Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе
председательствующего Ечина А.А.,
судей Бобылева С.В., Кошкиной М.Г.,
при секретаре судебного заседания Баль Т.В.
рассмотрела 02 декабря 2014 года в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского областного суда, расположенного по ул. Якутской, 49, гражданское дело по апелляционному представлению и.о. прокурора города Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 20 августа 2014 года по заявлению прокурора города Магадана о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления мэрии города Магадана от 29 апреля 2014 года N 1531 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением населению услуг по вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных домов на 2014 год".
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., объяснения помощника прокурора Магаданской области Коростыленко Ю.Е., помощника прокурора города Магадана Стародумовой О.В., поддержавших доводы апелляционного представления, возражения против доводов апелляционной жалобы представителей мэрии города Магадана Мануйлова В.И., Горбатюк О.Е., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Магадана обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с заявлением в порядке нормоконтроля о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления мэрии города Магадана от 29 апреля 2014 года N 1531, опубликованного 08.05.2014 в газете "Вечерний Магадан", N 19 (1295).
Оспариваемым постановлением утвержден Порядок предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением населению услуг по вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных домов на 2014 год (далее - Порядок).
Указанный Порядок и постановление противоречат и не соответствуют нормам бюджетного, жилищного и антикоррупционного законодательства, приняты с превышением объема полномочий органа местного самоуправления.
Оспариваемым Порядком предусмотрено бюджетное субсидирование юридических лиц (кроме государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, расположенными на территории города Магадана.
По смыслу Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), основанием для предоставления субсидий является наличие затрат или недополученных доходов в связи, в числе прочего, с выполнением работ, в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, услуги по вывозу жидких бытовых отходов многоквартирных жилых домов в соответствии с федеральным законодательством не отнесены к регулируемым видам деятельности, при которых у управляющих организаций могут образоваться недополученные доходы, так как Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, Федеральными стандартами оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 N 541, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что размер платы за содержание общего имущества, к которому относится услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (далее - ЖБО), устанавливается в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат, в связи с чем субсидирования лиц, оказывающих эту услугу, не требуется.
В связи с установлением экономически обоснованного размера платы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома жилищным законодательством (ст.ст. 159, 160 ЖК РФ) предусмотрено субсидирование населения, собственников жилых помещений, на которых отнесены 100 процентов расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Так как собственники жилых помещений полностью несут все расходы на эти виды услуг, прокурор полагал, что субсидирования хозяйствующих субъектов из местного бюджета на указанные цели не требуется.
Такое расходование бюджетных средств не соответствует принципу эффективности их использования и создает условия для неосновательного обогащения организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Муниципальному образованию "Город Магадан" государственные полномочия по предоставлению субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не переданы.
По этим мотивам считает, что у мэрии города Магадана отсутствуют полномочия на принятие нормативного правового акта, регулирующего вопросы по оказанию мер финансовой поддержки из средств местного бюджета на оплату жилищных услуг, в том числе по вывозу ЖБО, поэтому оспариваемое постановление противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6, ст. 65, ч. 5 ст. 86 БК РФ, ч.ч. 7, 8, 9 ст. 159 ЖК РФ и содержит коррупциогенный фактор.
Так как отмена пунктов 2.1. и 3.1. Порядка приведет к утрате его правового смысла, обуславливающего возможность его применения, просил признать постановление мэрии города Магадана от 29 апреля 2014 года N1537 и утвержденный им Порядок противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению.
Решением Магаданского городского суда от 20 августа 2014 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.
И.о. прокурора города Магадана с решением суда не согласился и подал на него апелляционное представление, в котором просит постановленное решение отменить полностью и принять новое об удовлетворении заявления.
Доводы апелляционного представления сводятся к указаниям на неправильное толкование судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и в целом повторяют доводы заявления при обращении в суд.
Указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт (далее - НПА) принят мэрией города Магадана с превышением полномочий, что является самостоятельным основанием для признания его недействующим.
Полагает ошибочным вывод суда о соответствии НПА требованиям бюджетного законодательства, в том числе в части определения размера субсидии в зависимости от недополученных доходов, которые определяются как разница между фактическими затратами по вывозу ЖБО и начисленными платежами за водоотведение, несмотря на то, что это разные виды услуг, регулируемые отдельными нормативными актами - сбор и вывоз ЖБО относится к услугам по содержанию общего имущества, а водоотведение - к коммунальным услугам.
