Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кузиной Т.А.,
судей Крайневой Н.А., Таниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем """""
с участием представителя администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Путкова А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крайневой Н.А.
апелляционную жалобу администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 09 октября 2014 года
по делу по иску Шуваловой Екатерины Владимировны к министерству социальной политики Нижегородской области и администрации Арзамасского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения
УСТАНОВИЛА:
Шувалова Е.В. обратилась в суд с указанным иском к ответчикам о понуждении к предоставлению жилого помещения, мотивировав свои требования тем, что с """"" года она являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, в настоящее время она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. """" года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В нарушение норм действующего законодательства ей не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Шувалова Е.В. просила суд обязать министерство социальной политики Нижегородской области, администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м).
В судебном заседании истец Шувалова Е.В. и ее представитель адвокат Спиридонов Д.В. иск поддержали.
Представитель администрации Арзамасского муниципального района Путков А.Ю. исковые требования не признал, пояснил, что в министерство социальной политики Нижегородской области был направлен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района, в данном списке была и Шувалова Е.В., однако министерством в список были включены только 10 человек. В случае удовлетворения исковых требований Шуваловой Е.В. будут нарушены права и законные интересы других детей.
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве иск не признал, указал, что с """ года жилое помещение может быть предоставлено истцу только в порядке очередности.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 09 октября 2014 года постановлено:
Обязать администрацию Арзамасского муниципального района на денежные средства, выделенные Министерством социальной политики Нижегородской области, предоставить Шуваловой Е.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м), установить срок исполнения четыре месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области содержится требование об отмене решения суда как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит, что, разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Шуваловой Е.В., доводы апелляционной жалобы администрации района о несогласии с выводами суда судебная коллегия полагает необоснованными в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шувалова Е.В., """" года рождения, являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей в связи со смертью матери и лишением отца родительских прав, в настоящее время в связи с достижением возраста 18 лет она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области N """ от """"" года Шувалова Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области N """ от """ года Шувалова Е.В. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.15.6-2 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" с целью предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской области по договору найма специализированного жилого помещения формируется список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 года N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, согласно п.1.3 которого благоустроенные жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета и федерального бюджета, оформляются в муниципальную собственность и после отнесения их к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.1.4 указанного Положения предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - органы местного самоуправления), однократно по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
Основываясь на приведенных нормах права, с учетом того, что """"" года Шуваловой Е.В. исполнилось 18 лет, она не является собственником жилого помещения, нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о наличии правовых оснований для возложения на администрацию района обязанности на денежные средства, выделенные министерством социальной политики Нижегородской области, предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным требованиям.
Доводы апелляционной жалобы администрации Арзамасского муниципального района о том, что при предоставлении жилого помещения истцу будет нарушена очередность предоставления жилых помещений, судебная коллегия полагает подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Действительно, Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу с 01.01.2013 года, были внесены изменения в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс РФ с исключением указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.
Вместе с тем, ни нормы Жилищного кодекса РФ, ни положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не содержат норм, которые предусматривали бы возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности.
Ссылка ответчика на положения ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, является несостоятельной, поскольку положения ст.57 Жилищного кодекса РФ предусматривают порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в то время как лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставляются жилые помещения по договору найма специализированных жилых помещений при отсутствии положений об очередности предоставления специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Указание на необходимость учета даты наступления оснований для обеспечения жильем, содержащееся в п.1.5 Положения о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 года N 315, не может рассматриваться как позволяющее отсрочить предоставление указанной категории лиц жилых помещений как противоречащее положениям федерального законодательства.
Ссылка ответчика на решение Арзамассского городского суда об отказе в удовлетворении аналогичных исковых требований является несостоятельной, поскольку в обжалуемом решении суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении норм права, пришел к правильным выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Иные доводы апелляционной жалобы администрации Арзамасского муниципального района о том, что суд обязал министерство социальной политики Нижегородской области адресно выделить денежные средства для обеспечения истца жилым помещением, являются необоснованными, поскольку решение о персонифицированном перечислении денежных средств судом первой инстанции не принималось, и на администрацию района возложена обязанность предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда на денежные средства, выделенные министерством социальной политики Нижегородской области, что соответствует п.1.3, 2.7, 2.7-1 Положения о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Рассматривая гражданское дело, суд правильно применил нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 09 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.