Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Мухортовой Л.И.,
судей Герцева А.И., Филипчук С.А.
при секретаре Павловой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Белгородской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости незаконным, возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет земельных участков
по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 октября 2014 года
Заслушав доклад судьи Герцева А.И., объяснения представителя апеллянта - К., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
05 августа 2014 года по заданию заказчика - С. кадастровым инженером Б. проведены кадастровые работы по образованию двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", с образованием двух участков площадью "данные изъяты" кв.м. ( N) и площадью "данные изъяты" кв.м. ( N).
По сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного жилого дома с пристроенными нежилыми помещениями станции скорой помощи, почты и находится в общей долевой собственности у собственников помещений многоквартирного дома.
По результатам проведения вышеуказанных кадастровых работ, выполненных кадастровым инженером Б., протокола общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома от 11.01.2014 г., Г. обратилась с заявлением в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области о постановке на кадастровый учет раздела вышеуказанного земельного участка.
15 августа 2014 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области принято решение N об отказе в осуществлении кадастрового учета вышеуказанных земельных участков на основании п.3 ч.2 ст.27 Закона о кадастре. В решении приведены положения ст.290 ГК РФ, ст.ст.36,37 ЖК РФ (л.д.6-7).
Не согласившись с принятым решением об отказе в осуществлении ГКН, ссылаясь на положения ст.11.1, ст.11.2, п.3 ст.11.4 ЗК РФ, ст.ст.36, 44 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, кадастровый инженер Б., проводивший вышеуказанные кадастровые работы по разделу земельного участка при многоквартирном доме, обратился в суд с вышеуказанными требованиями, просил:
- признать решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области об отказе в осуществлении государственного кадастра учета объекта недвижимости N от 15.08. 2014 года незаконным;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области произвести государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка, кадастровый номер N, расположенных по адресу: "адрес" на основании межевого плана от 05.08.2014 года, подготовленного кадастровым инженером Б. на раздел указанного земельного участка (л.д.3-4).
В судебном заседании представитель Б. - К. поддержал заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении, дополнительно на положения ст.ст.209, 247 ГК РФ, а также на то, что орган решение которого обжалуется обязан доказать законность принятого решения (л.д. 116-117).
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области в судебное заседание не явился, в представленных возражениях заявил об отсутствии оснований для удовлетворения заявления с учетом приведенных в оспариваемом решении оснований, разрешенного вида использования земельного участка, отсутствие полномочий у общего собрания собственников многоквартирного дома распоряжаться земельным участком при нем.
Решением иск удовлетворен.
Решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, N от 15.08. 2014 года признано незаконным.
На ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области возложена обязанность произвести государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес", "адрес" на основании межевого плана Nб/н от 05.08.2014 г., подготовленного кадастровым инженером Б. на раздел указанного земельного участка.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области просит решение отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
В жалобе апеллянт указывает на обстоятельства, приведенные в возражениях на заявление Б., которым по мнению апеллянта не была дана оценка, что повлияло на правильность разрешения заявленных требований.
В жалобе указано на то, что обжалуемым решением нарушаются права третьих лиц - ФГУП "Почта России" и МУ "Городской жилищный фонд", которым на основании распоряжения администрации г.Белгорода был предоставлен земельный участок ( "данные изъяты" кв.м.) в постоянное (бессрочное пользование) для эксплуатации жилого дома с пристроенными нежилыми помещениями станции скорой помощи, помещений почты, которые не были привлечены в качестве третьих лиц.
По результатам рассмотрения жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения на основании п.1. п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ по следующим обстоятельствам.
Обжалуемое решение мотивировано судом первой инстанции неубедительностью в обжалуемом Бенера К.В. решении выводов органа кадастра относительно неделимости земельного участка при многоквартирном доме, как и ссылки в решении на положения ст.290, ст.36, 37 ЖК РФ, ст. 11.1 ЗК РФ, ст.ст.128,133 ГК РФ.
В решении указано о том, что согласно п.4, п.5 ст.11.2, ст. 11.4-11.9 ЗК РФ все собственники помещений в многоквартирном доме после образования двух самостоятельных земельных участков из одного сохранят свои права на оба вновь образованных земельных участков в прежнем объеме.
Выводы в решении являются неверными и противоречат нормам гражданского, земельного, жилищного законодательства, определяющие правовую принадлежность земельного участка при многоквартирном доме, его вида использования, неделимости, а также полномочия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которые не были применены судом и оставлены без обсуждения и оценки доводы апеллянта, ссылающегося на таковые.
В силу ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.ст.254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ч.1).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости (ч.3).
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (ч.4).
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ч.5).
В силу ч.1 ст.29 ФЗ N221-ФЗ кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Частью 1 ст.22 настоящего Федерального закона предусмотрено, что, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом являются, в частности, межевой план, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, карта-план территории, утвержденная в установленном главой 4.1 настоящего Федерального закона порядке (в случае, предусмотренном главой 4.1 настоящего Федерального закона), иные документы.