Ни одним НПА тариф на вывоз ЖБО не установлен, что исключает наличие у организаций расходов, не учтенных при установлении платы за данную услугу, и образует правовую неопределенность при определении размера субсидии.
Считает, что размер платы за вывоз ЖБО устанавливается в экономически-обоснованном размере и субсидирования не требует.
Постановлением мэрии города Магадана от 13.02.2014 N 553 установлена плата за содержание жилого помещения в многоквартирных домах (далее - МКД) города Магадана в зависимости от вида жилого помещения и с учетом особенностей строения и этажности МКД, в неё входит расчет платы за оказание всех видов услуг по содержанию жилого помещения согласно Правилам содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в том числе расчет платы за вывоз всех видов отходов, образующихся в МКД (ЖБО, ТБО, КГБО).
Субсидирование организаций с целью возмещения недополученных доходов организаций возможно только в отношении регулируемых видов деятельности, к числу которых постановление Правительства РФ от 01.07.2014 N 603 "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов" и Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" услуги по сбору и вывозу ЖБО не относят.
По этим мотивам считает, что по своему содержанию оспариваемое постановление и утвержденный им Порядок не отвечают критерию формальной определенности, предусматривают для правоприменителя необоснованную широту полномочий в части расчета недополученных доходов.
Ошибочным является вывод о правомерности установления равной оплаты за вывоз ЖБО и за водоотведение.
В возражениях на апелляционное представление мэрия города Магадана считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционного представления.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 ГПК РФ.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления и возражений, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении и возражениях против него, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит поводов для отмены решения в порядке статьи 330 ГПК РФ.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и согласуются с нормами материального закона, регулирующего спорное правоотношение.
Постановлением мэрии города Магадана от 29 апреля 2014 года N 1531, официально опубликованном в печатном издании "Вечерний Магадан", N 19 (1295) 08.05.2014, утвержден Порядок предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением населению услуг по вывозу жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) от многоквартирных домов на 2014 год.
Оспариваемый прокурором Порядок, утвержденный постановлением N 1531, издан органом местного самоуправления, в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, поэтому он является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, оспаривание которого возможно в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый муниципальный правовой акт подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, принявших НПА (часть 1 статьи 249 ГПК РФ).
Согласно п.п. 1.1., 2.1, 3.1. оспариваемого Порядка, предметом его правового регулирования являются отношения, возникающие в связи с предоставлением субсидий для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по вывозу ЖБО от многоквартирных домов, которые подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 39, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Оспариваемое постановление мэрии города Магадана от 29.04.2014 N 1531 регулирует правоотношения, связанные с вывозом бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории многоквартирных домов, подключенных к централизованной системе водоснабжения и не подключенных к централизованной системе водоотведения, в специализированные приемные емкости централизованной системы водоотведения, что соответствует положениям п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
В силу приведенных выше норм права, а также, принимая во внимание то, что для осуществления вывоза ЖБО из септика дома используется технологический процесс без использования централизованной сети, вывоз ЖБО не является коммунальной услугой.
Затраты на данную услугу должны быть заложены в составе платы на содержание общего имущества дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, регулирующие отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
Исполнителем услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору (п.2).
Закон предусматривает различный порядок оплаты расходов на вывоз ЖБО и услуги по водоотведению.
Так, правовое регулирование договора на вывоз ЖБО осуществляется в соответствии с положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года N 155.
Цена на данный вид услуг устанавливается договором с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, что не противоречит ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и соответствует пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, согласно которому цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
В Перечне работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, утвержденному постановлением мэрии города Магадана от 13.02.2014 N 553 "О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах с 1 марта 2014 года в муниципальном образовании "Город Магадан", услуга по вывозу ЖБО и их дальнейшей транспортировке к месту нахождения специализированных приемных емкостей МУП города Магадана "Водоканал" не поименована, что обусловило необходимость принятия оспариваемых постановления и Порядка.
