Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Чербаевой Л.В.
судей Баранова В.В., Ледовских И.В.
при секретаре Замотаевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 декабря 2014 года гражданское дело по заявлению Ишиной И.А. о признании незаконным отказа администрации г. Тамбова в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка и возложении обязанности подготовить и выдать градостроительный план
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 13 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ишина Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Тамбова, выраженного в письме комитета архитектуры, развития и реконструкции, в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка и просила возложить на администрацию г. Тамбова обязанность подготовить и предоставить ей план земельного участка по адресу: г. Тамбов, ***, под строительство двух складов.
В обоснование требований Ишина Л.А. указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***7, площадью 1499 кв.метров, категория земель: земли населенных пунктов - под производственные помещения, который поставлен на кадастровый учет, а также производственное здание литер А площадью 430 кв.метров и склад литер Б площадью 145,10 кв.метров. На данном земельном участке она решила построить еще два склада для производственных нужд, в связи с чем обратилась в администрацию г. Тамбова с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана, проекта и разрешения на строительство. Письмом председателя комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова Числина В.П. от 25 июня 2014 года ей отказано в предоставлении градостроительного плана, в котором со ссылкой на Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 г. N 472, указано, что земельный участок по ул. *** в г. Тамбове располагается в территориальной зоне Ж-4 (зоне малоэтажной индивидуальной, коттеджной застройки). Виды разрешенного использования для территориальной зоны Ж-4 не предусматривают размещение складов. В предоставлении муниципальной услуги отказано ввиду несоответствия вида разрешенного использования земельного участка видам разрешенного использования, указанным в Правилах землепользования и застройки городского округа- город Тамбов. Данный отказ заявитель считает незаконным, поскольку земельный участок был сформирован до утверждения названных Правил, каких-либо ограничений в пользовании и решения о запрете его использования органами местного самоуправления не принималось, участок имеет вид разрешенного использования - под производственные помещения, а поэтому строительство на нем складского помещения возможно.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 13 октября 2014 года на администрацию г. Тамбова возложена обязанность подготовить и выдать Ишиной Л.А. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: г. Тамбов, ул. *** 100 под строительство складов N 1 и N 2.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова Попкова О.В. просит данное решение отменить как незаконное.
В обоснование доводов жалобы указывает, что удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции сослался на отсутствие каких-либо ограничений в пользовании, либо решений о запрете использования земельного участка, в связи с чем считает, что оснований для отказа в выдаче градостроительного плана нет. Вместе с тем, на территории городского округа - город Тамбов действуют Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденные решением Тамбовской городской Думы от 15 декабря 2011 года, которые применяются наряду с нормативами и стандартами, иными обязательными требованиями, установленными уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, Тамбовской области, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей, надёжности сооружений, охраны памятников истории и культуры, окружающей природной среды, а также нормативными правовыми актами городского округа в части, не противоречащей Правилам (статья 3 Правил). Данные Правила вводят в городском округе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения, развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Учитывая данный нормативный правовой акт, администрация г. Тамбова не могла им не руководствоваться и поэтому заявителю было отказано в выдаче градостроительного плана. Исходя из изложенного, автор жалобы полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Кроме того, считает, что суд не применил закон, подлежащий применению. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Ссылаясь на п.п. 8, 9 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, указывает, что земельные участки, объекты капитального строительства, иные объекты недвижимого имущества, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Реконструкция объектов, которые не соответствуют регламентам, может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. Исходя из указанных правовых норм, администрацией г. Тамбова и было отказано в выдаче Ишиной Л.А. градостроительного плана без нарушения прав последней. Заявитель в сложившейся ситуации вправе обратиться в администрацию г. Тамбова с предложением об изменении границы территориальной зоны с Ж-4 на другую территориальную зону, допускающую размещение складов. Принимая решение по делу, суд не изучил данное обстоятельство, а также ст. 33 Градостроительного кодекса РФ и ст. 33 названных Правил. Возлагая на администрацию г. Тамбова обязанность выдать заявителю градостроительный план, суд фактически подменил орган местного самоуправления.
