Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Полосухиной Н.А., Чернецовой Н.А.,
при секретаре Горобец З.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Веневский район на решение Веневского районного суда Тульской области от 4 декабря 2014 года по заявлению Крутеневой ММ и Крутенева АВ о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять новое решение о переустройстве жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Полосухиной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крутенева М.М. и Крутенев А.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять решение по переустройству жилого помещения в соответствии с действующим законодательством в установленные законом сроки.
В обоснование требований заявители сослались на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежит квартира "адрес"
Как указали заявители, центральная система отопления данного жилого дома не обеспечивает необходимый температурный режим в квартире, в связи с чем дата они подали в администрацию муниципального образования Веневский район заявление о переустройстве жилого помещения - установку индивидуального источника отопления, приложив необходимые документы.
По результатам рассмотрения данного обращения в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения им администрацией отказано со ссылкой на п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 307, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области N 21-01-12/2805 и письмо Правительства Тульской области N 65-к-4/2677 о приостановке выдаче решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии до утверждения схем теплоснабжения поселений.
Полагая данный отказ незаконным, поскольку имиоплучены технические условия на реконструкцию инженерных сетей в спорном помещении, представлены все необходмые документы, заявители обратились в суд с названными требованиями.
Крутенева М.М. и Крутенев А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель администрации муниципального образования Венёвский район в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Решением Веневского районного суда Тульской области от 4 декабря 2014 года требования Крутеневой М.М. и Крутенева А.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Веневский район просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации мунииципального образования Веневский район по доверенности Легоньковой Е.Н., возражения Крутеневой М.М. и Крутенеева А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1. ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Этот вывод мотивирован в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК Российской Федерации, и не противоречит положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Поскольку переход на индивидуальную систему отопления жилого помещения в многоквартином жилом доме требует переустройства жилого помещения, то оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерациии и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения предоставляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченным наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В силу положений ст. 27 ЖК Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 данного Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (п. 1).
Решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, дата собственники квартиры "адрес" - Крутенева М.М. и Крутенев А.В., в связи с неудовлетворительной работой системы отопления в данном доме, обратились в администрацию муниципального образования Веневский район с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке принадлежащего им жилого помещения, приложив к заявлению документы.
Решением администрации муниципального образования Веневский район N от дата в выдаче решения на переустройство жилого помещения отказано на основании п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения; п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 307, согласно которому в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 Мпа; письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области N 21-01-12/2805.
Проверяя доводы и возражения сторон о незаконности указанного решения, суд первой инстанции установил, что дата ООО У Крутеневой М.М. выданы технические условия на установку индивидуального отопительного агрегата в квартире "адрес" а дата технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом от филиала ОАО Т - трест Н сроком действия " ... " года.
Заявителями в администрацию муниципального образования Веневский район представлены: договор передачи от дата N проектная документация переустройства жилого помещения (рабочий проект по установке газового оборудования - отопительного котла, выполненный трестом Н филиала ОАО Т технический паспорт переустраиваемого жилого помещения.
Согласно акту N о техническом состоянии дымовых и вентиляционных каналов, дымовентканалы в квартире "адрес" соответствуют нормативным требованиям и пригодны под газ.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу от дата заявителям разрешено переустройство квартиры.
Оспариваемое решение составлено в виде письменного ответа от дата дата на заявление Крутеневых, и по существу является отказом Администрации муниципального образования Веневский район в согласовании переустройства квартиры заявителей.
Отказывая Крутеневой М.М. и Крутеневу А.В. в согласовании переустройства жилого помещения, администрация муниципального образования Веневский район сослалась на п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно п. 15 ст. 14 данного Федерального закона, запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Из содержания указанной нормы следует, что она носит отсылочный характер, и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утврежденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 307, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
давление теплоносителя - до 1 МПа.
Вместе с тем в своем отказе по вопросу выдачи разрешения на переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" администрация муниципального образования Веневский район не отразила, отвечает ли источник теплоснабжения, предусмотренный проектом газоснабжения, разработанный трестом Н филиала ОАО Т N от дата требованиям п. 44 вышеназванных Правил.
Администрацией муниципального образования Веневский район не представлено доказательств того, что осуществление переустройства заявителями в соответствии с представленными проектами затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы других граждан. Какое-либо суждение по данным вопросам в ответе Администрации муниципального образования Веневский район от дата не содержится.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, разрешая требования заявителей, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое ими решение не соответствует требованиям ст. 27 ЖК Российской Федерации, в силу которой в решении об отказе в согласовании в обязательном порядке должна содержаться ссылка на соответствующий пункт ч. 1 ст. 27 ЖК Российской Федерации с указанием предусмотренного законом основания отказа в согласовании, и признал данный отказ незаконным, возложив на администрацию муниципального образования Веневский район обязанность вновь рассмотреть заявление Крутеневой М.М. и Крутенева А.В. и принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством и в установленные законом сроки.
Доводы апелляционной жалобы Администрации муниципального образования Веневский район основаны на ином толковании приведенных выше положений нормативных правовых актов, не содержат ссылки на доказательства, подтверждающие законность оспариваемого заявителями решения, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК Российской Федерации в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Приложенная к апелляционной жалобе копия протокола совещания рабчей группы по выработке порядка рассмотрения и принятия решения администрациями муниципальных районов по обращениям граждан по вопросу перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии от дата о незаконности приведеных выводов суда первой инстанции не свидетельствет, к тому же, решения на указанном совещании приняты после вынесения оспариваемого судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
По приведенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе администрации муниципального образования Веневский район.
Поскольку в резолютивной части решения суда сущность оспариваемого рашения изложена в виде, искажающем его понимание, судебная коллегия полагает необходимым дополнить ее после слов: "Признать незаконным решение администрации муниципального образования Веневский район от дата N" словами: "об отказе".
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Веневского районного суда Тульской области от 4 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Веневский район - без удовлетворения.
Резолютивную часть данного решения после слов: "Признать незаконным решение администрации муниципального образования Веневский район от дата N" дополнить словами: "об отказе".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.