Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Касянчук Е.С., Черонко Е.В.
при секретаре Балицкой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца и апелляционному представлению прокурора на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 сентября 2014 г. по гражданскому делу по иску прокурора г. Петрозаводска, действующего в интересах Михайловой В. В.ы, к администрации Петрозаводского городского округа о признании права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Петрозаводска, действующий в интересах Михайловой В.В., обратился в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что ответчиком отказано в удовлетворении заявления истца о внесении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечения жилым помещением по месту ее жительства. Ссылаясь на Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прокурор просил признать право Михайловой В.В. на обеспечение ее благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
Решением суда от 24.09.2014 в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласны истец и прокурор, действующий в интересах истца.
На решение суда поданы апелляционная жалоба истца и апелляционное представление прокурора.
До начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от прокурора поступило заявление об отказе от апелляционного представления, поддержанное в судебном заседании прокурором Крыловым Д.И., в связи с чем апелляционное производство в этой части прекращено.
В апелляционной жалобе истец полагает, что суд неправильно применил нормы материального права; по мнению истца, лицо из числа детей-сирот обеспечивается жилым помещением во внеочередном порядке безотносительно к постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения им возраста 23 лет. Суд оставил без внимания то обстоятельство, что право истца на обеспечение жильем нарушено, в том числе из-за бездействия органов опеки и попечительства, не принявших мер по закреплению жилого помещения за истцом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Михайлова В.В. и ее представитель по устному ходатайству Михайлов В.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснили, что истице не было известно об имеющейся у нее жилищной льготе, ей никто не разъяснял ее права, она осталась без жилья по вине органов власти, представили справку от ХХ.ХХ.ХХ из администрации сельского поселения Канчалан о том, что за Падериной (Михайловой) В.В., 1977 года рождения, до 1992 года проживавшей в селе ( ... ), жилое помещение не закреплялось, в этом населенном пункте она жилья не имеет.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Михайлова В.В. (до брака Падерина), ХХ.ХХ.ХХ года рождения, уроженка ( ... ), после смерти родителей ( ХХ.ХХ.ХХ - отца, ХХ.ХХ.ХХ - матери) осталась сиротой в несовершеннолетнем возрасте. По решению Исполнительного комитета ( ... ) Совета народных депутатов N от ХХ.ХХ.ХХ над несовершеннолетней Падериной В.В. была установлена опека, опекуном назначен ее брат ( ... )
Согласно пояснениям истицы, на протяжении многих лет ей неизвестно место нахождения брата; она уезжала на обучение в ( ... ); после вступления в брак проживала с мужем в ( ... ) Республики К..; после переезда в г. Петрозаводск и расторжения брака проживает с ребенком на съемной квартире. Жильем на территории г. Петрозаводска истица не обеспечена, в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением на учете в администрации г. Петрозаводска не состоит. По последним сведениям была зарегистрирована по месту пребывания в ( ... ) на период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. Жилищной комиссией администрации Петрозаводского городского округа ХХ.ХХ.ХХ Михайловой В.В. отказано в признании за ней права на обеспечение жилым помещением на основании Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку истица до достижения ею возраста 23 лет не встала на учет лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, впервые заявила о жилищных правах в возрасте 37 лет.
У судебной коллегии нет оснований не согласиться с законным решением суда.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Согласно статье 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет и не вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не имеют права на обеспечение жильем на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, поскольку с достижением возраста 23 лет они утрачивают статус лица, оставшегося без попечения родителей, и вследствие этого положения данного Федерального закона на них не распространяются.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года).
Причина, по которой Михайлова В.В. до 37-летнего возраста не обращалась в уполномоченные органы с целью постановки ее на учет для обеспечения жильем - незнание о своих жилищных правах, непринятие мер по закреплению за ней жилья местной администрацией в ( ... ) - не может быть признана уважительной. Обязанность защищать права несовершеннолетней лежали на опекуне несовершеннолетней, в первую очередь, он ответственен перед ней за наступившие последствия.
Правовых оснований для отмены законного и обоснованного решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Михайловой В.В. не имеется.
Ссылка в жалобе на Определение Верховного Суда РФ от 01.04.2009 N 63-Г09-1 не может быть принята во внимание, поскольку сделанные в нем выводы касаются обеспечения в установленном порядке в равной степени, без дискриминации, лиц данной категории (до достижения ими возраста 23 лет), прибывших из других субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 сентября 2014г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайловой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ ( Балицкая Н.В.), _____ _________________ 2014г.
"Согласовано" судья Верховного суда РК
____________________ ( Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2014г.
"Разместить на сайте" Председательствующий судья Верховного суда РК
____________________ ( Переплеснина Е.М.), ______ _________________ 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.