Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
Председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Богониной В.Н., Яковлева Д.В.,
при секретаре Бушевой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веселова А.А. к Территориальному отделению Белгородской области - г. Белгород ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности выдать справку о сдаче служебного жилого помещения
по апелляционной жалобе Веселова А.А.
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 30 сентября 2014 года
Заслушав доклад судьи Богониной В.Н., объяснения Веселова А.А., его представителя Скоромного А.И., поддержавших доводы жалобы, представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Косова И.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В период с "данные изъяты" по "данные изъяты" Веселов А.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, на основании приказа командира войсковой части "данные изъяты" от "данные изъяты" N "данные изъяты" уволен с военной службы (подпункт "а", пункт 1 статьи 51 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе") с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
В период прохождения военной службы в "данные изъяты" Веселову А.А. на состав семьи "данные изъяты" человек ( "данные изъяты") на основании ордера предоставлено служебное жилое помещение - "данные изъяты" квартира в "адрес" Жена Веселова А.А. - В. с "данные изъяты" и по настоящее время работает в войсковой части на должности "данные изъяты".
С "данные изъяты" Веселов А.А. составом семьи "данные изъяты" человек признан нуждающимся в получении жилья для постоянного проживания с избранием места проживания - "адрес".
В связи с изменением состава семьи, Веселов А.А. с "данные изъяты" состоит на жилищном учете составом семьи один человек ( "данные изъяты" брак между супругами Веселовым А.А. и В. прекращен).
Бывшая жена - В.., "данные изъяты" остались проживать по прежнему месту жительства в служебной квартире, а Веселов А.А. "данные изъяты" снят с регистрационного учета по данному адресу и "данные изъяты" зарегистрирован по адресу войсковой части: "адрес"
Веселову А.А. на состав семьи один человек в "данные изъяты" ( "адрес") и в "данные изъяты" ( "адрес") распределялось жилое помещение ( "данные изъяты" квартиры), но ввиду невозможности предоставить им справки о сдаче служебного жилья, перераспределялось другим военнослужащим.
Заявление бывшей супруги - В.., с требованием о заключении с ней договора социального найма служебного жилья от "данные изъяты", направленное в "Западное РУЖО" Министерства обороны РФ, оставлено без удовлетворения, поскольку предоставление жилья и заключение договора социального найма допускается с военнослужащими, проходившими военную службу по контракту.
Веселов А.А., ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, обратился в суд с иском к Территориальному отделению Белгородской области - г. Белгород ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности выдать справку о сдаче служебного жилого помещения.
Решением суда исковые требования Веселова А.А. признаны необоснованными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции полностью, полагая, что оно незаконно, Веселов А.А. подал апелляционную жалобу. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Пунктом 5 указанной нормы закона предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
При отсутствии права собственности Российской Федерации на жилые помещения, военнослужащий при согласии с предоставлением и заселением распределенного жилого помещения вправе обратиться в уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа с заявлением, на основании которого уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа принимают решение о заселении жилого помещения, на основании которого в заявителем заключается договор о пользовании.
На основании пункта 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 (далее - Инструкции), в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно Приложение 10 к настоящей инструкции.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции.
В силу действующего в настоящее время порядка предоставления помещений по договорам социального найма на основании статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", установленным вышеуказанной инструкцией, гражданину предоставляется два месяца на заключение договора социального найма с момента выдачи решения о предоставлении жилого помещения. Указанный срок предоставляется, в том числе и для разрешения вопроса об освобождении ранее занимаемого жилого помещения и его передачи уполномоченной организации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает необходимость и порядок сдачи ранее занимаемого военнослужащим служебного жилого помещения для возможности заключения договора социального найма предоставленного жилого помещения.
Суд тщательно проанализировал законодательство, регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в решении и являются правильными.
Отказывая в удовлетворении требований Веселова А.А., суд исходил из того, что служебное жилое помещение - "адрес", военнослужащим, в соответствии с предусмотренным порядком сдачи ранее занимаемого служебного жилого помещения, не сдано. До настоящего времени, что подтверждается сообщением начальника РЭК N 11, РЭР N 02 "Курский" филиала "Воронежский" ОАО "Славянска", не освобождено, в нем проживают бывшие члены семьи военнослужащего, т.е. служебное жилое помещение фактически занято.
Как правильно указал суд первой инстанции, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", распоряжение ранее предоставленным жилым помещением само по себе не порождает у военнослужащего права на улучшение жилищных условий.
Учитывая то обстоятельство, что истец является ответственным квартиросъемщиком спорного жилого помещения, утверждения в жалобе о расторжении им договора служебного найма, со ссылкой на часть 3 статьи 83 ЖК РФ, не состоятельны.
Истцом не представлено доказательств совершения им всех необходимых действий по освобождению предоставленной ему и членам его семьи служебной квартиры в "адрес".
Как установлено по делу, в служебном жилом помещении по адресу: "адрес", в настоящее время зарегистрированы и проживают бывшие члены семьи военнослужащего, право которых на пользование служебным жилым помещением производно от прав самого военнослужащего (части 2-4 статьи 31, часть 5 статьи 100 ЖК РФ, подпункты "д" и "е" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах применения Жилищного законодательства"), т.е. не состоялась фактическая передача жилого помещения уполномоченной организации.
Данное обстоятельство установлено и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 17.09.2013 года, которым Веселову А.А. отказано в удовлетворении его требований о признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ" об отказе в предоставлении распределенного ему в "данные изъяты" жилого помещения (часть 2 статьи 61 ГПК РФ) (л.д. 71-75).
Доводы жалобы о том, что в служебном жилом помещении проживает бывшая жена, "данные изъяты", которые имеют право на предоставление спорной квартиры, на фактическое право пользования данной квартирой, что не может являться основанием к отказу в выдаче справки о сдаче жилого помещения, не могут служить основанием отмены решения суда, как противоречащие положению пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому освобожденное служебное жилье предоставляется другим военнослужащим и членам их семей.
Указание в жалобе на то, что вывод суда о требовании истца повторно обеспечить его жильем на льготных условиях для постоянного проживания, при том, что истец фактически ни разу таковым за счет средств федерального бюджета обеспечен не был, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку при соблюдении порядка сдачи ранее занимаемого служебного жилого помещения не лишен возможности получения жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцу и его семье была предоставлена спорная служебная квартира, как военнослужащему, нуждающемуся в жилом помещении, а значит, в соответствии с действующим законодательством должно быть освобождено и сдано в установленном порядке.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что истцом требования законодательства о соблюдении порядка сдачи ранее занимаемого служебного жилого помещения для возможности заключения договора социального найма предоставленного жилого помещения не исполнено.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию истца с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 30 сентября 2014 года по делу по иску Веселова А.А. к Территориальному отделению Белгородской области - г. Белгород ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности выдать справку о сдаче служебного жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу Веселова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.