Из изложенного следует, что оспариваемый Порядок должен соответствовать бюджетному, жилищному, гражданскому законодательству, а также Федеральным законам от 31 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлениям Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, от 13.08.2006 N 491, от 03.04.2013 N 290.
В силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьями 6, 9, ч.1 ст. 86 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесены установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, то есть обусловленных законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанностей публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета, которые возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления,
Согласно статье 69 БК РФ расходы бюджета осуществляются путем ассигнований, к числу которых отнесены и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (абзац пятый).
Статьей 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пункт 3 части 2 статьи 78 БК РФ закрепляет основы правового регулирования предоставления субсидий указанным лицам, при котором случаи и порядок предоставления субсидий из местного бюджета устанавливаются решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Решением Магаданской городской Думы от 30.11.2007 N 92-Д утверждено Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Магадан", статьей 3 которого к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления города Магадана в области регулирования бюджетных правоотношений отнесено установление и исполнение расходных обязательств города Магадана; статьей 14 решения N 92-Д к бюджетным ассигнованиям города Магадана отнесены ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Решением Магаданской городской Думы от 24 декабря 2013 года N 110-Д утвержден бюджет муниципального образования "Город Магадан" на 2014 год, ведомственной структурой расходов которого по коду бюджетной классификации 05 00 "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (код 810) на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Пунктом 10 данного решения установлено, что субсидии, предоставляемые в соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предусмотренные настоящим решением, предоставляются в порядке, установленном мэрией города Магадана.
Таким образом, требования пункта 3 части 2 статьи 78 БК РФ о необходимости установления случаев и порядка предоставления субсидий из местного бюджета решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете соблюдены.
В соответствии с указанными решениями и положениями статьи 78 БК РФ утвержден оспариваемый Порядок.
Жилищное законодательство согласно части 1 статьи 1 ЖК РФ исходит из необходимости обеспечить безопасность жилища. Доступными праву средствами оно должно способствовать тому, чтобы жилье находилось в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечивать контроль за использованием жилищного фонда в соответствии с установленными санитарными и техническими правилами и нормами (пункт 6 статьи 2 ЖК РФ).
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Одним из вопросов местного значения, решаемым городским округом в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" является организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом финансовые обязательства, возникающие в связи с решением городским округом вопроса местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета.
Правилами благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденными решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д, установлено, что благоустройство города Магадана обеспечивается деятельностью мэрии города Магадана, осуществляющей организационную и контролирующую функции (п. 1.3).
К объектам благоустройства относятся внутриквартальные территории (п. 1.4.).
Содержание придомовой территории многоквартирного дома включает в себя наряду с прочим сбор и вывоз бытовых отходов, санитарное содержание контейнерных площадок для сбора и накопления бытовых отходов, а также сборников для жидких бытовых отходов в неканализированных жилых домах (п. 3.2.4).
Статьей 49 Устава муниципального образования "Город Магадан", принятого решением Магаданской городской Думы от 26.08.2005 N 96-Д, статьей 33 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Магадан", утвержденном решением Магаданской городской Думы от 30.11.2007 N 92-Д, мэрия города Магадана наделена полномочиями по исполнению местного бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 35.2. Устава мэр города Магадана как руководитель мэрии города организует выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, Магаданской области, Магаданской городской Думы в рамках своих полномочий.
В соответствии с ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 45 Устава, по вопросам местного значения население города Магадана непосредственно и органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа принимают муниципальные правовые акты, в систему которых входят постановления и распоряжения мэрии города Магадана.
Во исполнение указанных норм в преамбуле постановления закреплено, что Порядок разработан в соответствии со статьей 78 БК РФ, решением Магаданской городской Думы от 24.12.2013 N 110-Д "О бюджете муниципального образования "Город Магадан" на 2014 год", статьями 35.2 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением населению услуг по вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных домов на 2014 год.
Таким образом, преамбула постановления указывает нормативную правовую базу, в соответствии с которой разработан Порядок, и определяют отношения, на которые он распространяется.
Основные требования закона в отношениях публичного субъекта с получателями субсидий касаются необходимости определения в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, категорий и (или) критериев отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, имеющих право на получение субсидий; целей, условий и порядка предоставления и возврата субсидий; положений об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (ч. 3 ст. 78 БК РФ).
