Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Юркиной И.В., Евлогиевой Т.Н.,
при секретаре Егоровой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Маслобоева А.В. к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее нормы предоставления во внеочередном порядке,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Маслобоева А.В. - Гайнуллиной Ф.С. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 октября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового требования Маслобоева А.В. к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее нормы предоставления отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истца Маслобоева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маслобоев А.В. обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее нормы предоставления во внеочередном порядке, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Маслобоев А.В., ... года рождения, относится к категории детей-сирот, так как его мать ... умерла ... года, отец ... умер ... года. Постановлением главы Калининской районной администрации г.Чебоксары от 1 февраля 1995 года N 63/1 опекуном над несовершеннолетним Маслобоевым А.В. до достижения им совершеннолетия назначена сестра ... Закрепленного жилого помещения у истца нет. На момент достижения истцом 23-летнего возраста в период с ... года по 18 марта 2013 года он находился в местах лишения свободы, поэтому только в мае 2013 года обратился в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, но ему было
отказано в связи с тем, что на день обращения ему исполнилось 23 года. После этого он обратился с таким же заявлением в администрацию г.Чебоксары, в удовлетворении которого было отказано. Опекун истца ... обращалась в орган опеки и попечительства администрации Калининского района г.Чебоксары по вопросу предоставления опекаемому жилья, но ей рекомендовали обратиться по месту жительства умерших родителей истца. Истец полагает, что им по уважительной причине пропущен срок для обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку право на обеспечение жилым помещением в льготном порядке у него возникло после освобождения из мест лишения свободы.
В судебном заседании истец Маслобоев А.В. и его представитель Гайнуллина Ф.С.
иск поддержали по изложенным в нем основаниям и суду дополнили, что с 18 лет до 23 лет истец находился в местах лишения свободы, поэтому с заявлением о предоставлении жилья как сироте не обращался, полагают, что право на получение жилья истцом не утрачено.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары Шибалова А.А. исковые требования не признала, указав, что до достижения 23-летнего возраста истец не обращался в администрацию Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поэтому в удовлетворении иска следует отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Калининского района г.Чебоксары Иванова Н.М. в удовлетворении иска просила отказать, указав, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет истец достиг возраста ... лет, нахождение в местах лишения свободы не является препятствием для обращения с заявлением о постановке его на учет на получение жилья как лица из числа детей-сирот.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заедание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики, третье лицо Уполномоченный по правам человека по Чувашской Республике в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца Маслобоева А.В. - Гайнуллиной Ф.С. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившегося в судебное заседание истца, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое
помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных
законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1). Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской
Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Маслобоев А.В. родился ... года, его родителями являются ... и ...
Согласно свидетельствам о смерти мать истца ... умерла ... года, отец истца ... умер ... года.
Постановлением главы Калининской районной администрации г.Чебоксары от 1 февраля 1995 года N 63/1 сестра истца ... назначена опекуном над несовершеннолетним Маслобоевым А.В.
С ... года по 18 марта 2013 года истец находился в местах лишения свободы.
Из материалов дела также следует, что жилых помещений в собственности Маслобоев А.В. не имеет, в настоящее время зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ... , на срок с 8 апреля 2014 года по 28 марта 2016 года, ранее временно был зарегистрирован по этому же адресу на срок с 26 марта 2013 года по 21 сентября 2013 года.
Из сообщения ... от 14 апреля 2014 года N 420 следует, что Маслобоев А.В. был зарегистрирован по месту жительства с ... года по ... года по адресу: ... , участие в приватизации жилья не принимал, на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, личного жилья на территории ... не имел.
Из справки ООО ... от 8 сентября 2014 года N 142 следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ... , было предоставлено временно матери истца ... без закрепления жилой площади на период действия трудового договора.
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, Маслобоев А.В. обратился в администрацию Калининского района г.Чебоксары 27 января 2014 года.
Из сообщения администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2014 года следует, что истец Маслобоев А.В. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (по любым основаниям) не состоял, о своих правах состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях ранее не заявлял и на момент обращения с таким заявлением достиг 23-летнего возраста.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Маслобоева А.В. о возложении на администрацию г.Чебоксары обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет.
Между тем, до достижения 23 лет Маслобоев А.В. в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращался, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоял, на момент обращения в суд с заявлением истцу исполнилось 23 года, а достижение 23 лет препятствует льготному обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доказательств того, что опекун истца также обращался в орган местного самоуправления с заявлением о принятии истца на учет для льготного обеспечения жильем, в материалах дела не имеется.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что нахождение истца в местах лишения свободы не является уважительной причиной, препятствовавшей ему обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку истец имел реальную возможность заявить о себе, о своем праве на льготное обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке и своевременно обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления. Однако он указанным своим правом не воспользовался.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждены материалами дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец сохраняет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку такое право им не реализовано, судебная коллегия признает несостоятельными в
связи с неправильным толкованием норм материального права.
Действительно, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, как указано выше, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста.
В рассматриваемой ситуации, как это установлено материалами дела, истец обратился в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилье как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 27 января 2014 года, достигнув ... лет, а в суд по вопросу предоставления специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, истец обратился 28 августа 2014 года, то есть в возрасте ... лет, ранее с таким заявлением он не обращался.
Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, основаны на неверном понимании и толковании норм материального права, по своей сути сводятся к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции представителя истца относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, в связи с чем изложенные доводы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя Маслобоева А.В. - Гайнуллиной Ф.С. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 октября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.