Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Арзина И.В.,
судей Варлакова В.В., Пшеничникова Д.В.,
при секретаре Измалкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 27.01.2015 гражданское дело по заявлению Жакбарова И.А. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 11.06.2013 о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и о признании недействительным решения о депортации за пределы Российской Федерации
по апелляционной жалобе Жакбарова И.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 31.07.2014, которым постановлено:
"Заявление Жакбарова И.А. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 11.06.2013 о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и о признании решения Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области от 24.10.2013 о депортации за пределы Российской Федерации оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Арзина И.В., пояснения представителя Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области Кочетова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жакбаров И.А. обратился в суд об оспаривании решения органов государственной власти.
В обоснование заявления указал, что 11.06.2013 Министерством юстиции Российской Федерации принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". 24.10.2013 Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области принято решение о депортации, в связи с тем, что 22.10.2012 был осужден Курганским городским судом по пункту "а" части 2 статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 6 мес. лишения свободы. Из мест лишения свободы освободился 25.10.2013, решение о депортации исполнено. В настоящее время пребывает в республике Казахстан. Принимая решение, органы власти не учли наличие супруги - гражданки Российской Федерации, которая ожидает рождение совместного ребенка. Депортация является крайней мерой и влечет нарушение семейных традиций. Находясь в местах лишения свободы, не мог получить квалифицированную юридическую помощь, а потому знать последствия решения Министерства юстиции Российской Федерации. Обжаловал решение Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области, в том числе, в апелляционном порядке, в связи с чем, пропустил срок для обжалования решения Министерства юстиции Российской Федерации.
Просил восстановить срок для обжалования решения Министерства юстиции Российской Федерации, признать недействительными распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 11.06.2013 о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, решение Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области от 24.10.2013 о депортации.
В судебном заседании Жакбаров И.А. и его представитель Волосников П.А. требования поддержали.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации с требованиями не согласился, пояснив, что вмешательство в семейную жизнь возможно, если нарушаются права других граждан.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области с доводами заявления не согласился, просил отказать в удовлетворении заявления.
Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Жакбаров И.А. просит решение суда отменить, указывая на то, что судом сделан неправильный вывод о не прекращении семейных отношений на территории иностранного государства.
В возражениях на апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области, Министерство юстиции Российской Федерации с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая решение законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области Кочетов Д.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Заявитель Жакбаров И.А., его представитель Волосников П.А., представители Минюста России, УФСИН России по Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом, суд о причинах неявки не уведомили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного постановления в обжалуемой части в соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Жакбаров И.А. является гражданином Республики Узбекистан, прибыл в Российскую Федерацию в г. Курган в 2011 году. Приговором Курганского городского суда Курганской области от 22.10.2012 осужден по пункту "а" части 2 статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 6 месяцев лишения свободы. Освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания 25.10.2013.
До освобождения Жакбарова И.А. из исправительного учреждения 11.06.2013 Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение N 1628-рп о нежелательности пребывания Жакбарова И.А. в Российской Федерации сроком до 25.10.2016 с указанием на обязанность покинуть ее территорию.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, Конституция Российской Федерации гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства признание в Российской Федерации их прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защиты от дискриминации при уважении достоинства личности, права на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 7, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 19, ст. 21, ч.ч. 1, и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 41, ст. 46).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.03.2006 N 55-0, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ст. 55, ч. 3 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В силу положений ст. 25.10 названного Федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Указанная норма позволяет признавать нежелательным проживание (пребывание) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, как находящихся на территории Российской Федерации незаконно лишь по одному этому основанию так и находящихся законно и незаконно при наличии соответствующих указанных в ней обстоятельств.
При этом порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с последним распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) управомочено принимать в том числе Министерство юстиции Российской Федерации.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313.
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Основываясь на вышеприведенных положениях закона, оценив законность оспариваемого распоряжения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о нежелательности пребывания Жакбарова И.А. на территории Российской Федерации принято уполномоченным органом - Министерством юстиции Российской Федерации, в рамках его компетенции, с учетом законодательства Российской Федерации, потому является законным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что факт нахождения Жакбарова И.А. в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации не может служить основанием для признания за ним права пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и не принимает соответствующие доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Пунктом 3 ст. 12 Международного пакта от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16.09.1963) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.05.2006 N 155-о, в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Вместе с тем, как видно из материалов дела брак между Жакбаровым И.А. и Ж., был зарегистрирован 06.03.2013 в период отбывания заявителем наказания в виде лишения свободы, по отбытии наказания Жакбаров И.А. был помещен в ГКУ "Центр для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации", где находился до момента его депортации в Республику Узбекистан. Данные обстоятельства ставят под сомнение доводы заявителя о наличии устойчивых семейных связей, сложившихся у него на территории Российской Федерации.
Само по себе наличие у заявителя на территории Российской Федерации супруги - гражданки Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признания решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации нарушающим права Жакбарова И.А. на семейную жизнь, поскольку оно принято с соблюдением закона.
Находясь на территории Российской Федерации, Жакбаров И.А. был осужден за организацию незаконной миграции, что свидетельствует о явном пренебрежении Жакбаровым И.А. общепринятых норм и правил социального поведения в Российской Федерации.
Выводы суда в данной части мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Что же касается решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области от 24.10.2013 о депортации за пределы Российской Федерации, то судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции допущены.
Из материалов дела следует, что решением Курганского городского суда Курганской области от 14.02.2014 Жакбарову И.А. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Курганской области от 24.10.2013 о его депортации. Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Курганского областного суда от 29.04.2014 указанное решение оставлено без изменения.
Таким образом, заявленные по настоящему делу требования уже были предметом проверки суда с вынесением судебного решения.
В соответствии с абзацем третьим статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
На основании указанной нормы заявление Жакбарова И.А. в части обжалования решения Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области от 24.10.2013 о депортации не подлежало принятию судом первой инстанции, а в случае ошибочного принятия заявления к производству суда производство по делу должно было быть прекращено.
Эти требования процессуального закона не были выполнены судом первой инстанций, в связи с чем, обжалуемое судебное решение в данной части нельзя признать законным, потому оно подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьями 220, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 31.07.2014 в части отказа в удовлетворении заявления об обжаловании решения Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области от 24.10.2013 о депортации отменить, производству по делу в данной части прекратить.
В остальной +части решение Курганского городского суда Курганской области от 31.07.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жакбарова И.А. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.