Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Вегель А.А., Зацепина Е.М.,
при секретаре Усачевой К.Н.
с участием прокурора Федосова-Никонова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Бийской городской спортивной общественной организации "Монолит" на решение Бийского городского суда Алтайского края от 07 ноября 2014 года по делу по заявлению
Бийской городской спортивной общественной организации "Монолит" об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бийская городская спортивная общественная организация "Монолит" (далее - БГСОО "Монолит") обратилась в суд с заявлением о признании решения Думы города Бийска от 23 октября 2013 года N 291 "О внесении изменений в решение Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" несоответствующим Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О защите конкуренции" и недействующим с момента принятия.
Требования обоснованы тем, что БГСОО "Монолит" является арендатором двух земельных участков по "адрес", собственность на которые не разграничена. Решением Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" (п. 2.4 приложения N 2) было установлено, что физические и юридические лица уплачивают арендную плату, исходя из годового размера арендной платы с применением коэффициента 0,1 за земельные участки, занятые спортивными сооружениями, используемыми для проведения физкультурных, спортивных и культурных мероприятий кроме участков, используемых под коммерческую деятельность. Решением Думы г. Бийска от 23 октября 2013 года N 291 "О внесении изменений в решение Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" указанный коэффициент установлен в размере 0,5, что повлекло увеличение арендной платы в 5 раз. Оспариваемое решение Думы города Бийска, по мнению заявителя, противоречит ст.ст. 8, 34, 57, 76 Конституции Российской Федерации, п. 4 ст. 22, ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2002 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Согласно принципу экономической обоснованности, предусмотренному Постановлением Правительства N 582, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Соблюдение данного принципа при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы органом местного самоуправления, должно быть доказано заинтересованным лицом путем представления соответствующих детальных расчетов на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых на основании этой доходности ставок арендной платы.
Определением Бийского городского суда Алтайского края от 07 ноября 2014 года прекращено производство по делу по заявлению БГСОО "Монолит" об оспаривании п. 1.1 решения Думы города Бийска от 23 октября 2013 года N 291 "О внесении изменений в решение Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки".
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 07 ноября 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе БГСОО "Монолит" просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование указано на то, что судом сделан неправильный вывод о соблюдении заинтересованным лицом при принятии оспариваемого нормативного акта принципа экономической обоснованности, так как представленный документ, названный экономическим обоснованием, таковым не является, поскольку не содержит анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, в нем указано лишь на необходимость восполнения доходной части местного бюджета. Кроме того, заинтересованным лицом не обосновано применение именно коэффициента 0,5, а не иного коэффициента. Судом не учтено, что принцип экономического обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставляемых лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. В данном случае это требование не соблюдено. Судом сделан вывод об отсутствии нарушения прав увеличением коэффициента на том основании, что размер арендных платежей уменьшился, однако не учтено, что это уменьшение произошло в связи со снижением кадастровой стоимости земельных участков по решению Арбитражного суда Алтайского края. Кроме того, судом сделан вывод о том, что оспариваемый нормативный акт не нарушает ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", в то время как им создаются дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов в виде завышенной арендной платы за земельные участки под объектами спорта, собственность на которые не разграничена по сравнению с федеральными землями.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор просит об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Бийской городской спортивной общественной организации "Монолит" Л.Н.И. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала, прокурор Ф.-.Н.Р.В. полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя заявителя Л.Н.И., заключение прокурора Ф.-.Н.Р.В. судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения по основанию, предусмотренному подп. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела).
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения (далее - Положение).
В соответствии с п. 2.2 Положения размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле: A = S x KC x K x K1, где: A - сумма арендной платы за полный год, руб.; S - общая площадь земельного участка, кв. м; KC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб. /кв. м; K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Решением Думы г. Бийска от 30 мая 2008 года N 19 утверждены Порядок определения размера арендной за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Бийск (приложение N 1), а также коэффициенты, в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы, устанавливаемые для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (приложение N 2).
Так, согласно подп. 2.4 приложения N 2 к решению Думы г. Бийска от 30 мая 2008 года N 19 (в редакции решения Думы города Бийска от 24 июня 2011 года N 222) физические и юридические лица уплачивают арендную плату, исходя из годового размера арендной платы с применением коэффициента 0,1 за земельные участки, занятые спортивными сооружениями, используемыми для проведения физкультурных, спортивных и культурных мероприятий, кроме участков, используемых под коммерческую деятельность.
