Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Безгиновой Л.В.,
судей Муратовой Н.И., Мекеровой С.Р.,
при секретаре Димитровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Маркевич А.И. - Волчкова А.П. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 03 октября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению Маркевич А.И. к военному комиссариату Ставропольского края о перерасчете ежемесячной денежной компенсации,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Маркевич А.И. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила суд обязать военный комиссариат Ставропольского края в связи с изменением состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации с 01 мая 2014 года в соответствии с п. 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих" и предоставлении им отдельных выплат от 07 ноября 201 1 года N 306-ФЗ. Просила также взыскать в свою пользу судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей.
В обоснование иска указано, что Маркевич А.И., ... 1935 г.р., является матерью военнослужащего Маркевич О.И., ... 1960 г.р., погибшего ... 1992 г. при исполнении обязанностей военной службы, получаю ежемесячную денежную компенсацию в Военном комиссариате Ставропольского края с 01 января 2012 г. по настоящее время, что не отрицается ответчиком. Согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, каждому члену семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация (далее, ЕДК), которая рассчитывается путем деления ЕДК, установленной ч. 13 настоящей статьи для инвалида первой группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего). В соответствии с ч. 13 ст. 3 данного Закона при установлении военнослужащему инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ЕДК в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере 14000 рублей - инвалиду первой группы, а согласно ч. 16 ст. 3 размеры ЕДК, установленные частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, ежегодно повышаются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с ч. 11 ст. 3 данного Закона членами семьи военнослужащего, имеющими право на получение ЕДК, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, не зависимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются:
1. Супруга, состоящая надень гибели (смерти) военнослужащего, в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ЕДК, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга, достигшая возраста 50 лет или являющаяся инвалидом;
2. Родители военнослужащего. При этом право на ЕДК, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3. Дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ Правительство РФ издало Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ЕДК, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которым утвердило прилагаемые Правила выплаты ЕДК, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется МО РФ, МВД РФ и ФСБ РФ (далее Правила). Настоящие Правила определяют порядок выплаты ЕДК, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и членам их семей, пенсионное обеспечение которых в соответствии со ст. 11 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в отделах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 г.
N 4468-1, осуществляется МО РФ, МВД РФ и ФСБ РФ. Согласно п. 2 Правил ЕДК выплачивается членам семьи военнослужащего погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, а в соответствии с пунктами 6 и 10 Правил - ЕДК может выплачиваться каждому члену семьи индивидуально и назначается со дня возникновения права на нее. Назначение ЕДК осуществляется пенсионными органами МО РФ, МВД РФ и ФСБ РФ. В соответствии с п. 10 Правил - пересмотр размера ЕДК в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, получающей ЕДК, и в других предусмотренных законодательством РФ случаях производится на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления. А согласно п. 11 - выплата ЕДК прекращается с месяца, следующего за месяцем, в течение которого появились основания для прекращения выплаты ЕДК (достижение ребенком 18-летнего возраста, окончание ребенком обучения по очной форме в образовательном учреждении или достижение ими 23-летнего возраста и др.). До окончания обучения внуком истицы - Маркевич А.О. учебного заведения по очной форме обучения 30.06.2013 г.., членами семьи военнослужащего Маркевич О.И., имеющими право на получение ЕДК, были истица, её невестка Маркевич О.Н., внук Маркевич А.О. и погибший (умерший) сын - Маркевич О.И. В связи с окончанием обучения Маркевич А.О. с 01.07.2013 года, членами семьи военнослужащего, имеющими право на получение ЕДК, остались истица, её невестка и её погибший (умерший) сын Маркевич О.И. Истица 22 апреля 2014 года обратилась в военный комиссариат Ставропольского края по вопросу пересмотра и назначения единовременной денежной компенсации в новом размере в соответствии с п. 10 Правил.
