найма.
Письмом Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 21.03.2014 г. N 418-ДС истицу уведомили об отказе в предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья со ссылкой на п. 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, согласно которому в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Полагая данный отказ незаконным, П. просила суд обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области оформить, как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Брянской области, и выдать ей государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека без обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения.
В судебном заседании П. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области К. в судебном заседании иск не признала.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе П. просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права без учета фактических обстоятельств дела. Суд, по ее мнению, не учел, что трое членов ее семьи (она, ее муж и дочь) не являются стороной договора социального найма жилого помещения, основным нанимателем которого является отец ее супруга. В связи, с чем полагает, что Департамент не вправе был требовать от нее расторжения договора найма жилого помещения, стороной которого она не является.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения истицы, представителя П.Е. в ее интересах, поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших отменить решение суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Как следует из материалов дела, П. относится к категории граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", т.к. является добровольно выехавшей из зоны отселения, что подтверждается удостоверением сер. АЕ N от 05.05.2008 г.
В силу п. 7 ст. 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
По делу установлено, что истица проживает и зарегистрирована по договору социального найма в муниципальной квартире по адресу: "адрес" с составом семьи из трех человек с 24.02.2012 г. состоит на жилищном учете в Фокинской районной администрации г. Брянска в списке общей очереди на получение жилой площади по договору социального найма.
Письмом Департамента строительства и архитектуры Брянской области N 418-ДС N 21.03.2014 г. П было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с неисполнением ею обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении иска П., суд первой инстанции правильно исходил из того, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований с учетом фактических обстоятельств дела не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Подпункт "е" пункта 5 Правил предусматривает, что правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно указанным Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (подпункт "б" пункта 16.1); в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения выдача сертификата указанному гражданину не производится (пункт 16.3).
Таким образом, в силу приведенных правовых норм, обязательным условием для выдачи государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является расторжение договора социального найма жилого помещения и освобождение занимаемого жилого помещения.
Право нанимателя жилого помещения по договору социального найма в любое время расторгнуть данный договор с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи установлено частью 2 статьи 83 Жилищного кодекса РФ.
Расторжение договора социального найма влечет за собой прекращение прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи, имевшихся у них на основании этого договора в соответствии с положениями статей 60, 69 Жилищного кодекса РФ, что порождает их обязанность освободить жилое помещение, являвшееся предметом договора социального найма.
Поскольку П. обязательное условие для выдачи государственного жилищного сертификата о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения не исполнено, принимая во внимание, что оснований для освобождения участников подпрограммы от обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения законом не предусмотрено, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правомерным, он основан на нормах федерального законодательства и полностью соответствует им.
Доводы апелляционной жалобы П. о том, что нанимателем жилого помещения является ее свекр П.А.Л., членом семьи которого она не является, договор социального найма указанного жилого помещения она не заключала, поэтому П. имеет право не давать обязательство о расторжении договора социального найма, судебная коллегия отклоняет.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности и несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма ( ч. 2. ст. 69 ЖК РФ).
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения ( ч. 3. ст. 69 ЖК РФ).
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (ч.4 ст. 69 ЖК РФ).
Сведениями из справки о составе семьи от 03.03.2014 г., выданной паспортным столом ООО "Жилкомсервис" подтверждается, что П. зарегистрирована в "адрес", состав семьи: П.А.Л. - свекр, П.А.А. -муж, П.В.А. - сын, П.А.А. - дочь.
Согласно сведениям из поквартирной карточки нанимателем квартиры "адрес" является П.А.Л. (свекр истицы), в указанной квартире зарегистрированы: сын П.А.А., внук П.В.А., невестка П. (истица).
Таким образом, установлено, что указанные лица проживают в данном жилом помещении на основании договора социального найма. Доводы апелляционной жалобы о том, что истица, ее муж и дочь не являются стороной договора социального найма жилого помещения, не соответствуют действительности.
Истицей в жалобе делается неверный вывод о том, что имеет место понуждение П.А.Л. и П.В.А. к расторжению договора социального найма жилого помещения. Из материалов дела видно, что вопрос о выдаче истице сертификата в рамках подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы с включением по данной программе в состав членов семьи истицы указанных лиц не ставится, поэтому обязанность по расторжению договора социального найма на них не возлагается. Данная обязанность может быть возложена лишь на П. в рамках реализации ею права на получение сертификата по подпрограмме "Жилище" на 2011 - 2015 годы и лиц, указанных ею как членов ее семьи.
Проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит их несостоятельными, поскольку они выражают позицию истицы, изложенную в ходе судебного разбирательства в районном суде, и выводов решения не опровергают. Они направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое судебная коллегия полагает неверными.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. В связи, с чем оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 08 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. БАННЫЙ
Судьи областного суда В.И. МАКЛАШОВ
Г.В. КРАВЦОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.