Оспариваемый Порядок отвечает этим требованиям.
Пунктом 2.1. Порядка определены категории отбора получателей, что соответствует п.1 ч. 3 ст. 78 БК РФ.
Цель предоставления субсидии указана в п. 3.1. Порядка, ей является возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных домов, которые подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения.
Условия, на которых может быть предоставлена субсидия, определены в п.п. 3.2.1. и 3.2.2. Порядка, к ним отнесены наличие у получателя субсидии недополученных доходов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, и заключение договора, предусмотренного настоящим Порядком.
Пунктом 3.3., подпунктами 3.3.1., 3.3.2., пунктами 3.4., 3.5, 3.6, 3.7, 3.8 Порядка установлен порядок предоставления субсидии, согласно которому их предоставление осуществляет департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (далее по тексту - департамент ЖКХ и КИ), являющийся главным распорядителем бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Магадана в соответствии с решением Магаданской городской Думы о бюджете муниципального образования "Город Магадан" на 2014 год, в порядке, установленном для исполнения бюджета города Магадана, на основании сводной бюджетной росписи в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Предоставление субсидии осуществляется на основании договора, который определяет размер предоставляемой субсидии; срок и порядок перечисления субсидии; порядок возврата в бюджет муниципального образования "Город Магадан" субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении; случаи возврата в бюджет муниципального образования "Город Магадан" в 2015 году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в 2014 году; согласие получателя субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию и комитетом по финансам мэрии города Магадана проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления.
Также в Порядке приведен перечень документы, необходимых для заключения договора на предоставление субсидии, а также перечень документов, необходимых для получения субсидии, которые направляются получателем субсидии ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, наличие в Порядке целей, условий и порядка предоставления субсидий соответствует требованиям п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ.
Во исполнение положений п. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ оспариваемый Порядок в п.п. 4.1. и 4.2. содержит положения о порядке возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктами 5.1. и 5.2. Порядка установлен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, что соответствует требованиям п. 4 ч. 3 ст. 78 БК РФ.
Так как в ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "Город Магадан" на 2014 год, утвержденной решением Магаданской городской Думы от 24 декабря 2013 года N 110-Д, главным распорядителем бюджетных средств по коду бюджетной классификации 05 00 "Жилищно-коммунальное хозяйство", предоставляющим субсидии (код 810) на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, указан департамент ЖКХ (код 812), то установление в п. 6.1 Порядка положения об обязательной проверке Департаментом ЖКХ и комитетом по финансам мэрии города Магадана, являющегося органом муниципального финансового контроля, соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями соответствует требованиям п. 5 ч. 3 ст. 78 БК РФ.
Как положения Порядка в части определения размера субсидии, механизм которого установлен п. 3.1., так и всё содержание оспариваемого Порядка в целом является определенным, не допускающим неоднозначного толкования.
Так как иных требований к муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, ст. 78 БК РФ не содержат,
В качестве общей цели субсидирования производителей ч. 1 ст. 78 БК РФ называет возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, поэтому предоставление субсидии в соответствии с Порядком в целях возмещения недополученных доходов указанной норме не противоречит.
Оспариваемый прокурором Порядок не возлагает дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, соответствующие положения в Порядке отсутствуют, он лишь конкретизирует общий порядок предоставления субсидий в связи с предоставлением населению услуг по вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных домов на 2014 год.
Необоснованны доводы прокурора о создании условий для неосновательного обогащения в результате субсидировании организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о ложащихся в случае выплаты субсидии на орган местного самоуправления расходах таких организаций.
Несение расходов по вывозу ЖБО как юридическими лицами, так и гражданами обусловлено требованиями Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 154 ЖК РФ и Правилами благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденными решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д.
Пунктом 4.1.4. и 4..3.3. Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан" для организаций, осуществляющих управление и обслуживание жилищного фонда, установлена обязанность обеспечивать вывоз и размещение жидких бытовых отходов путем заключения договоров на ассенизационные услуги со специализированными организациями, содержать сборники (выгребы) для жидких отходов в исправном состоянии, без переполнения и загрязнения территорий.