Автор жалобы обращает внимание на то, что в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством от 19 марта 2014 года по вопросам применения норм материального права перечислены случаи и судебные акты принятые с учётом градостроительных регламентов, из которых следует, что постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ), либо вопреки правилам градостроительного зонирования. А наличие допущенных при строительстве объекта недвижимости нарушений градостроительных и строительных норм являются основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку.
Представитель администрации также указывает на то, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению, а именно ч. 3 ст. 8 Правил, в соответствии с которой настоящие Правила не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства, развитию застроенных территорий или комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, возникшие до введения их в действие. Вместе с тем, судом не принято во внимание, что за выдачей градостроительного плана для строительства склада Ишина Л.А. обратилась уже после принятия данных Правил.
Кроме того указывает, что исполнение данного решения суда невозможно, поскольку форма градостроительного плана предусматривает заполнение граф относительно территориальной зоны, разрешённого в ней строительства, параметров строительства и т.п. Заполнение в графе "зона" администрация укажет - Ж-4 (зона малоэтажной индивидуальной, коттеджной застройки) и, нарушая Правила землепользования и застройки, в последующем разрешит строительство склада.
В возражениях на апелляционную жалобу Ишина Л.А. просит решение суда оставить без изменения.
Выслушав представителя Ишиной Л.А. - Кузьменко Д.А., считавшего решение суда правильным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Как следует из материалов дела и установлено судом, Ишина Л.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1499 кв.метров, категория земель: земли населенных пунктов - под производственные помещения, а также производственного здания литер А площадью 430 кв.метров и склада литер Б площадью 145,10 кв.метров по адресу: г..Тамбов, ***. В связи с возникшей производственной необходимостью строительства двух складов на данном земельном участке Ишина Л.А. обратилась в администрацию г..Тамбова за выдачей градостроительного плана земельного участка. Письмом от 25 июня 2014 г..администрация г..Тамбова в лице комитета архитектуры, развития и реконструкции отказала в подготовке градостроительного плана земельного участка, ссылаясь на то обстоятельство, что земельный участок заявителя располагается в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки Ж-4, виды разрешенного использования для данной территориальной зоны не предусматривают размещение складов.
Признавая данный отказ администрации г..Тамбова незаконным и возлагая на нее обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя, суд первой инстанции правомерно сослался на положения ст.ст. 44, 46 Градостроительного кодекса РФ и пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку вид разрешенного использования земельного участка указан - под производственные помещения и каких-либо ограничений в пользовании или решения о запрете использования данного земельного участка не принималось, то отсутствуют основания для отказа в выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка. По смыслу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов. В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.Согласно п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из анализа указанных правовых норм следует, что нормы Градостроительного кодекса РФ не предполагают возможности отказа собственнику земельного участка в выдаче градостроительного плана. С учетом буквального содержания ст. 44, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, целью подготовки градостроительных планов земельных участков является предоставление собственнику информации о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка с учетом его границ, публичных сервитутов, градостроительных регламентов, возможностей сетей инженерно-технического обеспечения и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд. Изготовление градостроительного плана земельного участка в 30-ти дневный срок со дня обращения является обязанностью органа местного самоуправления. Такое указание в законе является безусловным. Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности реконструкции (строительства) для желаемых заявителем целей обсуждаться не может. В связи с изложенным, нахождение земельного участка заявителя, предоставленного под производственные помещения, на территории, отнесенной к зоне малоэтажной индивидуальной, коттеджной застройки - Ж-4, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы N 472 от 15.12.2011 г.., не может в данном случае являться законным основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 8 указанных Правил, данные Правила не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства, развитию застроенных территорий или комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, возникшие до введения их в действие. В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: г..Тамбов, ул. *** относится к землям населённых пунктов с разрешённым использованием - под производственные помещения, был сформирован и предоставлен до введения в действие вышеуказанных Правил землепользования и застройки, каких-либо ограничений в пользовании, решения о запрете использования данного земельного участка не принималось, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Ишина Л.А. вправе пользоваться земельным участком с указанным назначением, в противном случае будут нарушены вышеуказанные права заявителя, предусмотренные действующим земельным и гражданским законодательством (ст.ст. 209, 260, 261 Гражданского кодекса РФ). Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, которым суд дал надлежащую оценку, в связи с чем основаниями для отмены решения суда служить не могут. Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 13 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.