На поданное заявление был получен ответ начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Ставропольского края Лукьянчука В.А. N ДВ-77021-14/29/36 от 07 мая 2014 года, согласно которого правовых оснований для пересмотра ранее назначенной ЕДК не имеется. Хотя, в соответствии с п. 10 Правил Военный комиссариат Ставропольского края обязан был осуществить пересмотр истице, её невестке и погибшему сыну размера ЕДК в связи с изменением состава семьи, получающей ЕДК. Ответ начальника ЦСО Военного комиссариата Ставропольского края Лукьянчука В.А. N ДВ-77021-14/29/36 от 07.05.2014 г..считает незаконным, несостоятельным и необоснованным, противоречащим законодательству РФ, основанному на неправильном толковании норм законодательства РФ в данной области правоотношений и нарушающим конституционные права по следующим основаниям. Довод ответчика о том, что "пересмотр размера ранее назначенной вам ЕДК по указанному закону (N 306-Ф3 от 07.11.2011 г..) не подлежит применению по следующим основаниям. Статья 1088 главы 59 ч. 2 ГК РФ предусматривается возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца. На основании нормативных правовых норм и во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ 2011 г..N 8-П законодатель принял закон РФ 2011г. N 306-ФЗ". Во-первых, ст. 1088 ГК РФ предусматривает возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, в которой указаны лица имеющие право на возмещение вреда.
Однако, данная статья ГК РФ не имеет никакого отношения к вопросу о перерасчете ежемесячной денежной компенсации, которая определена ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и членам их семей и Правилами, которые определяют порядок выплаты ЕДК, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 выше указанного ФЗ, а также членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, имеющими право на получение ЕДК, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, не зависимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности в соответствии с ч. 11 ст. 3 данного Закона. Во-вторых, не соответствует действительности фраза "на основании нормативных правовых норм и во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ 2011 г..N 8-П законодатель принял закон РФ 2011 г..N 306-ФЗ", т.к. ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.201 1г. N 306-ФЗ был принят не "во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ 2011 г..N 8-П". Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2011 г..N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 5 ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и ст. 1084 ГК РФ в связи с жалобами граждан А.П. Кузьменко и А.В. Орлова и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан" не имеет никакого отношения к принятию ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" N 306-ФЗ, т.к.
Конституционный Суд РФ проверяет по жалобе гражданина конституционность законоположений, примененных в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, и затрагивающих конституционные права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель, а по запросу суда - конституционность законоположений, подлежащих, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле. Конституционный Суд РФ принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, предаваемый им официальным и иным толкованиям или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм (ч. 13 данного Постановления). Данным Постановлением Конституционного Суда РФ осуществлена только проверка конституционности ряда положений ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 5 ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и ст. 1084 ГК РФ, которое не имеет никакого отношения к принятию законодателем ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и статьям 1088, 1089 ГК РФ.
Этим Постановлением п. 1 и абзацы 1 и 2 п. 3 ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст. 5 ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" признаны несоответствующими Конституции РФ в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы. Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" был принят законодателем с целью повышения уровня социального обеспечения военнослужащих и членов их семей. В-третьих, тем более ответчик сам подтвердил в ответе, что п. 10 Правил предусмотрен пересмотр размера ЕДК в связи с изменением состава семьи, получающей ЕДК и в других предусмотренных законодательством РФ случаях путем подачи заявления в уполномоченный орган по месту жительства. Как уже было указано ранее, ответчик неправильно применяет и трактует законодательство РФ в данной области правоотношений, т.к. ссылка ответчика на статьи 1088 и 1089 ГК РФ не имеет никакого отношения к ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", потому что ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Правилами выплаты ЕДК установлены как члены семьи военнослужащего, имеющие право на получение ЕДК, так и размер ЕДК и случаи ее пересмотра в связи с изменениями, включая изменение состава семьи, получающей ЕДК.
