Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Набок Л.А.,
судей Ефремовой Л.Н., Шилова А.Е.,
при секретаре Шарапове М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ильиной Г.А., Кормновой А.Ю., Поликарповой Т.Н., Ковалевой И.В. - Бенгина М.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Самара от 31.10.2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ильиной Г.А., Кормновой А.Ю., Поликарповой Т.Н., Ковалевой И.В. - без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ильина Г.А., Поликарпова Т.Н., Кормнова А.Ю., Ковалева И.В. обратились в суд с иском к ГБУЗ Самарской области "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова" о взыскании недополученной суммы заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование требований истцы указали, что работают в ГБУЗ СО "Самарский областной противотуберкулезный диспансер" Ильина Г.А. в должности медицинской сестры перевязочной с ДД.ММ.ГГГГ., Поликарпова Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской сестры палатной, Кормнова А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской сестры процедурной, Ковалева И.В. с ДД.ММ.ГГГГ. в должности аппаратной медицинской сестры туберкулезного лечебно-хирургического отделения N. ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время истцам производилась доплата в размере 100% часовой ставки за каждый час работы в ночное время, а ДД.ММ.ГГГГ. - 100% часовой ставки за работу в ночное время, в течении которого оказывалась экстренная, скорая и неотложная помощь и 50% часовой ставки - за работу в ночное время, в течение которого экстренная помощь не оказывалась, хотя данная категория больных продолжала находиться под постоянным наблюдением медицинского персонала. Работодатель без предупреждения снизил размер доплаты за работу в ночное время на 50%. Считают, что оплата за работу в ночное время связана с фактической занятостью медицинского персонала оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи. П.3.5 Коллективного договора противоречит Положению об оплате труда работников государственных специализированных учреждений здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 12.05.2010г. N 181 и ст.154 ТК РФ, предусматривающий оплату труда в ночное время в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях. Работодатель на обращения медицинских работников сообщил о допущенной "счетной ошибке".
Основываясь на вышеизложенном, уточнив исковые требования, истцы просили суд признать, что Министерство имущественных отношений Самарской области и Министерство здравоохранения Самарской области в лице Администрации ГБУЗ СОКПТД "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова" необоснованно ухудшили материально положение истцов; Признать коллективный договор ГБУЗ СОКПТД "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова" от 01.11.2013г. в части приложения N 2 и N 17, а также положение об учете рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время от 22.08.2013г. и приказ главного врача ГБУЗ СОК ПТД N 125 от 15.05.2013г. незаконными; Взыскать с ГБУЗ СО "Самарский областной противотуберкулезный диспансер" в пользу Ильиной Г.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в виде доплаты за работу в ночное время за период ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"., в пользу Поликарповой Т.Н. - "данные изъяты"., в пользу Кормновой А.Ю. - "данные изъяты"., в пользу Ковалевой И.В. - "данные изъяты" коп.; Взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб., расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, представитель истцов Бенгин М.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указал, что работодатель нарушил действующее трудовое законодательство, выразившееся в ненадлежащем оформлении трудовых отношений в части оплаты труда, а также без соблюдения порядка уведомления об изменении условий оплаты труда истцов, без подписания дополнительного соглашения изменил условия и размер доплаты за работу в ночное время.
В судебном заседании представитель истцов Бенгин М.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.
В заседании судебной коллегии представители ГБУЗ СО "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова" Морозова Г.Н. и Ардашева Н.В. возражали относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель Первичной организации профсоюза ГБУЗ Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова" Дидяк Л.Г. также возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представители Министерства здравоохранения Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), -работнику
производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из статьи 154 ТК РФ следует, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.07.2008г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 % часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Таким образом, действующим в настоящее время законодательством установлен минимальный размер оплаты труда за работу в ночное время и составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, максимальный размер не установлен, конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 12.05.2010г. N 181 "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных специализированных учреждений здравоохранения, предметом деятельности которых является оказание фтизиатрической помощи" работникам учреждений производятся выплаты компенсационного характера в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей в условиях, отклоняющихся от нормальных (п.3.1); выплаты компенсационного характера, размеры и условия их назначения устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Перечнем выплат компенсационного характера согласно приложению N 5 к настоящему Положению (п.3.2); доплата за работу в ночное время работникам учреждений производится в следующих размерах: медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи -100 % часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время. Перечень этих структурных подразделений (должностей) утверждается руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников; остальным работникам учреждений - 50 % часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время (п.3.5).
