Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Гришиной Г.Н.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 25 декабря 2014 года дело по апелляционной жалобе Луковкиной О. П., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Г., на решение Киржачского районного суда Владимирской области от 10 сентября 2014 года, которым постановлено:
заявление Луковкиной О. П., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Г., о признании незаконным решения территориального отделения в г.Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от **** **** об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма, как членов семьи старшего прапорщика А., взыскании государственной пошлины в размере **** рублей оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя заявителя по доверенности Куйбеда Д.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Луковкиной О.П., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Г., обратилась в суд с указанными выше требованиями.
В обоснование требований указала, что в июне 2014 года обратилась к заинтересованному лицу с заявлением по вопросу принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве членов семьи военнослужащего А., приложив необходимые документы. Однако уведомлением от **** ей было отказано со ссылкой на п.3 ст.24, п.5 ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку не представлено документов о признании её с ребенком членами семьи нанимателя А. (умершего в 2013 году) - лицами, находящимися на его иждивении. Полагала отказ незаконным, нарушающим их право, предусмотренное п.3.1 ст.24 данного Федерального закона. Указала, что А. являлся нанимателем служебного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ****, относящейся к служебному жилому фонду войсковой части 42732-3 Министерства обороны РФ. Данное служебное жилое помещение было предоставлено А. в связи с прохождением военной службы на основании ордера **** от ****, выданного на основании решения жилищной комиссии войсковой части 29692 **** от ****. Вместе с ним в указанное жилое помещение впоследствии были вселены в качестве членов его семьи она ( Луковкина О.П. - супруга его сына М.) и внук Г. (её сын). Факт их вселения в указанное жилое помещение подтверждается дополнительным соглашением к ордеру от ****, выписками из домовой книги и лицевого счета. Они были вселены в данное жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, в качестве членов семьи А., проживали с ним совместно одной семьей, имели семейный бюджет, вели общее хозяйство, несли общие расходы, А. проявлял заботу о воспитании внука, участвовал в его содержании наряду с другими членами семьи. В связи с этим полагала, что вправе состоять на учете в качестве нуждающихся с остальными членами семьи А.
В судебное заседание заявитель Луковкина О.П. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель заявителя по доверенности Куйбеда Д.И. поддержал доводы заявления по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица - начальник территориального отделения в г.Владимира Забиралова С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, в котором просила о рассмотрении дела в её отсутствие и возражала по заявленным требованиям. Указала, что Луковкина О.П. и Г. могут рассматриваться в качестве членов семьи военнослужащего только в случае официального признания их состоящими на иждивении А., чему допустимых доказательств не представлено; А. до момента смерти **** не предпринимал никаких действий по признанию данных лиц членами своей семьи; в его послужном списке указаны только сын М. и супруга О.
Судом постановлено указанное выше решение.
Луковкиной О.П., в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Л., подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного в связи с неправильным применением норм материального права.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие заявителя Луковкиной О.П. и представителя заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель заинтересованного лица ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст.327 ГПК РФ неявка участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с учетом следующего.
На основании п.4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение или нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно абз.12 п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абз.8 данного пункта служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
В силу ч.2 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с п.3.1. ст.24 данного Федерального закона N 76-ФЗ членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Основания признания нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства предусмотрены в п.7 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
На основании п.п. "б" п.6 данного Порядка нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении.
Согласно п.26 Инструкции, утвержденной приказом Минобороны РФ от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (утратил силу в 2010 году), учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий).
В настоящее время, приказом Минобороны РФ от 03.11.2010 N 1455 уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" и соответствующей Инструкции определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Данный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе через ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что Луковкина О.П. обратилась в территориальное отделение в г.Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с заявлением от **** о принятии её и несовершеннолетнего Г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как членов семьи умершего А.
Уведомлением территориального отделения в г.Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от **** **** заявителю отказано в признании нуждающимися на основании п.3 ст.24 и п.5 ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку до момента смерти А. не представлено документов о признании их членами его семьи А., а также о нахождении на иждивении.