При таких обстоятельствах, п. 10 Правил выплаты ЕДК, установленный частями 9, 10 и 13 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и членам их семей утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г..N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ЕДК, установленной частями 9,10 и 13 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", не имеет никакой взаимосвязи со ст. 1089 ГК РФ в части отказа в пересмотре пособия, а, наоборот, предусматривает пересмотр размера ЕДК в связи с изменением состава семьи, получающей ЕДК, как в случае смерти одного из членов семьи, так и в случае прекращения выплаты ЕДК в связи с достижением ребенком - членом семьи 18-летнего возраста, окончания ребенком обучения по очной форме в образовательном учреждении или достижении им 23-летнего возраста и другие в соответствии с п. 11 Правил. Тем более, в ч. 33 ст. 2 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" указано на то, что "особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяется федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов", что также является подтверждением отсутствия взаимосвязи не только п. 10 Правил со статьей 1089 ГК РФ, но и отсутствием взаимосвязи ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и статей 1088 - 1089 ГК РФ.
Учитывая изложенное ранее и в соответствии с законодательством РФ в данной области правоотношений истица считает, что имеет право на перерасчет размера ЕДК с 01.05.2014 г..на основании п. 10 Правил в связи с изменением состава семьи, получающей ЕДК, т.к. её сын Маркевич А.О. окончил обучение по очной форме 30.06.2013 г..и перестал быть членом семьи, имеющим право на получение ЕДК, что не отрицается ответчиком. В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, а согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей. Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, а в соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя. В связи с противоправными, незаконными военного комиссариата Ставропольского края и нежеланием решить данный вопрос в досудебном порядке, истица была вынуждена воспользоваться услугами представителя. Подтверждением этого служит соглашение на представление интересов Маркевич А.И. по гражданскому делу в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций от 02.04.2014 г..и расписка Волчкова А.П. о получении суммы в размере ... рублей от 02.04.2014 года.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 03 октября 2014 года в удовлетворении искового заявления Маркевич А.И. к военному комиссариату Ставропольского края, в котором она просила обязать военный комиссариат Ставропольского края в связи с изменением состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации с 01 мая 2014 года в соответствии с п. 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих" и предоставлении им отдельных выплат от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ и взыскать в свою пользу судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей - отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Маркевич А.И. - Волчков А.П. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене.
Отказывая Маркевич А.И. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истица получает ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 9 ст. 3 Федерального закона
N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", размер которой в силу ст. 1089 ГК РФ не подлежит дальнейшему перерасчету.
Между тем, с таким выводом согласиться нельзя.
С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона, предметом его правового регулирования является установление отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно части 9 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
В силу части 11 этой же статьи право на ежемесячную денежную компенсацию, имеют:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Часть 13 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ определяет, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалида I группы устанавливается в размере 14 000 рублей.
Согласно части 17 данной нормы порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и предоставленной законом компетенции Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 февраля 2012 года N 142, которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
В силу пункта 6 Правил ежемесячная денежная компенсация может выплачиваться каждому члену семьи индивидуально.
В соответствии с пунктом 10 Правил ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее. Пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.
Пункт 11 Правил определяет, что выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с месяца, следующего за месяцем, в течение которого появились основания для прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации (достижение ребенком 18-летнего возраста, окончание ребенком обучения по очной форме в образовательном учреждении или достижение им 23-летнего возраста и др.).
Анализ норм материального права позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что в случае изменения состава семьи, членам семьи, имеющим право на получение денежной компенсации, производится перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации.
Из материалов дела следует, что Маркевич А.И., ... 1935 г.р., является матерью военнослужащего Маркевич О.И., ... 1960 г.р., погибшего ... 1992 г. при исполнении обязанностей военной службы.
Истица получает ежемесячную денежную компенсацию, назначенную военным комиссариатом Ставропольского края с 01 января 2012 года по настоящее время.
С 01 июля 2013 года Маркевичу А.О., который является внуком истицы, прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации, в связи с окончанием учебного заведения по очной форме.
22 апреля 2014 года истица обратилась в военный комиссариат Ставропольского края по вопросу пересмотра и назначения единовременной денежной компенсации в новом размере в соответствии с п. 10 Правил.