Исходя из последнего, в Самарской области для работников фтизиатрической помощи установлена компенсационная выплата - доплата за работу в ночное время, превышающая минимальный размер повышения оплаты труда в ночное время (20%), установленный федеральным законодательством и ее размер зависит от сложности, оперативности, интенсивности и важности выполняемой работы. В случае оказания экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, медицинскому работнику устанавливается повышенная (по сравнению с другими работниками) доплата за работу в ночное время в размере 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время. При этом, работник должен быть занят в ночное время оказанием экстренной, скорой и неотложной помощи фактически по часам.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора N Ильина Г.А. принята на должность медицинской сестры перевязочной в туберкулезном легочном отделении N в ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", фактически принята ДД.ММ.ГГГГ.; Поликарпова Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ. на основании трудового договора N принята на должность медицинской сестры палатной в ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", фактически принята ДД.ММ.ГГГГ Кормнова А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. на основании трудового договора N принята на должность медицинской сестры процедурной в ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", фактически принята ДД.ММ.ГГГГ.; Ковалева И.В. ДД.ММ.ГГГГ. на основании трудового договора N N принята на должность медицинской сестры палатной в ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", фактически принята ДД.ММ.ГГГГ.; Ковалева И.В. ДД.ММ.ГГГГ. на основании трудового договора N принята на должность медицинской сестры палатной в ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", фактически принята ДД.ММ.ГГГГ.
Коллективным договором ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер" на 2012-2015г.г. предусмотрена доплата за работу в ночное время работникам учреждения, которая производится медицинскому персоналу занятому оказанием экстренной неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время на основании табеля учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи, медицинскому персоналу, занятому оказанием медицинской помощью ? 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время с 22.00 часов до 06.00 часов. В приложении N17 к указанному коллективному договору указан перечень должностей, профессий, занятых в оказании экстренной и неотложной медицинской помощи в ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер", в котором, в том числе, указана должность медицинской сестры палатной.
В соответствии с протоколом от 01.11.2013г. на конференции работников принят коллективный договор ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова" с 01.11.2013г. по 01.11.2016г.
Согласно п.3.4 коллективного договора указано, что доплата за работу в ночное время работникам учреждения, производится медицинскому персоналу занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время на основании табеля по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи, перечень этих структурных подразделений (должностей) утверждается главным врачом с учетом мнения представительного органа работников, остальным работникам - 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время с 22.00 часов до 06.00 часов.
В приложении N17 к указанному коллективному договору указан перечень должностей работников (по подразделениям), занятых в оказании экстренной и неотложной медицинской помощи, работа в которых дает право на получение компенсационной выплаты за работу в ночное время в размере 100% должностного оклада, в котором, в том числе, указана должность медицинской сестры палатной.
Приказом главного врача ГБУЗ "Самарский областной клинический диспансер им. Н.В. Постникова" N 125 от 15.05.2013 г. "Об упорядочении учёта рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи в ночное время (п. 2) утверждён список лиц, ответственных за составление табелей учёта рабочего времени(п.8).
Из Положения об учете рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время, согласованное с представителем работников - председателем Первичной организации Профсоюза ГБУЗ "СОКПТД", утвержденное представителем работодателя главным врачом ГБУЗ "СОКПТД" от 22.08.2013г., следует, что в целях учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время в каждом стационарном структурном подразделении ведется табель учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время, только при возникновении производственной необходимости, возникшей в связи с оказанием экстренной и неотложной помощи, за его ведение и своевременную передачу в отдел кадров ответственна старшая медицинская сестра, учет ведется путем указания в табеле часов фактической работы по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время.
Из материалов дела следует, что в отношении ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова" проведены проверки Государственной инспекцией труда по Самарской области (03.03.2014 г.), Министерством здравоохранения Самарской области (16.05.2014 г., 25.06.2014 г.) согласно выводам которых нарушений положений об оплате труда работников в ночное время не выявлено.