Как установлено материалами дела и дополнительно установлено в суде апелляционной инстанции, старший прапорщик А. проходил военную службу по контракту и приказом Главнокомандующего военно-воздушными силами по личному составу **** от **** уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (пп. "а" п.1 ст.51 Федерального закона). Выслуга лет в Вооруженных Силах: календарная - **** года; обеспечен служебным жилым помещением, изъявил желание получить жилое помещение не по месту дислокации воинской части.
Согласно послужному списку А. уволен с военной службы и исключен из списков воинской части ****.
А. умер **** (место смерти войсковая часть ****).
В разделе послужного списка 21 "Семейное положение" на день увольнения указаны: жена О. и сын М., **** года рождения.
Брак между А. и О. расторгнут ****.
На основании ордера **** от **** А. предоставлено служебное жилое помещение (однокомнатная квартира) по адресу: ****, которое в настоящее время относится к служебному жилому фонду войсковой части ****.
Согласно справки ВрИО командира данной войсковой части от **** военный городок **** находится в лесном массиве.
В последующем в указанную квартиру вселен сын А. - М.
**** М. заключил брак с Захаревской (Луковкиной) О. П., от брака имеется сын Г., **** года рождения.Решением жилищной комиссии войсковой части **** ( ****) от ****, утвержденным командиром войсковой части, А. составом семьи 2 человека (он и его сын М.) признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства и поставлен на очередь на получение жилого помещения по избранному месту жительства. Согласно протоколу **** заседания жилищной комиссии по мере получения жилого помещения занимаемая квартира в военном городке **** будет распределена среди военнослужащих части.
Согласно выписке из домовой книги, лицевого счета и копии паспортов по адресу: **** военнослужащий А. был зарегистрирован постоянно с ****, его сын М. зарегистрирован постоянно с ****.
Также материалами дела установлено, что в служебное жилое помещение А. в качестве членов семьи вселены его сноха Луковкина О.П. и внук Г., которые зарегистрированы по указанному выше адресу постоянно по месту жительства с ****, что подтверждается свидетельством о регистрации N ****, копией паспорта Луковкиной О.П. и выпиской из домовой книги.
Кроме того, факт вселения указанных лиц в качестве членов семьи А. подтверждается Дополнительным соглашением **** к договору найма служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда, заключенного **** между ВрИО командиром войсковой части ****, действующим от имени собственника жилого помещения Министерства обороны РФ, и нанимателем А.
Вступившим в законную силу решением Киржачского районного суда Владимирской области от **** по заявлению М. о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении на Территориальное отделение в г.Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ возложена обязанность принять на данный учет сына **** А. - М.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд, проанализировав нормы абз.5 п.5 ст.2, ст.15, п.3.1. ст.24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", абз.3 пп. "б" п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14, пришел к выводу о том, что сноха и внук не относятся к членам семьи военнослужащего А. и не представлено доказательств нахождения указанных лиц на иждивении последнего. Также судом указано на отсутствие доказательств того, что до момента смерти А. предпринял действия по признанию Луковкиной О.П. и Г. членами своей семьи.
Судебная коллегия в данном конкретном случае не может согласиться с выводами суда первой инстанции с учетом следующего.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", судам необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным, судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В действующем ранее Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9, в п.22 также указывалось на необходимость руководства нормами Жилищного кодекса РФ при решении вопроса о членах семьи военнослужащего.
Понятие члена семьи (собственника либо нанимателя жилого помещения) дано в ч. 1 ст. 31 и ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, где к членам семьи собственника (нанимателя) жилого помещения отнесены совместно проживающие с данным лицом супруг, дети и его родители.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника (нанимателя), если они вселены собственником (нанимателем) в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Таким образом, круг лиц, относящийся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии, в том числе на получение права на обеспечение жильем, определяется не только п.5 ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", но и нормами Семейного и Жилищного кодексов РФ в их системной связи.
В соответствии с ч.5 ст.100 ЖК РФ и согласно разъяснению в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
Как следует из п.9 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, социальные права и льготы членов семьи военнослужащего производны от прав военнослужащего.
То есть, исходя из норм материального права, регулирующих возникшее правоотношение, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, получившего служебное жилое помещение в связи с отношениями службы. При этом, к обязательствам, вытекающим из пользования служебным жилым помещением, применяются правила, предусмотренные для членов семьи собственника жилого помещения.