Письмом от 07 мая 2014 года N ДВ-77021-14/2936 начальник центра социального обеспечения военного комиссариата Ставропольского края Лукьянчук В.А. отказал в производстве перерасчета, мотивируя тем, что правовых оснований для пересмотра ранее назначенной ЕДК не имеется, поскольку п. 10 Правил во взаимосвязи со ст. 1089 ГК РФ не предусматривает пересмотр размера ЕДК, назначенной каждому члену семьи погибшего, в случае прекращения выплаты одному из этих членов семьи в связи с окончанием учебного заведения по очной форме обучения.
Установив изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с 01 мая 2014 года у истца возникло право на пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением состава семьи, получающей данную выплату, в связи с чем признает отказ военного комиссариата Ставропольского края в пересмотре размера ежемесячной денежной компенсации Маркевич А.И. не соответствующим закону, нарушающим ее право.
Пункт 10 вышеуказанных Правил ставит в прямую зависимость размер ежемесячной денежной компенсации от количества членов семьи, имеющих право на ее получение, при условии сохранения общего размера ежемесячной денежной компенсации, т.е. право на пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в зависимости от количества членов семьи погибшего военнослужащего.
Согласно п. 3 ст. 1089 ГК РФ установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев: рождения ребенка после смерти кормильца; назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца. Законом или договором может быть увеличен размер возмещения.
Вместе с тем, Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" N 306-Ф3 является специальным по отношению к ГК РФ нормативно-правовым актом, который предусматривает порядок перерасчета ежемесячной денежной компенсации в иных случаях, а именно в случае изменения состава семьи погибшего военнослужащего. Данный порядок урегулирован п. 10 Правил.
В связи с чем, ссылка ответчика на положения ст. 1089 ГК РФ является несостоятельной, т.к. положения ст. 1089 ГК РФ имеют отсылочный характер на закон, а так как к спорным правоотношениям подлежит применению именно Федеральный закон N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 г. N 142, которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, то установленные ч. 9, 10, 13 ст. 3 Федерального закона N 306- ФЗ, не содержащие запрета на перерасчет в сторону увеличения размера возмещения в пределах суммы, установленной ч. 13 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ, в случае уменьшения состава семьи умершего (погибшего) военнослужащего, являются основанием для производства перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.
Кроме того, ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная частью 9 статьи 3 указанного Федерального закона, в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам семьи данного военнослужащего назначается помимо иных, предусмотренных действующим законодательством выплат, и не является по своей сути возмещением вреда, понесенного в связи со смертью кормильца, определяемого исходя из размера заработка (дохода) умершего. В связи с чем, положения части 3 статьи 1089 ГК РФ в данном случае не могут ограничивать право истца на пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением состава семьи.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для отказа Маркевич А.И. в удовлетворении требований о перерасчете ежемесячной денежной компенсации.
Принимая во внимание изложенное, решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 03 октября 2014 года не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, отменяя указанное выше судебное решение, принимает по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Маркевич А.И.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела следует, что истица в счет оплаты услуг представителя понесла расходы в сумме ... рублей, о чем свидетельствует соглашение и расписка от 02.04.2014 г. (л.д. 12-13).
Учитывая, что требования истицы удовлетворены в полном объеме, а также учитывая категорию дела, объем выполненной представителем работы, фактическое участие представителя в суде первой инстанции, сложность спора, количество судебных заседаний в суде первой инстанции, и, исходя из принципа разумности и справедливости, судебная коллегия приходит к выводу, что расходы Маркевич А.И. по оплате услуг представителя в сумме ... рублей подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 03 октября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Маркевич А.И. к военному комиссариату Ставропольского края о перерасчете ежемесячной денежной компенсации удовлетворить.
Обязать военный комиссариат Ставропольского края произвести пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации Маркевич А.И., получаемой ею в счет возмещения вреда, понесенного в случае потери кормильца, в связи с изменением состава семьи, с 01 мая 2014 года.
Взыскать с военного комиссариата Ставропольского края в пользу Маркевич А.И. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.