Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Троценко Ю.Ю.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Муртазине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хафизовой А.Г., заместителя министра Министерства финансов Республики Башкортостан Байбулатова И.З. на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 ноября 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Багина Д.А. к Администрации городского округа г. Уфа об обязании предоставить во внеочередном порядке специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Багину Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилищного фонда сроком на ... лет в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Багин Д.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа (в последующем с уточнением иска в порядке ст. 39 ГПК РФ), где просит обязать предоставить во внеочередном порядке специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя тем, что истец, Багин Д.А., дата рождения, является сиротой. Его мать Багина С.С. была матерью - одиночкой, решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от дата она была лишена в отношении истца родительских прав, а дата умерла (свидетельство о смерти П-АР N ... от дата).
Распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа N ... от дата Каримова М.А. была назначена опекуном истца.
Своего жилья истец не имеет, до дата он не был нигде зарегистрирован. В настоящее время он зарегистрирован временно до дата по адресу: адрес.
В дата окончил среднюю образовательную школу, в дата в связи с его совершеннолетием над ним прекращена опека.
дата истец обратился с заявлением к ответчику о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилье вне очереди, как ребенок - сирота, не имеющий закрепленного за ним жилого помещения.
Однако до сих пор жилья истцу не предоставлено, тем самым нарушаются его жилищные права, в том числе права на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хафизова А.Г. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что органы местного самоуправления не являются надлежащими ответчиками по данным спорам. В соответствии с действующим жилищным законодательством, сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены. Следовательно, права Багина Д.А. не были нарушены.
Не согласившись с принятым решением, заместитель министра Министерства финансов Республики Башкортостан Байбулатов И.З. обратился в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что в связи с тем, что Багин Д.А. до 1 января 2013 года свое право на обеспечение жилыми помещениями не реализовал, на него в полной мере распространяются положения статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного суда Республики Башкортостан представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хафизова А.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить, жалобу удовлетворить.
Багин Д.А., его представитель Сибирякова О.В. в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив их доводы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит его законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб - не содержащими оснований для его отмены в связи со следующим.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее -Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Багин Д.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на Администрацию городского округа г. Уфа.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Предусмотренные названным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Согласно Закону РБ N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ", с 01 января 2012 года государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении 1 -АР N ... от дата Багин Д.А. родился дата, где его родителями указаны: отец - Багин А.В., мать - Багина С.С., о чем составлена запись акта о рождении N ... от дата в Уфимском городском отделе ЗАГС Министерства юстиции РБ.
Из справки о рождении Багина Д.А. N ... от дата. следует, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Багина С.С. умерла дата., что подтверждается свидетельством о смерти за актовой записью N ... от дата
Багин Д.А. остался без попечения родителей, что подтверждается Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа от дата N ... , согласно которого Каримова М.А. назначена опекуном несовершеннолетнего Багина Д.А.
Согласно письму от дата N ... Администрации Демского района ГО г. Уфа, распоряжением главы Администрации Демского района ГО г. Уфа РБ N ... от дата Багин Д.А. принят на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
Багин Д.А. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается справкой Территориального участка г.Уфы ГУП БТИ РБ от дата N ...
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Багин Д.А. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет.
Судебная коллегия не находит оснований считать выводы суда неправильными, доводами апелляционных жалоб они не опровергнуты.
Доводы апелляционных жалоб о том, что сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Республике Башкортостан, в том числе и в ГО город Уфа не утвержден, и, что права Багина Д.А. Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан не нарушены, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Иные доводы апелляционных жалоб правомерность выводов суда не опровергают, а по своей сути свидетельствуют только о несогласии с ними.
Процессуальных нарушений, указанных в частях 3 и 4 ст. 330 ГПК РФ, судом первой инстанции также не допущено.
С учетом изложенного постановленное судом первой инстанции решение следует признать законным и обоснованным, не подлежащем отмене в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хафизовой А.Г., заместителя министра Министерства финансов Республики Башкортостан Байбулатова И.З. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Ю.Ю. Троценко
Г.Я. Турумтаева
Справка: судья Кадырова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.