Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Ситниковой М.И., Аверченко Д.Г.,
при секретаре Мадьярове Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2014 года апелляционную жалобу Антонова Ильи Викторовича на решение Подольского городского суда Московской области от 13 октября 2014 года по делу по иску Антонова Ильи Викторовича к Администрации г. Подольская Московской области о признании действий незаконными, обязании принять на учет,
заслушав доклад судьи Ситниковой М.И.,
объяснения Пономаревой Т.М. - представителя Администрации г. Подольская Московской области по доверенности от 30 декабря 2013 г.,
УСТАНОВИЛА:
Антонов И.В. обратился в суд с учетом уточненных исковых требований с иском к Администрации г. Подольска Московской области о признании незаконными действия Администрации г. Подольска по направлению прохождения процедуры признания малоимущим для последующего принятия на учет, обязании Администрации г. Подольска принять на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование исковых требований Антонов И.В. ссылался на то, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания. Он проживает и постоянно зарегистрирован в квартире N 74 в доме N 10 по ул. Чехова г. Подольска Московской области. В указанной квартире проживают и зарегистрированы на постоянное место жительства члены его семьи: мама Антонова Н.Е., сестра Горбунова Е.В. и брат Антонов А.В. 18 февраля 2014 г. истец обратился в Администрацию г. Подольска с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения, приложив все необходимые документы. 05 августа 2014 г. Администрацией г. Подольска истцу дан ответ, согласно которому комиссией по жилищным вопросам Антонов И.В. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако, для принятия на учет необходимо в установленном порядке признать его малоимущим, с чем истец не согласен.
Представитель истца Антонова И.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Администрации г. Подольска исковые требования не признал.
Решением Подольского городского суда Московской области от 13 октября 2014 г. в удовлетворении исковых требований Антонова И.В. отказано.
В апелляционной жалобе Антонов И.В. просит об отмене указанного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения Пономаревой Т.М., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что в квартире, расположенной по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Чехова, д. 10, кв. 74, зарегистрированы Антонова Н.Е., Антонов И.В., Горбунова Е.В., Антонов А.В., которые являются собственниками данной квартиры, доля каждого составляет 1/4.
Из справки Психиатрической больницы N 17 усматривается, что Антонов И.В. страдает заболеванием, которое дает ему право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. Данное заболевание делает невозможным совместное проживание с ним граждан в одной квартире.
14 мая 2014 г. Антонов И.В. обратился в Администрацию г. Подольска с заявлением о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в целях приянтия на учет.
Из ответа Общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Подольска от 05 августа 2014 г. усматривается, что Антонов И.В. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ему предложено обратиться в Управление по обеспечению социальных гарантий и охране труда для определения статуса малоимущего.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из системного толкования указанных норм права, следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. А предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 ст. 49 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 17 Закона, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 указанного закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд в своем Определении от 12 апреля 2011 года N 551-О-О дал разъяснения по вопросу принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов, страдающих заболеваниями, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и указал, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон N 181-ФЗ, действующие на момент обращения Антонова И.В. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания его малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства по делу, руководствуясь требованиями вышеуказанных норм права, обоснованно исходил из того, что Антонов И.В. малоимущим в установленном законом порядке не признан, в связи с чем требования Администрации правомерны, а оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Подольского городского суда Московской области от 13 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Антонова Ильи Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.