Судья Кузнецова С.А. гр.д.33-39365
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2014г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В.
и судей Быковской Л.И., Андреевой И.Ю.
при секретаре Свиридове С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Горновой М.В.
дело по апелляционной жалобе Зубовой Е.Г., Дьяченко О.В.
на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 26 августа 2014 г., которым постановлено: в удовлетворении требований Кеворковой АН, Матушкиной ГА, Дьяченко ОВ, Харламова АГ, Зубовой ЕГ, Ковалевой ИА о признании недействительным заключения комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки Правительства г. Москвы в ЮЗАО отказать,
установила:
Кеворкова А.Н., Матушкина Г.А., Дьяченко О.В., Харламов А.Г., Зубова Е.Г., Ковалева И.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании заключения Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО, утвержденного 05.02.2014 года по результатам публичных слушаний в районе Ясенево по проекту межевания квартала, ограниченного улицей Айвазовского, Соловьиным проездом, улицей Рокотова и Литовским бульваром, ссылаясь на то, что данное заключение нарушает права заявителей на участие граждан в формировании благоприятной окружающей среды и комфортной среды обитания, на выражение мнения при принятии градостроительных решений путем участия в публичных слушаниях при соблюдении порядка, установленного действующим законодательством (федеральным и московским). На публичные слушания вынесен не проект межевания, а внутриквартальный план с произвольно обозначенными границами, не основанный на землеотводной документации, границы и размеры земельного участка определены без учета фактически используемой площади земельных участков, границы участков определены произвольно без проведения кадастровых работ, без учета реального использования, отсутствуют акты согласования местоположения границ земельных участков. Определение границ земельных участков и согласование их с жителями в рамках проекта межевания не проводилось по причине отсутствия необходимых материалов. В представленных на публичные слушания материалах отсутствует техническое задание, а также необходимые землеотводные и градостроительные документы, подтверждающие границы земельных участков многоквартирных домов. Все нарушения были жителями на публичных слушаниях заявлены, однако при рассмотрении игнорированы. Заявители полагают, что утверждение заключения грубейшим образом нарушает их права, так как данное заключение было утверждено по ненадлежащим материалам и по итогам публичных слушаний, порядок проведения которых был неоднократно нарушен.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Департамент имущества г.Москвы и ГУП "Главное архитектурно-планировочное управление".
Заявители Дьяченко О. В., Зубова Е. Г., Ковалева И. А. и их представитель по доверенности Станкевич С.И. явились, доводы, изложенные в дополнениях к заявлению, поддержали.
Заявители Кеворкова А. Н., Матушкина Г. А., Харламов А. Г. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮЗАО в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель Префектуры ЮЗАО г. Москвы по доверенности Акаев В. И. в судебное заседание явился, против удовлетворения заявления возражал, в суд представил письменный отзыв, пояснив, что Комиссия действовала в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица - ГУП "Главное архитектурно-планировочное управление" в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица - Департамента имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе заявители Зубова Е.Г., Дьяченко О.В.
На заседание судебной коллегии заявители Кеворкова А.Н., Матушкина Г.А., Дьяченко О.В., Харламов А.Г., Ковалева И.А., не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены судом надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Судебная коллегия с учетом того обстоятельства, что заявители просили рассмотреть дело в их отсутствии, считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии заявителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Зубову Е.Г., ее представителя Станкевича С.И., представителя Префектуры ЮЗАО г. Москвы Ляпустина М.Г., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с частью 2 статьи 63, частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса, статьями 40, 42 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" утверждение проектов межевания территории, разработанных в составе проектов планировки территории, осуществляется правительством Москвы с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний.
В силу части 4 статьи 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и на основании постановления Правительства Москвы от 30.12.2008 г. N 1258-ПП "О порядке организации и проведении публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" уполномоченными органами по проведению публичных слушаний являются Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы и окружные комиссии по вопросам градостроительства землепользования и застройки.
Деятельность окружной комиссии регулируется Положением об окружной комиссии по вопросам градостроительства землепользования и застройки, которое утверждено постановлением Правительства Москвы от 07.04.2009 N 270-ПП.
На основании пункта 1.2 указанного положения окружная комиссия является постоянно действующим межведомственным совещательным органом. В силу указанного положения решения окружных комиссий не является непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта в силу чего решениями окружной комиссии не могут быть нарушены чьи-либо права и законные интересы.
На основании п. 13 постановления Правительства Москвы от 30.12.2008 г. N 1258-ПП "О порядке организации и проведении публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" в рамках проведения публичных слушаний префектуры административных округов: предоставляют помещение для размещения экспозиции, а также помещение для проведения собрания участников публичных слушаний на безвозмездной основе; обеспечивают возможность участникам публичных слушаний представлять свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту; оказывают содействие уполномоченному органу в материально-техническом обеспечении.
На основании ч. 5 ст. 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", публичные слушания проводятся в следующей последовательности: опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний; проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта; проведение собрания участников публичных слушаний; оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
В соответствии с п. 17 ст. 68 Закона в период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством: записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции; выступления на собрании участников публичных слушаний; записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний; подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии; направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.
В соответствии с п. 21 ст. 68 Закона участник публичных слушаний, представивший предложения, замечания по проекту, рассмотренному на публичных слушаниях, имеет право ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии.
В соответствии с п. 22 ст. 68 Закона на основании протоколов публичных слушаний окружная комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний.
В соответствии с п. 23 ст. 68 Закона в заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны: общие сведения о проекте. Представленном на публичные слушания, о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний; сведения о протоколах публичных слушаний, на основании которых подготовлено заключение о результатах публичных слушаний; содержание всех предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту; аргументированные выводы и рекомендации соответствующей комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета предложений и замечаний, указанных в пункте 3 настоящей части.
