Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Садыковой А.Р.,
с участием:
представителя истца - Открытого акционерного общества " "данные изъяты"" - Т.Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - М.М.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
представителя ответчика - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике - Т.Е.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества "Торговый дом "Воткинский завод" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м в размере "данные изъяты" рублей, о возложении обязанности изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, о возложении обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости измененных сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество " "данные изъяты"" (далее - истец, ОАО "ТД " "данные изъяты"") обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра по УР) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м в размере "данные изъяты" рублей, возложении обязанности изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, возложении обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости измененных сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование своих требований истец указал на определение рыночной стоимости данного земельного участка в таком размере Обществом с ограниченной ответственностью "Кром" (Отчет об оценке N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 1 января 2007 года (на дату установления удельного показателя кадастровой стоимости Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 18 июня 2007 года N 95 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель муниципального образования "Город Воткинск" Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года").
Полагает, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель истца Т.Н.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" М.М.Н. Поддержал письменные пояснения, из которых следует, что ФГБУ не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Управления Росреестра по УР Т.Е.В., поддержала письменный отзыв на заявление, из которого усматривается, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу.
Правительство Удмуртской Республики извещено о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечило, не просило рассмотреть дело без участия представителя. С учетом мнения участников процесса дело рассмотрено в отсутствие представителя Правительства Удмуртской Республики.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные сторонами доказательства, суд находит требования ОАО "ТД " "данные изъяты"" подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "ТД " "данные изъяты"" является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания производственного здания. Право собственности истца на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 июля 2009 года.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, его кадастровая стоимость составляет "данные изъяты" рублей.
Данная кадастровая стоимость установлена от удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастрового квартала "данные изъяты", равного "данные изъяты" руб./кв.м., определённого применительно к виду разрешенного использования "Земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи (пункт "данные изъяты" постановления Правительства Удмуртской Республики от 18 июня 2007 года N 95 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель муниципального образования "Город Воткинск" Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года").
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Государственный кадастр недвижимости 25 сентября 2009 года.
Согласно отчету Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" от 25 июля 2014 года, рыночная стоимость земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания производственного здания, расположенного по адресу: "адрес" на 1 января 2007 года определена в размере "данные изъяты" рублей.
В соответствии с экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов СРО РОО (ССО-РОО 2010).
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по УР в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N сообщило, что заявление ОАО " "данные изъяты"" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка не принято к рассмотрению в соответствии с абзацем 10 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, поскольку такое заявление может быть подано в течение пяти лет с даны внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную Отчетом об оценке, заявитель обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с настоящим заявлением.
Разрешая заявленные истцом требования, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 22 июля 2010г. N167-ФЗ) внесены изменения в п.3 ст.66 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же Законом N167-ФЗ Федеральный закон от 29 июля 1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Нормой ст.24.18 названного Федерального закона была предусмотрена возможность оспаривания правообладателями или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодатель предусмотрел возможность установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, на основании рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Следовательно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.16 Федерального закона от 29июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
С учетом положений названной нормы, руководствуясь статьи 67 ГПК РФ, суд признает, что в споре об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, отчет оценщика может считаться допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка только при наличии положительного экспертного заключения на данный отчет.
Посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки соответствующего объекта. В данном случае - земельного участка, собственником которого является ОАО " "данные изъяты"".
В подтверждение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка от 25 июля 2014 года, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", которым подтверждается несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" подтверждено соответствие названного Отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки.
Возражений относительно достоверности содержащихся в указанном отчете сведений о рыночной стоимости земельного участка и доказательств в подтверждение указанных возражений участвующими в деле лицами в порядке статьи 56 ГПК РФ не представлено.
С учетом изложенного требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года N456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу п.5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно приказу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам РФ, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
На территории Удмуртской Республики действует филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, осуществляющий функции органа кадастрового учета.
Учитывая, что требования заявителя сводятся к определению кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в ГКН, посредством указания их рыночной стоимости, без оспаривания при этом достоверности установленной по результатам государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости спорных земельных участков и без оспаривания законности нормативного акта об ее утверждении, а также принимая во внимание, что удовлетворение данных требований влечет внесение соответствующий сведений о кадастровой стоимости земельных участков в ГКН, указанные требования правомерно предъявлены к ФГБУ "ФКП Росреестра" как органу кадастрового учета. Управление Росреестра по УР является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
С учетом изложенного суд находит требования ОАО " "данные изъяты"" обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Открытого акционерного общества " "данные изъяты"" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания производственного здания, в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты".
Решение является основанием для внесения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике сведений в Государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
В удовлетворении исковых требований к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2014 года
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.