Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Чемякиной И.А.,
судей Иском Е.П., Волошиной Е.В.
при секретаре Колесниковой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевой Е. В. к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании уведомления Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края" N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании права на получение мер государственной поддержки, возложении обязанности включить в списки на предоставление мер государственной поддержки,
по апелляционной жалобе Николаевой Е.В. на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 сентября 2014 года,
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., выслушав представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Стасюка Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаева Е.В. обратилась в суд с иском к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре", в котором просила признать уведомление КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края" N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признать за ней право в порядке наследования на получение мер государственной поддержки в виде предоставления жилищного сертификата на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате ЧС и подлежащего сносу в связи с непригодностью к проживанию, возложить обязанность на КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края" включить её в списки на предоставление мер государственной поддержки в виде получения жилищного сертификата для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате ЧС, обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований указала, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения, выхода из берегов р.Амур на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края, дом, находящийся по адресу "адрес", принадлежащий на праве собственности её матери ФИО, в котором проживала она и её мама ФИО, оказался затопленным, впоследствии дом признан непригодным для проживания, что подтверждается заключением межведомственной комиссии. Факт её (истицы) постоянного проживания в данном доме установлен решением суда. В связи с наличием у нее в собственности другого жилья она была лишена возможности самостоятельно, либо как член семьи матери, претендовать на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения по месту постоянного проживания, однако у ФИО такое право возникло в связи с утратой жилого помещения, находящегося в собственности, в результате чрезвычайной ситуации, и отсутствия другого помещения, пригодного для проживания. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО умерла, после смерти которой она вступила в права наследования, наследство состоит из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес". Право на получение жилого помещения явилось имущественным правом ФИО, которое она не успела осуществить в силу сложившихся обстоятельств, по независящим от нее причинам, однако её воля на получение жилья взамен утраченного была осуществлена ею при жизни - было подано заявление в Центр социальной поддержки населения, на основании которого ФИО была включена в списки на строительство жилья, и при предоставлении жилого помещения взамен утраченного, данное жилье было бы оформлено в собственность лица, получившего меру социальной поддержки, значит, в случае смерти наследодателя было бы включено в наследственную массу. При обращении к ответчику с вопросом о получении мер социальной поддержки в качестве наследника ей было отказано. Утраченный жилой дом является её единственным местом жительства, квартира, находящаяся в её собственности, фактически принадлежит её сыну.
Определением судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 сентября 2014 года в качестве соответчиков привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края; Министерство строительства Хабаровского края; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. В качестве третьих лиц привлечены Федуник Т.В., Пиреева Н.В.
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 сентября 2014 года в удовлетворении исковых требований Николаевой Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе Николаева Е.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении её требований, указывает, что при жизни мамы - ФИО она являлась потенциальным наследником имущества, принадлежащего на праве собственности ФИО После смерти ФИО открылось наследство, состоящее из жилого дома, однако в связи с его утратой в результате чрезвычайной ситуации, у ФИО при жизни, возникло право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления другого жилья либо получение сертификата на приобретение жилья. Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Она лишена права на восстановление её наследственных прав и имущественного положения её семьи. В результате чрезвычайной ситуации по независящим от ФИО обстоятельствам её имущество было утрачено и подлежало компенсации. В настоящее время она (истица) осталась без жилого помещения, в котором она могла бы проживать и которое имела возможность восстановить ФИО
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представители Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Стасюк Д.А. просил оставить решение суда без изменения.
В суд апелляционной инстанции не явились Николаева Е.В., представители Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре", Министерства строительства Хабаровского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Федуник Т.В., Пиреева Н.В. - о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, не просили об отложении слушания дела, представители Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре", Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Федуник Т.В., Пиреева Н.В. - по неизвестной суду причине, Николаева Е.В., представитель Министерства строительства Хабаровского края - согласно телефонограмм просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав явившегося участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013г. N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края", с 09 августа 2013 года с 12 часов 00 минут на территории Хабаровского края в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации было рекомендовано до 30 сентября 2013 года принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подпункт "г" пункта 2); до 15 октября 2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 года N923 внесены изменения в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы. В соответствии с пунктом 10 данного постановления федеральная целевая программа "Жилище" дополнена новым Приложением 11 (1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, согласно которым трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного.
