Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Пономарёва А.Н.,
судей Лукьянченко В.В., Селивёрстовой А.А.
при секретаре Кривенцове П.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Селивёрстовой А.А. дело по заявлению *** В.В. об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об отказе в осуществлении кадастрового учета, по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 30 июня 2014 г., которым заявление удовлетворено,
установила:
*** В.В. обратилась суд с заявлением об оспаривании решения ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В обоснование заявления указала, что является собственником земельного участка, на котором в 2013 году возведен индивидуальный жилой дом. С целью государственного кадастрового учета данного жилого дома 12 ноября 2013 г. заявитель обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве", которым первоначально принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета ввиду отсутствия разрешения на строительство жилого дома. Решением ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" от 28 февраля 2014 г. N **** заявителю отказано в постановке на государственный кадастровый учет указанного жилого дома в связи с не предоставлением заявителем разрешения на строительство и истечением срока приостановления государственного кадастрового учета. Указывая на то, что истребование у заявителя разрешения на строительство при постановке на кадастровый учет указанного выше жилого дома действующим законодательством не предусмотрено, заявитель просила суд признать названное решение об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, обязать ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" поставить на кадастровый учет возведенный заявителем жилой дом.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 30 июня 2014 г. постановлено: "Признать незаконным и отменить решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" N 77/601/14-24698 от 28 февраля 2014 г. об отказе *** В.В. в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - жилого дома, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***на земельном участке с кадастровым номером ****.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости - жилой дом, площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ****на земельном участке с кадастровым номером ****".
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" просит данное решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявления *** В.В. оставить без удовлетворения.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве"*** И.Л. в судебное заседание явилась, апелляционную жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержала.
*** В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель *** В.В. по доверенности *** О.С. в судебное заседание явился, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, извещённой о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, представителя заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене на основании п. 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Из материалов дела усматривается, что *** В.В. является собственником земельного участка, площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного строительства, расположенный по адресу: ****.
В 2013 году на указанном земельном участке *** В.В. возведен жилой дом, общей площадью *** кв.м.
С целью постановки данного жилого дома на кадастровый учет, как вновь созданного объекта недвижимости, 12 ноября 2013 г. *** О.С. обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве".
28 ноября 2013 г. ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" принято решение N *** о приостановлении осуществления кадастрового учета названного объекта недвижимости в связи с отсутствием разрешения на строительство жилого дома, заявителю рекомендовано представить разрешение на строительство в течение трех месяцев.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" от 28 февраля 2014 г. N 77/601/14-24698 на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" по причине истечения установленного выше срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, заявителю отказано в постановке на государственный кадастровый учет указанного жилого дома.
Признавая данное решение незаконным ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве", суд первой инстанции исходил из вывода о том, что отсутствие разрешения на строительство в составе документов, представленных заявителем для осуществления кадастрового учета, не является законным основанием к отказу в осуществлении кадастрового учета возведенного *** В.В. жилого дома.
При этом суд руководствовался п. 9 ст. 3 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и п. 1 ст. 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, оснований для признания их законными не имеется.
Пункт 9 ст. 3 в положениях Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" не предусмотрен.
Между тем, суд первой инстанции применил не существующую норму материального права.
Также суд первой инстанции не учел, что при разрешении требований об оспаривании решений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об отказе в осуществлении кадастрового учета необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Положения Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к спорным правоотношениям сторон не применены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не применил положения ст. 22, 41 и Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ), ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.
Так, ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ предусмотрено, что для осуществления государственного кадастрового учета вновь возведенного объекта капитального строительства необходимо представить заявление о кадастровом учета, а также технический план здания.
В соответствии с ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01 января 2013 г. технического паспорта таких объектов.
В силу положений ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации таким документом, подтверждающим соответствие проектной документации, является разрешение на строительство. Строительство осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Из положений ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Как усматривается из представленного заявителем в ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" технического плана, он выдан на основании поданной заявителем декларации.
Между тем, возведенный *** В.В. жилой дом является объектом капитального строительства, расположенным на земельном участке для малоэтажного строительства, для возведения которого в силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации требовалась разработка проектной документации и получение соответствующего разрешения на строительство.
При этом право на регистрацию такого жилого дома в декларативном порядке законом не предусмотрено, что также подтверждается п.3.2.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 11-111-99, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. N94.
Таким образом, оспариваемые решения ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" о приостановлении государственного кадастра жилого дома *** В.В. в связи необходимостью последней представить разрешение на строительство и последующее об отказе в осуществлении кадастрового учета являются обоснованным и обоснованными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает заявление *** В.В. не подлежащим удовлетворению.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления *** В.В.
Руководствуясь ст. 330, 334 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 30 июня 2014 г. отменить. Принять новое решение, которым заявление *** В.В. об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об отказе в осуществлении кадастрового учета оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.