Согласно Уставу ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова" следует, что целью деятельности учреждения является обеспечение прав граждан на специализированную медицинскую помощь (п.2.1); предметом деятельности учреждения является оказание населению доврачебной, амбулаторно-поликлинической, (в том числе первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи) медицинской помощи (п.2.2).
В соответствии со ст.32 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организаций (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение). Формами оказания медицинской помощи являются: 1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; 2) неотложная -медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; 3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Правила организации деятельности отделения туберкулезного легочно-хирургического установлены Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012г. N 932н, в пункте 10 которых предусмотрено, что отделение осуществляет оказание неотложной и плановой специализированной медицинской помощи больным туберкулезом, кроме этого, на отделение туберкулезное легочно-хирургическое возложены функции по оказанию консультативной помощи врачам других подразделений медицинской организации, в составе которой создано отделение, по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза, осуществлению экспертизы временной нетрудоспособности, иные функции в соответствии с законодательством.
Исходя из изложенного, медицинскому персоналу устанавливается различная доплата за работу в ночное время с учётом сложности, оперативности, интенсивности и важности выполняемой работы в ночное время.
При этом, в случае оказания экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, медицинскому работнику устанавливается повышенная(по сравнению с другими работниками) доплата за работу в ночное время в размере 100 % часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время. При этом, работник должен быть занят оказанием экстренной, скорой и неотложной помощи фактически по часам.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что экстренная и неотложная помощь работниками туберкулезного легочного отделения осуществляется по мере необходимости (эпизодически), поскольку функция отделения - это оказание плановой медицинской помощи, которая включает в себя также неотложную медицинскую помощь и осуществление иных функций, является правильным..
Факт оказания работниками в ночное время экстренной или неотложной медицинской помощи фиксируется в табеле учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи.
Установлено, что истцы в период с ДД.ММ.ГГГГ. не участвовали в оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в ночное время.
Доказательств обратного истцами суду не представлено.
В соответствии со ст.72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Учитывая, что трудовые договоры, заключенные между сторонами, на устанавливают размер компенсационной выплаты - за работу в ночное время, а определен коллективным договором, суд пришел к правильному выводу о том, что соглашение об изменении указанного размера не требовалось.
В этой связи, доводы истцов о том, что с ними не заключено письменное соглашение об изменении условий трудового договора, об отсутствии письменного предупреждения об изменении условий оплаты труда за два месяца, несостоятельны.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, руководствуясь требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что оплата труда в ночное время истцов произведена ответчиком без нарушений действующего трудового законодательства, не противоречит Постановлению Правительства РФ N 554 от 22.07.2008г., Постановлению Правительства Самарской области N 181 от 12.05.2012г., подтверждается копиями расчетных листов истцов табелями учета рабочего времени и расчета заработной платы, согласно которым, доплата истцам за работу в ночное время производилась в размере 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время.
Рассматривая требования истцов о признании необоснованным ухудшение материального положения истцов со стороны Министерства имущественных отношений Самарской области и Министерства здравоохранения Самарской области в лице Администрации ГБУЗ СОКПТД "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно Уставу ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова" следует, что учреждение является самостоятельным юридическим лицом, учредителем и собственником имущества учреждения является Самарская область, Министерство здравоохранения Самарской области осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении деятельности учреждения, Министерство имущественных отношений Самарской области осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении управления имуществом, закрепленным за учреждением.
Из материалов дела усматривается, что ни Министерство здравоохранения Самарской области, ни Министерство имущественных отношений Самарской области не являются стороной коллективного договора, заключенного между ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" и Первичной профсоюзной организацией 01.11.2013г., не выступают по отношению к истцам работодателями, не заключали с ними трудовых договоров, в том числе не устанавливали в трудовом договоре истцам условия оплаты труда, не осуществляли учет рабочего времени, не участвовали в иных правоотношениях с истцами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения указанных исковых требований, поскольку нарушений прав истцов действиями указанных лиц не установлено.