Пунктом 1.2 решения Думы города Бийска от 23 октября 2013 года N 291 "О внесении изменений в решение Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" внесены изменения в подп. 2.4 приложения N 2 к решению Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19, согласно которым указанный подпункт изложен в следующей редакции: физические и юридические лица уплачивают арендную плату, исходя из годового размера арендной платы с применением коэффициента 0,5 за земельные участки, занятые спортивными сооружениями, используемыми для проведения физкультурных, спортивных и культурных мероприятий, кроме участков, используемых под коммерческую деятельность.
Последнее решение опубликовано в газете "Муниципальный вестник" 30 октября 2013 года и вступило в силу с 01 января 2014 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения экономического состояния лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В соответствии с подп. п. 5 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения объектов спорта.
Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2012 года N 620 установлена ставка арендной платы в размере 0,5 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены (заняты) для размещения объектов спорта.
Таким образом, при установлении размеров коэффициента К1 представительный орган должен учитывать, что итоговый годовой размер арендной платы за земельные участки, предоставленные (занятые) для размещения объектов спорта, не должен превышать 0,5 % от кадастровой стоимости этих земельных участков.
Принимая во внимание приведенную выше формулу расчета арендной платы, утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения", с учетом того, что в случае установления кадастровой стоимости решением суда произведение площади земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости есть кадастровая стоимость земельного участка, можно сделать вывод о том, что произведение коэффициентов К и К1 не должно превышать 0,005 (0,5 %).
В данном случае коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (К), установлен п. 1 приложения 2 к решению Думы г. Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" и составляет 0,017 (прочие земельные участки). Произведение коэффициентов К, равного 0,017, и К1, равного 0,5, составляет 0,0085, что выше чем 0,005.
Кроме того, согласно материалам дела расчет арендной платы по предоставленному заявителю земельному участку с кадастровым номером 22:65:011405:0009 с кадастровой стоимостью 2 740 000 рублей с 01 января 2014 года производится следующим образом: A = S x KC x K x K1, где S=6347,73 кв.м (площадь земельного участка), КС=431,65 рублей на 1 кв.м (удельный показатель кадастровой стоимости), К=0,017, К1=0,5. Таким образом, с учетом коэффициента К1, равного 0,5, размер аренной платы составляет 6347,73 x 431,65 x 0,017 x 0,5, то есть 23 289,98 рублей в год. При этом 0,5 % от 2 740 000 (кадастровая стоимость) составляет 13700 руб.
По предоставленному заявителю земельному участку с кадастровым номером 22:65:011405:0005 с кадастровой стоимостью 10 400 000 рублей расчет производится по той же формуле, при этом S=28226 кв.м, КС=368,45 рублей за 1 кв.м, К=0,017, К1=0,5. Таким образом, с учетом коэффициента К1, равного 0,5, размер аренной платы за второй земельный участок, предоставленный заявителю, составляет 28226 x 368,45 x 0,017 x 0,5, то есть 88 398,89 рублей в год. При этом 0,5 % от 10 400 000 (кадастровая стоимость) составляет 52 000 руб.
Таким образом, годовой размер арендной платы по договорам аренды за земельные участки, собственность на которые не разграничена, занятые спортивными сооружениями, используемыми для проведения физкультурных, спортивных и культурных мероприятий, кроме участков, используемых под коммерческую деятельность составляет более максимального размера арендной платы, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Кроме того, следует принять во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
В ходе рассмотрения дела заинтересованными лицами не представлено экономического обоснования на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. В качестве единственного мотива для увеличения размера коэффициента К1 в 5 раз муниципальный орган назвал необходимость увеличения доходов бюджета города.
Таким образом, при принятии оспариваемых норм Дума города Бийска не выполнила требования Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 об определении арендной платы при аренде земельных участков исходя из принципа экономической обоснованности, а также установила коэффициент К1, при котором годовой размер арендной платы по договорам аренды за земельные участки, собственность на которые не разграничена, занятые спортивными сооружениями, используемыми для проведения физкультурных, спортивных и культурных мероприятий, кроме участков, используемых под коммерческую деятельность, составляет более максимального размера арендной платы, установленного названным Постановлением Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного имеются правовые основания для признания оспариваемой нормы недействующей.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу с 01 января 2014 года и применялся на территории г. Бийска Алтайского края, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" в оспариваемой части следует признать недействующим со дня принятия апелляционного определения.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании оспариваемой нормы недействующей со дня принятия апелляционного определения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 07 ноября 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать недействующим со дня принятия апелляционного определения решение Думы города Бийска от 23 октября 2013 года N 291 "О внесении изменений в решение Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" в части пункта 1.2, устанавливающего коэффициент, используемый для определения годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (Приложение N 2 к решению от 30.05.2008 N 19), занятые спортивными сооружениями, используемыми для проведения физкультурных, спортивных и культурных мероприятий, кроме участков, используемых под коммерческую деятельность, в размере 0,5.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.