Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Ериной Н.П. и Скипальской Л.И.,
при секретаре Бобровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 февраля 2015 года в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия "дата"
Заслушав доклад судьи-председательствующего Литюшкина В.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия, действующий в защиту интересов М.Н., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности обеспечить М.Н. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилого фонда, предназначенным для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон).
В обоснование требований прокурор указал, что М.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм. Постановлением Администрации городского округа Саранск "дата" М.Н. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени органами местного самоуправления городского округа Саранск истица жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия "дата" исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в защиту интересов М.Н. удовлетворены. На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить М.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Саранска.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Кистенев К.И. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие у муниципального органа свободного жилья, а также недостаточность бюджетных средств, необходимых для реализации программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Верникова О.С. просит решение суда оставить без изменения, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации городского округа Саранск.
В судебное заседание М.Н. представители министерства образования Республики Мордовия, министерства финансов Республики Мордовия, Администрации городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя прокуратуры Республики Мордовия Кашатановой Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, М.Н. родилась "дата" ее мать М.М. и отец М.И. решениями Октябрьского районного суда г. Саранска "дата" и "дата" лишены родительских прав (л.д. 13, 14).
Таким образом, М.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (статья 1 Федерального закона).
Постановлением Администрации городского округа Саранск "дата" М.Н. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 17, 18).
М.Н. на основании решения Октябрьского районного суда г. Саранска "дата" принадлежит на праве собственности "данные изъяты" в квартире, расположенной по адресу: "адрес"
Постановлением Администрации городского округа Саранск "дата" установлен факт невозможности проживания М.Н. в квартире "адрес" в связи с тем, что площадь указанной квартиры менее учетной нормы жилого помещения (л.д. 16, 34).
Из выписки из домовой книги и адресной справки следует, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции М.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес"
По сообщениям Управления Федеральной государственной регистрации и картографии по Республике Мордовия, Саранского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия какой-либо зарегистрированной недвижимости М.Н. не имеет (л.д. 21, 32).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу статьи 1 Федерального закона лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" предписывает исполнительному органу государственной власти Республики Мордовия, уполномоченному в сфере образования, однократно предоставлять соответствующей категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что М.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом жилой площадью она не обеспечена, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив на ответчика соответствующую обязанность.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении вышеприведенных правовых положений, подтвержденными установленными обстоятельствами дела и исследованными доказательствами, оцененными по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Саранск об отсутствии бюджетных средств на реализацию программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями, не может повлечь отмену решения, поскольку не имеют юридического значения для разрешения возникшего спора.
Кроме того, предоставление указанной категории граждан благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от недостаточности средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Н.П. Ерина
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.