Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.
судей Сайтбурхановой Р.Х., Коваленко А.И.
при секретаре Михалевой В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 ноября 2014 года по делу по иску Авериной Л.И. к 2-му ремонтному восстановительному батальону комплексного ремонта войсковой части 11386, войсковой части 11386 Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации", Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" о признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании суммы и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аверина Л.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что с 1 января 2012 г. по настоящее время работает *** медицинского пункта 2 РВБ (КР) войсковой части 11386, которая фактически расположена на территории сельской местности и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" имеет право на получение ежемесячной выплаты в качестве меры социальной поддержки как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности. Однако ответчики данную выплату до настоящего времени не произвели, чем нарушили ее права. Неправомерными действиями ответчиков, выразившимися в отказе выплаты мер социальной поддержки ей причинен моральный вред. Истец просила суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате за жилое помещение, отопление и освещение; взыскать с ответчиков ежемесячную сумму денежной выплаты по оплате за жилое помещение, отопление и освещение за период с 1 января 2012 г. по 30 августа 2014 г. в сумме ***, компенсацию морального вреда в сумме ***, а также судебные расходы в сумме ***.
В судебное заседание истец не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении, приобщенном в материалы дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представители истца Е.В. Кий, действующий на основании доверенности от 5 мая 2014 г., О.Е. Тарасенко, действующая на основании доверенности от 5 мая 2014 г., поддержали исковые требования, в обоснование ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просили суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика - войсковой части 11386 И.П. Майданов, действующий на основании доверенности от 10 ноября 2014 г., в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать.
Ответчики - ФКУ УФО МО РФ по Оренбургской области, 2 РВБ (КР), ФКУ ОСК ЦВО МО РФ, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения гражданского дела, своих представителей для участия в судебное заседание не направили. В представленных в материалы дела отзывах на исковое заявление просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Решением суда исковые требования Авериной Л.И. удовлетворены частично. Суд постановил: признать за Авериной Лидией Ивановной право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате за жилое помещение, отопление и освещение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях". Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" в пользу Авериной Лидии Ивановны ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения за период с 1 января 2012 г. по 31 августа 2014 г. в размере ***. В удовлетворении остальной части исковых требований Авериной Лидии Ивановне - отказать. В удовлетворении исковых требований Авериной Лидии Ивановне к 2-му ремонтному восстановительному батальону комплексного ремонта войсковой части 11386, войсковой части 11386 Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации" - отказать. Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" в пользу Авериной Лидии Ивановны судебные расходы в сумме ***. Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ***.
В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" просит решения суда отменить, ссылаясь на то, что Министерство обороны РФ не относится к федеральным органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья, поэтому подчиненные военно-медицинские организации не входят в систему государственной системы здравоохранения, в связи с чем нормы Постановления Правительства N 839 не распространяются на медицинских работников войсковых частей. Кроме этого, указывают, что истец не доказала факт своего проживания в сельской местности с 1.01.2012 г. по 23.05.2012 г.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Статья 63 Основ дополнена частями 4, 5, и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
Согласно части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 839 от 17 октября 2011 года установлена с 01 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере ***
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" установлена иная льгота - единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в учреждениях государственной системы здравоохранения.
Установив, что истец относится к категории медицинских работников, работает и проживает в сельской местности и занимает должность в федеральном учреждении, подведомственном федеральному органу исполнительной власти, суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения, которая должна производиться на основании п. 1 постановления Правительства РФ N 839 от 17.10.2011 года.
Доводы жалобы о том, что судом без основания сделан вывод об отнесении войсковой части 11386 Министерства обороны Российской Федерации к федеральным государственным учреждениям, подведомственной федеральным органам исполнительной власти и распространения п. 1 Постановления Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 839 на работников данной воинской части, судебная коллегия считает несостоятельными.
Из содержания Постановления Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 839 и приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 1556ан, Министерства финансов РФ N 174н от 16 декабря 2011 года следует, что предусмотренные данными нормативными актами меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат по оплате жилья, отопления и освещения установлены для медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах рабочих поселках (поселках городского типа), занимающих должности в федеральных государственных учреждениях.
Место работы истицы - войсковая часть войсковой части 11386 является государственным учреждением, и заработная плата выплачивается за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что данные выплаты должны производиться ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области", к ведению которого относится финансовое обеспечение расходов работодателя - войсковой части 11386. ФКУ является учреждением Министерства обороны Российской Федерации, руководитель ФКУ назначается Министром обороны и действует от его имени на основании выданной доверенности. Поскольку все финансирование войсковой части, не являющейся юридическим лицом, осуществляется через ФКУ УФО Министерства обороны Российской Федерации, взыскание с него компенсации является правомерным.
Не оспаривая вывод суда первой инстанции в части наличия у истца права на меры социальной поддержки, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части определения периода с 1 января 2012 г. по 30 августа 2014 г., за который подлежит взысканию ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения и находит доводы апелляционной жалобы в данной части обоснованными.
Так, из паспорта Авериной Л.И. усматривается, что 20.09.2011г. она снята с регистрационного учета по адресу: (адрес)-2, (адрес) с 9.12.2011г. зарегистрирована по адресу: (адрес).
Из свидетельства N от 23.05.2012г. о регистрации по месту пребывания следует, что Аверина Л.И. зарегистрирована по месту пребывания: (адрес) на срок с 23.05.2012г. по 23.05.2015г.
С 15.11.2013г. по 8.11.2018г. истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: (адрес), свидетельство о регистрации по месту пребывания N от 15.11.2013г.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, что в период с 1.01.2012г. по 23.05.2012г. истец проживала в сельской местности, и, поскольку правом на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере *** обладают лица, проживающие и работающие по трудовому договору в сельских населенных пунктах, суд необоснованно взыскал с ответчика ежемесячную денежную выплату за данный период. Решение суда в данной части подлежит изменению. С ответчика в пользу истца за период с 23.05.2012г. по 31.08.2014г. подлежит взысканию *** ( 27 мес.8 дней х ***)
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что срок исковой давности истцом не пропущен, и что отсутствуют основания для возложения на ответчика ответственности по компенсации истцу морального вреда.
В связи с изменением размера сумм, взысканных с ответчика, решение подлежит изменению в части взыскания с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины, взысканная сумма государственной пошлины с *** подлежит снижению до *** *** коп.
Других доводов к отмене либо изменению решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда в остальной части судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11 ноября 2014 года изменить в части размера взысканной с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" суммы и размера государственной пошлины.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" в пользу Авериной ФИО11 ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения за период с 23 мая 2012 г. по 31 августа 2014 г. в размере ***
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ***
То же решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.