Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.
судей Зариповой Ю.С., Смолина А.А.,
при секретаре Дюсембаеве АА., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 12 декабря 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Бурмакина В.Н.об оспаривании решения Территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в Челябинской области об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с апелляционной жалобой Бурмакина В.Н.на решение Центрального районного суда города Челябинска от 22 августа 2014 года.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурмакин В.Н. обратился в суд с иском об оспаривании решения Территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в Челябинской области (далее ТО ФГКУ "ЦРУЖО") от 20 декабря 2013 года N 83 об отказе ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом но договору социального найма по избранному месту жительства, и просил признать оспариваемое решение незаконным и обязать ТО ФГКУ "ЦРУЖО" поставить заявителя на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства с последующим обеспечением жильем. В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что он является офицером запаса, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в звании майора, имеет 22 года выслуги и нуждается в жилом помещении. Отказ в постановке на учет по мотиву, что он обратился с заявлением по истечении 16 лет после увольнения со службы и исключения из списков личного состава, считает незаконным. Бурмакин В.Н.
в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен. Представитель истца Бурмакина В.Н. Лебедева Н.В. и третье лицо Бурмакина Т.В. заявленные требования поддержали.
Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" и ТО ФГКУ "ЦРУЖО", Администрация Центрального района г. Челябинска своих представителей в судебное заседание не направили, третье лицо Бурмакина СВ. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Бурмакин В.Н. просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Не согласен с выводом суда о пропуске им процессуального срока, установленного для обжалования решения об отказе в постановке на учет, поскольку он обращался в Челябинский военный гарнизонный суд и считает срок не пропущенным. Не согласен также с выводом о том, что он является членом семьи собственника занимаемого им жилого помещения, с которым вместе не проживал и не проживает.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции
в соответствии
со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит
оснований для отмены постановленного по делу решения по существу.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации. При этом действие соответствующих норм распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с нее.
Разный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений
в период прохождения военной службы предопределяет и основания для
установления различий в обеспечении их жилыми помещениями при
увольнении с военной службы как по месту ее прохождения, так и при перемене места жительства.
Согласно ч. 6 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент увольнения истца с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями
3
при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. При этом согласно пункту 10 статьи 15 названного Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составила 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи
с организационно-штатными мероприятиями, имели право безвозмездно
получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо
oт их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственною жилищных фондов (кроме закрытых военных городков). Названный Закон утратил силу с 01 января 1998 года в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства.
Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона
"О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, при наличии указанных в законе оснований жилые помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства предоставляются по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма. В соответствии с данным законоположением постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность
, бесплатно" утверждены Правила признания таких военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно. В отношении же иных военнослужащих продолжают применяться в части, не противоречащей действующему законодательству, Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены
4
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября
1998 года N 1054), а также ведомственные нормативные правовые акты
и частности Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам
Российской Федерации, проходящим военную службу по контракт)
в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договор) социального найма (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280).
В силу пунктов 1 и 7 Инструкции N 1280 для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подаюi заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются соответствующие документы. Ведение реестра военнослужащих и членов их семей, принятых на учет нуждающихся
в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма осуществляет уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции N 1280 правом принятия решения о постановке военнослужащих на учет или об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного
обеспечения" Министерства обороны РФ и территориальное отделение
в Челябинской области - г.Челябинске.
Согласно пункту 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (далее Правила учета N 1054), военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых
к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставя
на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных
5
условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров (начальников) включаются органами
местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списке
нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищностроительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Из материалов дела следует, что Бурмакин В.Н., общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, проходил военную службу в Военном комиссариате Еткульского района Челябинской области, с которой уволен приказом от 24 ноября 1997 года и исключен из списков личного состава с 30 декабря 1997 года в связи с организационно-штатными мероприятиями.
18 ноября 1997 года Бурмакин В.Н. был поставлен на учет нуждающихся
в жилье в администрации Центрального района г.Челябинска.
Распоряжением администрации Центрального района г. Челябинска от 12 сентября 2008 года N 749-р заявитель и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилье, поскольку в представленных заявителем документах были выявлены сведения, не соответствующие действительности, а также в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Основанием для вынесения данного распоряжения послужило установление на момент принятия на учет наличия в совместной собственности супругов Бурмакиных квартиры общей площадью 50, кв. м. по адресу: с. ***, приобретенной в период брака по договору купли-продажи от 10 января 1995 года. Выявлено, что на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма семьи заявителя общая площадь жилого помещения, находящегося в совместной собственности супругов, превышала учетную норму общей площади жилого помещения на одного человека. Данная квартира была продана матери супруги, переход права собственности зарегистрирован в ЕГРП 16 мая 2008 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 января 2010 года в удовлетворении заявления Бурмакина В.Н. об оспаривании Распоряжения администрации Центрального района г. Челябинска от 12 сентября 2008 года N 749-р было отказано.
6
23 октября 2013 года Бурмакин В.Н. обратился в ТО ФГКУ "ЦРУЖО" с заявлением о признании его вместе с женой Бурмакиной Т.В. и дочерью Бурмакиной СВ., 1986 г.р., нуждающимися в жилом помещении в г. Челябинске.
Решением начальника ТО ФГКУ "ЦРУЖО" от
20 декабря 2013г. N 83 Бурмакину В.Н. отказано ввиду обеспеченности жильем по установленным нормам по месту военной службы на момент увольнения и обращения с заявлением о постановке на учет по истечении 16 лет со дня увольнения с военной службы ( п.п.2 с. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, п. 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года).