В пункте 6 Правил указано, что трансферты предоставляются на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 года N347-пр внесены изменения в Государственную программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012г. N 205-пр.
Пунктом 6.2.9 Государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр, предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в форме предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения.
Приложением N16 к указанной Государственной программе предусмотрен соответствующий Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., и являющихся собственниками утраченных жилых помещений.
Согласно пункту 1.2 названного порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи, являющиеся гражданами Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
- постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении;
- не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
При этом пунктом 1.7 Порядка под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее 13 кв.м.
Из изложенного следует, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения на территории Хабаровского края, мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений может быть предоставлена только при совокупности следующих условий: в отношении утраченного жилого помещения, находящегося на территории, на которой вводился режим чрезвычайной ситуации, должно быть принято решение о признании его непригодным для проживания, в утраченном жилом помещении граждане постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности таких граждан не должно находиться другое жилое помещение, пригодное для проживания.
В соответствии с п.2.11 указанного Порядка основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются:
а) представление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка;
б) несоответствие граждан условиям пунктов 1.2 - 1.2[2], 1.4, 1.5, 1.7 раздела 1 настоящего Порядка.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО на праве собственности принадлежал жилой дом N, расположенный по "адрес", в котором она была зарегистрирована и постоянно проживала на момент объявления чрезвычайной ситуации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N Николаевой Е.В. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес", в которой она зарегистрирована.
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 07.10.2013г., вступившим в законную силу 12.11.2013г., установлен факт постоянного проживания Николаевой Е.В. в "адрес".
Согласно заключению межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ года, дом "адрес" признан непригодным для проживания и не подлежит восстановлению.
ФИО умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ года.
Как усматривается из материалов дела, Николаева Е.В. является наследником ФИО После смерти ФИО Николаева Е.В. вступила в право наследования жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес". Факт вступления в права наследования подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону, выданным ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа г.Комсомольска-на-Амуре, а также свидетельствами о государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно уведомления КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре" Хабаровского края N от ДД.ММ.ГГГГ Николаевой Е.В. в соответствии с п.2.11 раздела 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., и являющихся собственниками утраченных жилых помещений, отказано в предоставлении меры социальной поддержки.
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ. N, выданной директором КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре", Николаева Е.В. на момент затопления не являлась собственником указанного дома, вследствие чего у нее отсутствуют основания обращения за указанными мерами поддержки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при жизни наследодатель ФИО не реализовала свое право на получение выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного, данное право на обращение за реализацией этой меры социальной поддержки неразрывно связано с ее личностью гражданина, и не является средством к существованию, в связи с чем не может перейти по наследству Николаевой Е.В.
Указанные выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Довод апелляционной жалобы о том, что Николаева Е.В. фактически осталась без жилого помещения, судебной коллегией отклоняется, так как согласно свидетельства о государственной регистрации права в собственности Николаевой Е.В. находится квартира, расположенная по адресу: "адрес". Предоставляя меры поддержки, государство не ставит перед собой цель улучшить жилищные условия граждан, а выполняет социальную функцию в части обеспечения пострадавших граждан жильем, которого они лишились в результате чрезвычайной ситуации.
Право на обращение за реализацией мер социальной поддержки неразрывно связано с личностью гражданина, в данном случае - матери истца - ФИО и перейти по наследству к Николаевой Е.В. не может.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 сентября 2014 года по делу по исковому заявлению Николаевой Е. В. к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании уведомления Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края" N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании права на получение мер государственной поддержки, возложении обязанности включить в списки на предоставление мер государственной поддержки - оставить без изменения, апелляционную жалобу Николаевой Е. В. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.А.Чемякина
Судьи: Е.В. Волошина
Е.П.Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.