Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей: Миркиной Е.И., Черемисина Е.В.,
при секретаре Черновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу Петровского И. В. на решение Советского районного суда г. Томска от 23.10.2014
по гражданскому делу по иску Петровского И. В. к областному государственному бюджетному учреждению "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" о признании недействительным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и ежемесячной компенсационной выплаты на оплату дополнительной площади жилого помещения (ЕКВ) за период с марта по июль 2014 года, признании права на предоставлении субсидии и ЕКВ за период с марта по июль 2014 года, возложении обязанности начислить и выплатить субсидию и ЕКВ за период с марта по июль 2014 года,
заслушав доклад судьи Миркиной Е.И., объяснения представителя ответчика Лесиной Э.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Петровский И.В. обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - ОГБУ "ЦСПН по оплате ЖКУ"), в котором просил признать недействительным отказ в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и ежемесячной компенсационной выплаты на оплату дополнительной площади жилого помещения (ЕКВ) за период с марта по июль 2014 года, признать право на предоставление субсидии и ЕКВ за период с марта по июль 2014 года, обязать начислить и выплатить субсидию и ЕКВ за период с марта по июль 2014 года.
В обоснование заявленных требований указал, что письмом от 29.08.2014 N06-1664 ему отказано в предоставлении субсидии за период с марта по июль 2014 года, поскольку за назначением указанных мер социальной поддержки в названный период он не обращался. Однако он не обратился в ОГБУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" в феврале 2014 года, поскольку не получил уведомление о необходимости предоставления документов для получения субсидии с марта 2014 года.
Дело рассмотрено в отсутствие Петровского И.В.
Представитель Петровского И.В. Заусаева М.В. в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нём основаниям, указав, что в законодательстве отсутствует норма, запрещающая выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущие периоды.
Представитель ОГБУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" Лесина Э.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный порядок. Ранее ОГБУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" по собственной инициативе направляло уведомления о необходимости подачи заявления на оформление субсидии, законом такая обязанность не предусмотрена. Истец является получателем субсидии с 2006 года, и ему было известно, что она предоставляется на 6 месяцев.
Обжалуемым решением на основании частей 1, 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3, 6, 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N762, пункта 91 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Приказом Минрегиона Российской Федерации N58, Минздравсоцразвития Российской Федерации N403, в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Петровский И.В. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении иска. Считает необоснованным вывод суда о том, что истцу было направлено решение N 1687 от 15.08.2013 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 6 месяцев с 01.08.2013 по 31.01.2014, так как факт направления ответчиком данного решения не доказан. Судом не учтено, что истцом соблюдён заявительный порядок реализации права на получение субсидии, поскольку истец обратился к ответчику с заявлением о её начислении за период с марта по июль 2014 года. Отмечает, что признание права на предоставление субсидии в связи с пропуском срока подачи заявления законом не запрещено. Полагает, что пункт 91 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не применим, так как истец не просит произвести перерасчет субсидии.
В соответствии с частью 1 статьи 327, частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещённого надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции на основании материалов дела установлено, что Петровский И.В. совместно с супругой П. являются сособственниками /__/ квартиры, расположенной по адресу: /__/.
Петровский И.В. на протяжении нескольких лет является получателем субсидии на оплату указанного жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ему в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N762.
Уведомлением N 06-1253 от 02.07.2013 (л.д. 10) Петровскому И.В. сообщено об истечении в июле 2013 года срока субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предложено в указанный срок обратиться с заявлением о предоставлении субсидии с приведением перечня документов, необходимых для назначения субсидии. Согласно решению N 1687 от 15.08.2013 (л.д. 16) Петровскому И.В. предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 6 месяцев с 01.08.2013 по 31.01.2014.
18.08.2014 Петровский И.В. обратился в ОГБУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" с заявлением о начислении ему субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период март-июль 2014 года (л.д. 12-14).
Письмом N 06-1664 от 29.08.2014 истцу разъяснено, что начисление субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период март-июль 2014 года невозможно ввиду обращения за нею по истечении указанного периода (л.д. 15).
Частью 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, установлено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно ст. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В соответствии с ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
Частью 8 названных выше Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением установленного перечня документов. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Согласно п. 91 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых приказом Минрегиона Российской Федерации N 58, Минздравсоцразвития Российской Федерации N 403, в фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с которыми сравнивается размер субсидии, рассчитанный по формулам, не включаются: задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; начисленные пени; перерасчёты за прошлые периоды, в течение которых субсидия не предоставлялась.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, из положений приведённых нормативных актов следует, что указанная субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев на основании соответствующего заявления гражданина, желающего получить субсидию. Из обстоятельств дела следует, и истцом не оспаривается, что с таким заявлением в период с февраля по июль 2014 года он не обращался. Действующее законодательство вопреки доводам жалобы не предусматривает возможность предоставления и начисления жилищной субсидии за истекший период на погашение долга; произвести перерасчёт с учётом предоставленной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг невозможно, поскольку только с момента обращения и представления всех необходимых документов принимается решение о её предоставлении при отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или при заключении соглашения по её погашению.
Доводы истца о причинах неподачи им своевременно соответствующего заявления о предоставлении субсидии правого значения не имеют, законом на ОГБУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" обязанность извещать граждан о необходимости подачи заявления о предоставлении субсидии не возложена. Более того, истцу, получавшему субсидию на протяжении нескольких лет, известно, что она предоставляется сроком на 6 месяцев.
При таких обстоятельствах суд пришёл к обоснованному выводу о том, что отказ в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и ежемесячной компенсационной выплаты на оплату дополнительной площади жилого помещения (ЕКВ) за период март-июль 2014 основан на действующем законодательстве.
Доводы жалобы по сути направлены на иную оценку обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
:
решение Советского районного суда г. Томска от 23.10.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Петровского И. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.