Такое решение об отказе в принятии на учет Бурмакина В.Н. и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, судебная коллегия находит основанным на нормах действующего жилищного законодательства и не нарушающим законных прав и интересов истца на обеспечение жилым помещением.
Так, пунктом 10 Инструкции N1280 о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма предусмотрено право уволенных военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями только при условии принятия их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной
нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
По истечении пятилетнего срока после ухудшения жилищных условий
в связи с продажей квартиры, в которой заявитель и члены его семьи проживают в настоящее время, у заявителя в 2013 году возникло право на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство, регулирующее вопросы обеспечения жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, не предусматривает права бывших военнослужащих, в том числе уволенных в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии продолжительности военной службы к моменту увольнения более 10 лет в календарном исчислении, которые
на момент увольнения были обеспечены жилым помещением выше учетной нормы, претендовать на принятие его жилищным органом Мииистерсч
ва обороны Российской Федерации на учет военнослужащих, нуждающихся
в
7
получении жилых помещений по договору социального найма, если в дальнейшем вследствие изменения обстановки обеспеченность семьи жилым помещением изменится и станет менее учетной нормы.
Поскольку на момент увольнения в запас в 1997 году по последнему перед увольнением месту военной службы Бурмакин В.Н. был обеспечен жильем выше учетной нормы и не имел права на получение жилья по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, не признан нуждающимся в получении жилых помещений, в том числе, но избранному месту жительства, и на момент обращения в ТО ФГКУ "ЦРУЖО" не состоял и не состоит в соответствующих списках очередников, то он, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на принятие его жилищным органом Министерства
обороны Российской Федерации на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в 2013 году.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имелось.
В соответствии с ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 196 и ч. 4 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, при принятии решения суд определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению, в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Судебная коллегия полагает, что к обстоятельствам, имеющим значение для разрешения настоящего дела, относится установление наличия у заявителя на момент обращения с заявлением о постановке на учет права, как бывшего военнослужащего, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии выслуги более 20 лет, состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении но избранному месту жительства, а также полномочия органа, принявшею оспариваемое решение.
Признавая названный отказ законным, суд первой инстанции указал, что занимая квартиру общей площадью 50, кв. м. по адресу: Челябинская область, с. ***, семья заявителя обеспечена жильем выше учетной нормы.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда о том, что семья заявителя обеспечена жильем выше учетной нормы, поскольку занимаемое ими жилое
8
помещение принадлежит на праве собственности матери супруги заявителя не соответствуют установленным по делу обстоятельствам
и доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель, его жена и дочь не
являются членами семьи собственника занимаемого ими жилою помещения заслуживают внимания.
Установлено, что квартира общей площадью 50, кв. м. по адресу: Челябинская область, с. *** была приобретена в собственность Бурмакиной Т.В. по договору купли-продажи от 10 января 1995 года и отчуждена по договору купли-продажи от 04 мая 2008 года О.Н.Л. (мать супруги) и в настоящее время принадлежит ей на праве собственности.
В материалах дела отсутствуют данные, позволяющие сделать вывод
о том, что собственник занимаемого семьей заявителя жилого помещения проживает совместно с ними и является членом семьи заявителя. О.Н.Л. к участию в деле не привлекалась, её мнение по этому вопросу судом не выяснялось. Довод апеллянта о несогласии с выводом о том, что он является членом семьи собственника занимаемого им жилого помещения, с которым вместе не проживал и не проживает, заслуживает внимания.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что заявитель, его супруга и дочь являются членами семьи собственника занимаемого ими жилого помещения, имеют право пользования им и в силу положений ст. 31 Жилищного кодекса РФ обеспечены жилым помещением выше учетной нормы подлежит исключению из мотивировочной части решения.
По смыслу ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Применительно к данному делу выводы суда относительно обеспеченности заявителя жилым помещением выше учетной нормы не привели или могли
привести к неправильному разрешению спора по существу и не повлияли на исход дела в целом.
Довод апелляционной жалобы Бурмакина В.Н. об отмене решения суда, с которым он не согласен, не может служить основанием к отмене судебного акта, поскольку данное основание не предусмотрено ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для отмены или изменения решения суда.
Судебная коллегия находит ошибочным довод апелляционной жалобы
о соблюдении заявителем трехмесячного процессуального срока, установленного ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ для
обжалования решения об отказе в постановке на учет, поскольку о принятом
9
ТО ФГКУ "ЦРУЖО" решении от 20 декабря 2013 г. N 83 заявителю стало известно 08.01.2014 года, а с заявлением в Центральный районный суд г. Челябинска он обратился только 30 мая 2014 года, т.е. по истечении указанного выше процессуального срока. То обстоятельство, что заявитель
07 апреля 2014 года обращался в Челябинский гарнизонный военный
суд который определением от 12 апреля 2014 года возвратил заявление за
неподсудностью спора, не свидетельствует о соблюдении процессуального срока. Данное обстоятельство могло быть оценено при разрешении вопроса
о восстановлении пропущенного процессуального срока, однако заявитель
с заявлением о восстановлении процессуального срока не обращался и суд первой инстанции данный вопрос не рассматривал.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Исключить из мотивировочной части решения Центральною районного
суда города Челябинска от 22 августа 2014 года вывод о том, что заявитель, его супруга и дочь являются членами семьи собственника занимаемого ими жилого помещения, и имеют право пользования им и в силу положений ст. 31 Жилищного кодекса РФ обеспечены жилым помещением выше учетной нормы.
В остальной части решение Центрального районного суда города Челябинска от 22 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурмакина В.Н.- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу
со дня принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.