Судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.
и судей Гука П.А. и Гордеевой Н.В.
при секретаре Аблязове Н.И.
заслушали в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Смирновой Л.А. дело по апелляционной жалобе представителя Березина А.А.- Юдиной Е.В. на решение Ленинского районного суда города Пензы от 29 июля 2014 года, которым постановлено:
Иск Березина А.А. к администрации г.Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству N163п от 25.03.2014 в части отказа во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений и понуждении к включению в список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Березин А.А. обратился в суд с заявлением, оспаривая отказ администрации города Пензы о включении его в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указал, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей. Жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности в городе Пензе не имеется. Он подал в администрацию города Пензы заявление о включении его в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставил все необходимые документы. Ему было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что он не имеет права на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьей 5 Закона Пензенской области от 12.09. 2006 N1098- ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области", поскольку на момент подачи заявления ему исполнилось 28 лет. С данным отказом он не согласен.
Просил суд признать незаконным приказ об отказе во включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений, понудить ответчика к включению его в список лиц из числа детей-сирот и ставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма.
Ленинский районный суд города Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Березина А.А.- Юдина Е.В.- просит отменить решение суда, полагая, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении при обращении в суд и в судебном заседании.
Полагает, что достижение 23-летнего возраста само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований. Причиной несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав заявителя в тот период, когда он был несовершеннолетним, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он воспитывался и обучался. Заявитель не располагал сведениями о наличии у него такого права, в связи с чем, своевременно не обратился с соответствующим заявлением.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились заявитель Березин А.А., его представитель Юдина Е.В., представитель администрации города Пензы, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежаще. О причинах неявки суд не уведомили, доказательств уважительности не представили, заявления об отложении слушания дела не подали.
Согласно телефонограмме, поступившей от представителя Юдиной Е.В. в день заседания апелляционной инстанции Пензенского областного ФИО12 она извещена о дне, месте и времени слушания дела на 18.12.2014, извещен и ее доверитель Березин А.А.
Согласно статьям 167 и 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и оснований для его отмены или изменения не усматривает.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Березин А.А. родился "данные изъяты".
В соответствии с постановлением главы администрации Бессоновского района Пензенской области от 30.08.1996 N317, Березин А.А. был направлен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанным постановлением за Березиным А.А. было закреплено право на жилую площадь по адресу: "адрес" на правах члена семьи нанимателя.
С 12.09.1996 по 29.08.2003 Березин А.А. воспитывался в ГОУ Детский дом N2 города Спасска Пензенской области и находился на полном государственном обеспечении как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Заключением жилищно-бытовой комиссии от 10.07.2013, назначенной распоряжением главы администрации Грабовского сельсовета от 03.06.2013 N34, помещение, расположенное по адресу: "адрес" признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в результате чего не пригодно для постоянного проживания.
09.04.2013 Березин А.А. был снят с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: "адрес".
В настоящее время Березин А.А. имеет временную регистрацию по адресу: "адрес", собственником квартиры являлась Ф. Л.П ... умершая 2011 года.
Березин А.А. в собственности жилого помещения не имеет.
В 2013 он обратился в администрацию города Пензы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 1.4 приказа заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от 26.09.2013 N646п Березин А.А. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 1.15 приказа заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от 05.03.2014 N112п постановлено, отменить подпункт п. 1.4 приказа заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от 26.09.2013 N646п.
Приказом заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от 25.03.2014 N163п постановлено, внести в приказы заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству следующие изменения: 1.15. пункт 2 в приказ заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от 26.09.2013 N646п дополнить подпунктами следующего содержания: "2.2. Березину А.А., зарегистрированному по месту пребывания по адресу: "адрес". Возраст на момент подачи заявления 26 лет.
Не соглашаясь с отказом о включении его в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Березин А.А. обратился в суд с настоящим заявлением.
Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, районный суд обоснованно отказал Березину А.А. в удовлетворении заявления.
Как установлено судом впервые с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок -сирота, оставшийся без попечения родителей, он обратился в администрацию города Пензы в 2013 году в возрасте 26 лет.
Согласно статье 37 ЖК РСФСР, утв. ВС РСФСР 24.06.1983, (в первоначальной редакции) вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.
Позднее общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, были определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Вопросы дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение были урегулированы статьей 8 закона. Дополнительные гарантии по социальной поддержке распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В статью 37 ЖК РСФСР Федеральным законом от 28.03.1998 N 45-ФЗ внесены изменения, вне очереди жилое помещение стали предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 статьи 1 и пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статьи 92, 98.1, 109.1 ЖК РФ).
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред., действующей с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
То есть, закон ставит решение вопроса об обеспечении лиц указанной категории жилой площадью в зависимость от их возраста.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1996 N 159-РФ он определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Березин А.А. к указанной категории лиц не относится, поскольку возраста 23 лет она достиг "данные изъяты" 2009 года.
В пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В данных нормах идет речь о сохранении права на обеспечение жилыми помещениями, возникшего у лиц указанной категории ранее.
Вместе с тем предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило и носит заявительный характер, и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Ранее действующее законодательство так и жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базировалось и базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Березиным А.А. не представлено достоверных доказательств обращения в установленные законом сроки, то есть до достижения 23 -летнего возраста, в соответствующие органы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот.
Таким образом, не встав на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, заявитель по достижении 23 лет утратил право на жилищное обеспечение в соответствии с ранее действовавшим законодательством и оснований для применения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не имеется.
Довод жалобы Березина А.А. о том, что он должен быть обеспечен жильем независимо от возраста, поскольку относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и жилье в настоящее время не имеет, является ошибочным и основан на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка представителя Березина А.А.- Юдиной Е.В. в жалобе на ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав заявителя в период, когда он был несовершеннолетним органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он воспитывался, является несостоятельной, основана на неправильном толковании норм материального права. Как уже было указано выше, постановка на учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством, носила и носит заявительный характер, именно он сам должен был обратиться с соответствующим письменным заявлением для постановки его на учет в орган местного самоуправления, достигнув совершеннолетия.
Более того, за Березиным А.А. сохранялось право на проживание в квартире "адрес". Сведений о том, что данное жилое помещение не было пригодно для проживания до 2009 года, в материалах дела не имеется.
Районный суд не установил уважительных причин, препятствовавших Березину А.А. до достижения возраста 23 лет обратиться за реализацией своего права.
Довод жалобы о том, что он не знал о своих правах на получение жилья, такой уважительной причиной не является.
Судебная коллегия и из содержания апелляционной жалобы не усматривает таких объективных причин, которые бы препятствовали заявителю обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательств, свидетельствующих об отказе в постановке его на учет, не представлено.
Обжалуемый приказ соответствует требованиям закона, установленным фактическим обстоятельствам, издан уполномоченным на то лицом, а потому прав заявителя не нарушает.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда, не находит оснований для его отмены.
В свою очередь, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую и процессуальную позицию Березина А.А. и его представителя в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получив правильную по существу оценку. Эти доводы, не влекущие отмену правильного по существу решения суда, выражают несогласие с принятым решением и основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку, установленного судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Пензы от 29 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Березина А.А.- Юдиной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.