Статьей 27 ФЗ N221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи (ч.1).
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения (ч.8).
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета (ч.13).
Как указано выше по результатам рассмотрения заявления Г. о постановке на государственный кадастровый учет вновь образуемых земельных участков в результате разделе ранее постановленного на государственный кадастровый учет земельного участка при многоквартирном доме N по "адрес", Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п.3 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с тем, что объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Данное решение соответствует требованиям закона, оснований для удовлетворения заявления кадастрового инженера оспорившего его, у суда первой инстанции не имелось.
В силу ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130,131,132, 164 ГК РФ.
Согласно ст.36 ЖК РФ, ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 11 ст.1 ГрК РФ красные линии определены как линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Вид разрешенного использования земельного участка зависит от его назначения и определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п.9 ст.1, ч.ч.2,6 ст.30 ГрК РФ).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч.7 ст.36 ГрК РФ).
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 ч.2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья36 ч.1), условия и порядок пользования которой определяются на основе федерального закона (статья 36 ч.3).
Таким федеральным законом является и Земельный кодекс Российской Федерации, регламентирующий отношения по использованию и по охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. земельные отношения (п.1 ст.3 ЗК РФ).
В силу п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу.
Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру (п.2 ст.290 ГК РФ).
В соответствии с ч.ч.2,3 ст.37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.
Частью 3 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено данным Кодексом и федеральными законами.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2004 г. N82-О, критерий отнесения тех или иных земельных участков к делимым или неделимым, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в общей долевой собственности, закреплен в абзаце втором п.2 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающем, что делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем п.2 ст.5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" п.2 ст.6 ЗК РФ признан утратившим силу.
Определение земельного участка дано в ст.11.1 ЗК РФ, по которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Статья 133 ГК РФ признает неделимой вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
В ст.15 ЗК РФ законодатель предусматривает приобретение гражданами в собственность земельных участков. Приобретение гражданами в собственность частей земельных участков ни Земельным кодексом Российской федерации, ни действующим гражданским законодательством не предусмотрено.
Из этих положений, взятых в нормативном единстве с положениями ч.1 ст.6 ЗК РФ, относящего к объектам земельных отношений в том числе земельные участки и части земельных участков, а также во взаимосвязи с требованиями ст.128 (виды объектов гражданских прав) и ст.133 (неделимые вещи) Гражданского кодекса РФ, следует, что неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.
Исходя из этого законодательно установленный порядок приобретения прав на неделимые земельные участки с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями объективно обусловлен спецификой объекта и природой права общей собственности, а также характером связанных с ней отношений. Он направлен на защиту прав и интересов всех участников общей собственности и, не может рассматриваться как ограничивающий права и свободы человека и гражданина.
Кроме того ст.44 ГрК РФ устанавливает, применительно к каким земельным участкам подготавливается градостроительный план, в частности для тех земельных участков, которые застроены или предназначены для строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Данная норма закрепляет, что градостроительный план земельного участка подготавливается в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа, и, в последнем случае градостроительный план земельного участка по своей сути не является документом по планировке территории, а определяет параметры строительства на конкретном земельном участке.
Согласно ч.3 ст.44 ГрК РФ градостроительный план должен содержать собственно план, на котором фиксируются границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство, границы зон планируемого размещения объектов для государственных или муниципальных нужд, и материалы в текстовой форме.
В составе градостроительного плана земельного участка могут содержаться данные о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Вопрос о возможности или невозможности разделения земельного участка на несколько земельных участков должен решаться с учетом требований к делимости земельного участка, а также положений принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При проведении вышеуказанных кадастровых работ в отношении земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м., образованного при многоквартирном доме с постановкой на ГКН как единого с вид разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного жилого дома с пристроенными нежилыми помещениями станции скорой помощи, почты, находящегося в общей долевой собственности у собственников помещений многоквартирного дома, вышеуказанные положения законодательства кадастровым инженером не были приняты во внимание, данные работы проведены без указания имеющих значение обстоятельств (вид разрешенного использования участков в результате раздела, наличие на них строений, возможности обеспечения соблюдения границ зон действия публичных интересов, зон общего пользования и т.д.).
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение об отказе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области от 15 августа 2014 г. за N в осуществлении кадастрового учета вышеуказанных земельных участков на основании п.3 ч.2 ст.27 Закона о кадастре является правильным, законным и обоснованным, так как действующим законодательством не предусмотрена возможность раздела (выдела) земельного участка, занятого многоквартирным домом, а также совершения иных действий, влекущих за собой передачу доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме отдельно от права собственности на помещение.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований Б., который не представил доказательств, не привел данных, каким образом оспариваемое им решение нарушает его права как лица, проведшего вышеуказанные кадастровые работы, не являющегося собственником помещения вышеуказанного многоквартирного дома.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328, п.1,п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 октября 2014 года по делу по заявлению Б. о признании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Белгородской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости незаконным, возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет земельных участков отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении вышеуказанного заявления Б. - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.