В силу ст. 43 Градостроительного Кодекса РФ, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий, подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, в состав проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков.
Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Результаты публичных слушаний, носят рекомендательный характер и не являются обязательными. Проведение публичных слушаний рассматривается как действие, предшествующие принятию решения об утверждении документации по планировки территории. Заключение, принятое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер (не предопределяет с обязательностью то или иное содержание проекта), и не является непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта.
По делу установлено, что в период с 21.11.2013 года по 11.02.2014 года Комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮЗАО г. Москвы на территории муниципального округа Ясенево были организованы и проведены публичные слушания по проекту межевания квартала, ограниченного улицей Айвазовского, Соловьиным проездом, улицей Рокотова и Литовским бульваром (протокол N* от *).
Основанием для проведения публичных слушаний по проекту межевания квартала является решение Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы ЮЗАО от 18.10.2013 г (протокол N17-71) по обращению ГУП "Главное архитектурно-планировочное управление" Москомархитектуры от 10.01.2013 г. NN190-03-110/2-(190)-5.
Оповещение о проведении публичных слушаний по проекту межевания квартала, ограниченного улицей Айвазовского, Соловьиным проездом, улицей Рокотова и Литовским бульваром содержит необходимую информацию, предусмотренную ч. 6 ст. 68 названного закона и опубликовано не позднее, чем за семь дней до открытия экспозиции согласно п. 1 ч. 7 ст. 68 Закона: в газете "За Калужской заставой" от 21.11.2013 г. N 41(41), на официальных сайтах префектуры ЮЗАО, на информационных щитах около подъездов жилых домов района Ясенево.
Проведение экспозиции осуществлено в период с 29.11.2013 года по 05.12.2013 года в здании управы района Ясенево по адресу: ул. *ом 8, корп.1. Часы работы экспозиции: будние дни с 12.00 до 20.00. в выходные дни с 10.00 до 15.00, что соответствует требованиям п.9 ст.68 Закона.
Посетители имели возможность вносить предложения и замечания по проведению экспозиции, поскольку книга учета была заведена, чем требования п. 10 ст. 68 Закона были выполнены.
До открытия экспозиции направлено письменное сообщение депутатам Московской городской думы, в муниципальное образование, в соответствии с пп.2 п.7 ст. 68 Закона.
На публичные слушания представлен проект, подлежащий обсуждению, о чем указано в заключении о результатах публичных слушаний, что соответствует п. 8 ст. 68 Закона.
Собрание участников публичных слушаний состоялись 16 декабря 2013 г. в 19-00 часов в ГБОУ СОШ N1107 по адресу: Соловьиный пр., дом 4, кор.2. В собрании приняло участие 53 человека.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что права заявителей результатами публичных слушаний и утверждение Председателем окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮЗАО оспариваемого заключения от 05.02.2014 года по результатам публичных слушаний по проекту межевания квартала, ограниченного улицей Айвазовского, Соловьиным проездом, улицей Рокотова и Литовским бульваром, нарушены не были. Публичные слушания по проекту межевания квартала проведены в установленном законом порядке, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 17 ст. 68 Закона требования закона были выполнены, что подтверждается текстами протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний, в которых содержатся предложения и замечания участников публичных слушаний.
Согласно протоколу публичных слушаний: в период работы экспозиции по материалам представленного проекта поступило 36 предложений и замечаний участников публичных слушаний; во время проведения собрания участников публичных слушаний поступило устно 17 предложение и замечание участников; письменных предложений и замечаний поступило 28.
В итоге в протокол публичных слушаний от 28.01.2014 N240 включено 81 запись участников публичных слушаний с предложениями, замечаниями, мнениями, рекомендациями по представленному проекту.
Протокол публичных слушаний утвержден председателем окружной комиссии, что соответствует п. 20 ст. 68 Закона. Протоколы публичных слушаний и заключение опубликованы на сайте префектуры в установленном порядке.
По результатам проведения публичных слушаний Комиссией были сделаны следующие выводы и рекомендации по проекту: 1) публичные слушания считать состоявшимися, 2) принять к сведению, что при проведении публичных слушаний поступили замечания и предложения как по проекту межевания, так и не относящиеся к нему. Основные предложения по проекту межевания: - об уточнении размещения детских площадок на территории квартала; - об изменении и уточнении границ земельных участков, в том числе в соответствии с нормативами, действующими на период застройки.
Также в оспариваемом заключении установлено, что в период проведения публичных слушаний поступали вопросы по проведению межевания в целом: - об обслуживании территорий в случае оформления прав собственности; - о нецелесообразности проведения межевания застроенных территорий: - об оформлении прав на земельные участки в соответствии с проектом межевания: - о несогласии с процедурой публичных слушаний по проекту межевания, 3) Комиссией рекомендовано учесть обоснованные предложения и замечания участников публичных слушаний и доработать проект с учетом данных замечаний.
Судом был исследован и признан несостоятельным довод о том, что выводы, сделанные в заключении не отражают истинного отношения жителей к проекту, чем нарушаются их права, поскольку не являются основанием для признания оспариваемого заключения Комиссии недействительным. Кроме того, того каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на публичных слушаниях отсутствовала часть обязательных материалов (техническое задание, исходные данные БТИ и т.п.) и заключение Окружной Комиссии утверждено в отсутствии полного комплекта документов, со стороны заявителей не представлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к тому, что на публичные слушания не был представлен проект межевания, однако, данные доводы являются несостоятельными. Представленный на публичные слушания проект межевания, разработанный ГУП г. Москвы "Главное архитектурно- планировочное управление Москомархитектуры" (л.д.51-88), соответствует ст.41 Закона города Москвы "Градостроительный кодекс города Москвы".
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия-
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 26 августа 2014г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Зубовой Е.Г., Дьяченко О.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.