По смыслу ч.5 и ч.6 ст.100 ЖК РФ во взаимосвязи с ч.1 ст.31, ч.1 ст.69 ЖК РФ, с учетом разъяснений перечисленных выше Постановлений Пленума Верховного Суда РФ обстоятельства вселения Луковкиной О.П. и Г. в служебное жилое помещение имеют юридическое значение.
Материалами дела, в том числе дополнительно истребованными в соответствии с ч.2 ст.249 ГПК РФ судом апелляционной инстанции доказательствами, бесспорно установлено, что названные лица были вселены А. в служебное жилое помещение в установленном законодательством порядке, в том числе с соблюдением ст.70 ЖК РФ. В судебном заседании доказан факт их фактического проживания в квартире, ведения ими совместного хозяйства и бюджета с А.
В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ заинтересованным лицом доказательств обратного не представлено.
Таким образом, мнение суда о том, что при определении круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на обеспечение жильем, следует руководствоваться только п.5 ст.2 Федерального закона N 76-ФЗ, является ошибочным и противоречит разъяснению, содержащемуся в п.25 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8.
Кроме того, из представленных по запросу суда апелляционной инстанции войсковой частью **** информации и заверенной надлежащим образом копии сопроводительного письма от **** **** за подписью ВрИО командира войсковой части ****, дислоцирующейся на территории ****, в адрес начальника Московской КЭЧ района г.Москва, следует, что при жизни А. обращался с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства членов его семьи Луковкиной О.П. и Г. Ответа на данное заявление из Московской КЭЧ в адрес войсковой части не поступало.
Оснований не доверять данным доказательствам у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом факт признания уполномоченным на тот момент органом Лукьяновой О.П. и её сына в качестве членов семьи А. подтвержден Дополнительным соглашением **** к договору найма служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда от ****, в котором на основании ч.6 ст.100 ЖК РФ указано о вселении Луковкиной О.П. и Г. в качестве членов семьи нанимателя А. Имеющиеся в деле фактические данные о регистрации указанных лиц постоянно по месту жительства в служебном жилом помещении, предоставленном военнослужащему, также являются юридически значимыми обстоятельствами.
Также заинтересованным лицом не опровергнуты доводы заявителя о проживании совместно с А. одной семьей, общем семейном бюджете и хозяйстве, несении общих расходов, участии А. в содержании внука.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что А. состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по избранному месту жительства совместно с сыном М. и имел право на получение жилого помещения. Члены его семьи - М., Лукьянова О.П. и Г. проживают в служебном жилом помещении, жилых помещений в собственности не имеют, то есть имели основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в качестве членов семьи военнослужащего в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ до смерти А. В настоящее время сын А. - М. состоит на учете нуждающихся в территориальном отделении г.Владимира ФГКУ ЗРУЖО МО РФ.
Также в оспариваемом решении от **** в основаниях отказа заявителю в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении сделана ссылка на пункт 3 ст.24 Федерального закона N 76-ФЗ, который утратил силу на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение Территориального отделения в г.Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от **** **** об отказе Луковкиной О.П., Г. в признании нуждающимися в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в качестве членов семьи А. не могло быть признано законным и обоснованным.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права.
Учитывая, что по делу установлены все юридически значимые обстоятельства, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об удовлетворении требований Луковкиной О.П. о признании указанного выше оспариваемого решения от **** незаконным и восстановлении в соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ нарушенных прав заявителя путем возложения на заинтересованное лицо обязанности по принятию Луковкиной О.П. и несовершеннолетнего Г. на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, в качестве членов семьи умершего А.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежат возмещению судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киржачского районного суда Владимирской области от **** отменить и принять по делу новое решение, которым:
заявление Луковкиной О. П., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Г., удовлетворить.
Признать незаконным решение Территориального отделения в г.Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, оформленное уведомлением от **** N 33-13/60, об отказе Луковкиной О.П. и Г. в признании нуждающимися в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.
Обязать Территориальное отделение в г.Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ принять на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма Луковкину О. П. и Г., в качестве членов семьи **** А., умершего ****.
Взыскать с Территориального отделения в г.Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в пользу Луковкиной О. П. в возврат государственной пошлины **** рублей.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Г.Н. Гришина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.