Разрешая требования о признании незаконным коллективного договора ГБУЗ СОКПТД "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В.Постникова" от 01.11.2013г. в части приложения N 2 и N 17, а также положения об учете рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время от 22.08.2013г. и приказа главного врача ГБУЗ СОК ПТД N 125 от 15.05.2013г. суд также пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований к их удовлетворению.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ним отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статьёй 9 ТК РФ установлено, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Согласно положениям ст. 38 ТК РФ если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Главой 61 ТК РФ установлен порядок рассмотрения и разрешения коллективных и трудовых споров силу которого, правом выдвижения требований от имени работников соответствии со ст. ст. 29-31, ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 399 ТК РФ наделены не конкретные работники, а их представители. В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие работнику оспорить в суде коллективный договор в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу о том, что при рассмотрении индивидуального трудового спора в суде работник вправе ссылаться на неприменение локального нормативного акта, действующего в организации, если нарушаются его права, однако положения коллективного договора не могут быть им оспорены, поскольку он стороной коллективного договора не является и не надёлён правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.
Оснований для не применения положений принятых ответчиком локальных нормативных актов, в том числе, коллективного договора с приложениями к нему, положения об учёте рабочего времени, а также приказа об упорядочении учёта рабочего времени, суд обоснованно не усмотрел, поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении трудовых прав истцов, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения ч. 3 ст. 11 ГПК РФ о необходимости рассмотрения исковых требований о недействительности коллективного договора по аналогии права в силу изложенного выше судебная коллегия считает несостоятельными.
Таким образом, суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истцов в полном объеме.
Ссылка в жалобе на противоправность ведения дополнительного табеля учета рабочего времени (по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время) не может быть принята во внимание ввиду необоснованности в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.
Как установлено, ведение табеля учёта рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время обусловлено необходимостью учёта работодателем рабочего времени в ночное время в отношении работников, которые испытывают повышенную нагрузку в ночное время, оказывая неотложную или экстренную медицинскую помощь, а также в целях реализации права указанных работников на гарантированное получение повышенной компенсационной выплаты за работу в ночное время в размере 100 % часовой ставки за час оказания экстренной и неотложной медицинской помощи в ночное время.
Доводы апелляционной жалобы представителя истцов о необоснованном уменьшении оплаты труда в ночное время без предварительного письменного согласия и уведомления работника, судебной коллегией отклоняются по вышеизложенным мотивам. В трудовом договоре с истцами определена оплата труда, однако условий о доплате за работу в ночное время не имеется. Отсутствие в трудовом договоре с истцами условий о доплате за работу в ночное время исключает применение к данным правоотношениям правил ст.74 ТК РФ, предусматривающей необходимость уведомления работников об изменении конкретных условий трудового договора. Приведение ответчиком порядка оплаты труда в ночное время в соответствие с нормами действующего законодательства и коллективного договора изменением условий оплаты труда не является. Судом первой инстанции указанный выше довод правомерно признан необоснованным, поскольку из содержания трудового договора следует, что размер компенсационной выплаты за работу в ночное время в нем не установлен.
Доводы жалобы о том, что в основу решения суда положены результаты проверки Государственной инспекции труда Самарской области, которые не имеют преюдициального значения для рассматриваемого спора и потому не освобождаются от доказывания, а также результаты внеплановой проверки Министерства здравоохранения Самарской области, которое является ответчиком по настоящему спору, что является грубейшим процессуальным нарушением не ставят под сомнение обоснованность выводов суда, и опровергаются содержанием судебного постановления, из которого усматривается, что вывод об отсутствии нарушений норм оплаты труда медицинских работников в ночное время со стороны ответчика основан на анализе установленных по делу обстоятельствах и соответствия их нормам законодательства.
Доводы представителя истцов о противоречии оспариваемых актов требованиям ст. 154 ТК РФ судебная коллегия оставляет без внимания ввиду следующего.
Статьёй 154 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. N 554 предусмотрена повышенная оплата труда за работу в ночное время, минимальный размер которой составляет 20% часовой тарифной ставки(оклада), рассчитанного за каждый час работы в ночное время. В Самарской области для работников фтизиатрической помощи установлена компенсационная выплата- доплата за работу в ночное время, превышающая минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время, установленный федеральным законодательством. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 12.05.2010 г. N 181 медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной и неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время, остальным работникам учреждений 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время.
Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, аналогичны позиции заявителей, изложенной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям. Решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самара от 31.10.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ильиной Г.А., Кормновой А.Ю., Поликарповой Т.Н., Ковалевой И.В. - Бенгина М.Н., - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.