Доказательств получения неосновательного обогащения в результате получения субсидии, размер которой превышал бы фактические затраты на оказание услуг населению по вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных домов, не имеется, прокурор на такие доказательства не ссылался.
С учетом изложенного и того обстоятельства, что установленный для населения размер платы за вывоз ЖБО значительно отличается от экономически обоснованных тарифов, он не обеспечивает возмещение экономически обоснованных затрат организациям, оказывающим услугу по вывозу ЖБО, орган местного самоуправления обязан был обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организациям, предоставляющим населению такие услуги, в связи с чем и был принят оспариваемый прокурором Порядок.
Доводы прокурора о том, что оспариваемый Порядок нарушает принятые и законодательно закрепленные принципы социальной поддержки населения и искажает смысл положений жилищного законодательства, во внимание приняты быть не могут ввиду следующего.
Из положений пункта 2 статьи 2, пункта 3 части 2 статьи 151, пункта 8 статьи 159, статьи 160 ЖК РФ, ст. 78 БК РФ следует, что субсидия - это льгота, предоставление преимуществ (доходов) одним субъектам правоотношений перед другими.
В результате применения оспариваемого Порядка граждане, проживающие в многоквартирных домах, которые подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, расположенных на территории муниципального образования "Город Магадан", фактически получают льготу по оплате такой услуги, как вывоз ЖБО.
Доводы прокурора о необходимости возложения на граждан, проживающих в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения, 100% экономически обоснованных затрат по вывозу ЖБО, повлекут нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих в таких домах, так как изложенное приведет к многократному превышению платежей за услугу по вывозу ЖБО по сравнению с размером платежей жителей домов, подключенных к централизованной канализации, за услугу по водоотведению.
Поэтому постановление мэрии города Магадана и утвержденный им Порядок предоставления субсидии прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также чьей-либо компетенции не нарушают, и, напротив, направлены на защиту прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО "Город Магадан", на благоприятную окружающую среду и не нарушают экономическую основу местного самоуправления.
Необоснованна ссылка прокурора на противоречие оспариваемого муниципального правового акта Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства РФ от 01.07.2014 N 603 "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов", так как вывоз ЖБО не является коммунальной услугой, а организации, осуществляющие вывоз ЖБО в городе Магадане, в силу ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", не относятся к организациям коммунального комплекса.
Несостоятельны доводы прокурора о противоречии постановления и Порядка постановлению Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, утвердившего Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и положениям ЖК РФ, регулирующим предоставление субсидий гражданам, проживающим в многоквартирных домах, так как граждане не являются участниками правоотношений, регулируемых Порядком.
В этой связи Порядок, утвержденный мэрией города Магадана, не подлежит проверке на соответствие указанным прокурором нормам. Противоречий акта иным нормам действующего законодательства не имеется.
Вопреки доводам прокурора об отсутствии полномочий органов местного самоуправления по оказанию мер финансовой поддержки организациям, осуществляющим управление многоквартирными жилыми домами, оспариваемые постановление мэрии и утвержденный им порядок предоставления субсидии приняты во исполнение обязанностей и полномочий мэрии города Магадана, установленных пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 78 БК РФ, Правилами благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденными решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д, и направлены на создание органом местного самоуправления необходимых условий для вывоза жидких бытовых отходов.
По этим мотивам несостоятельны доводы прокурора о превышении компетенции при принятии указанного муниципального правового акта и о наличии коррупциогенного фактора.
Из изложенного следует, что постановление мэрии города Магадана от 29.04.2014 N 1531 и утвержденный им Порядок предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением населению услуг по вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных домов на 2014 год приняты в пределах полномочий мэрии города Магадана с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, их содержание соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и является определенным, поэтому заявление прокурора города Магадана о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления мэрии города Магадана от 29 апреля 2014 года "Об утверждении Порядка предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением населению услуг по вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных домов на 2014 год" удовлетворению не подлежит.
Все остальные доводы прокурора не имеют правового значения для правильного разрешения заявления.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований прокурора является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционного представления.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 20 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. прокурора города Магадана - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Ечин
Судьи И.Ю. Бельмас
М.Г. Кошкина
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно
Судья Магаданского
областного суда М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.