Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
N3-20/15 по заявлению Филиппова А. А.ча об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФилипповА.А. обратился в сентябре 2014 года в Одинцовский городской суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) по Московской области - по внесению в ГКН недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков, исключении недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Определением Одинцовского городского суда от 26 сентября 2014 года данное дело в части внесения сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установления кадастровой стоимости земельных участков передано для рассмотрения по подсудности в Московский областной суд.
Определением от 24 октября 2014 года дело по заявлению Филиппова А.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков принято к производству Московского областного суда, дело рассматривалось как возникшее из публичных правоотношений.
При рассмотрении дела в Московском областном суде Филиппов А.А. 24 декабря 2014 года изменил заявленные ранее требования, просил восстановить с 29 марта 2012 года, т.е. с момента образования и постановки на кадастровый учет принадлежащих ему 15 земельных участков и до даты вступления в силу Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, предназначенных для дачного хозяйства (строительства) в Московской области", в Государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков в размере 46,33 руб. за 1 квадратный метр, а также рассчитанной на основании этого показателя кадастровой стоимости кадастровую стоимость каждого из 15 земельных участков.
В обоснование измененных требований заявитель ссылался на недостоверность сведений ГКН об удельном показателе кадастровой стоимости и сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, поскольку при установлении кадастровой стоимости этих земельных участков необоснованно, по мнению заявителя, был применен средний уровень кадастровой стоимости земель дачных объединений по Московской области, тогда как принадлежащие ему земельные участки не входят в состав земель каких-либо дачных объединений.
Заявитель ссылался на то, что завышенная кадастровая стоимость земельных участков повлекла неправомерное увеличение земельного налога.
В судебное заседание Филиппов А.А. не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен через своего представителя по доверенности Селезнева А.Л.
Представитель Филиппова А.А. - Селезнев А.Л. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра - Фирсов А.В. и Министерства имущественных отношений Левина возражали против удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении заявления просили отказать.
Представитель кадастровой палаты, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания, не явился.
Министерство экологии и природопользования Московской области в письменном ходатайстве просило слушать дело в отсутствие представителя Министерства.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела и пояснений представителя заявителя следует, что в 2007 году заявитель приобрел - на основании договора дарения - право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:07:070404:62 общей площадью 55700 кв.м, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Адрес участка - Московская область, Волоколамский район, с.п.Спасское, р-н д. Щекотово. Постановлением Главы Волоколамского муниципального района Московской области N3520 от 03 декабря 2009 года изменен вид разрешенного использования земельного участка на вид - "под дачное строительство". Реализуя свои права собственника 01 марта 2012 года Филиппов А.А. произвел раздел земельного участка с кадастровым номером 50:70:070404:62 на пятнадцать земельных участков с той же категорией земли и с тем же видом разрешенного использования, границы которых были определены в установленном порядке и которые были поставлены на кадастровый учет, с кадастровыми номерами:
- 50:07:0070404:315 площадью 2806 кв.м,
- 50:07:0070404:316 площадью 5497 кв.м,
- 50:07:0070404:317 площадью 5358 кв.м,
- 50:07:0070404:318 площадью 2925 кв.м,
- 50:070070404:319 площадью 4061 кв.м,
- 50:07:0070404:320 площадью 3317 кв.м,
- 50:07:0070404:321 площадью3352 кв.м,
- 50:07:0070404:322 площадью 970 кв.м,
- 50:07:0070404:323 площадью 5182 кв.м,
- 50:07:0070404:324 площадью 5455 кв.м,
- 50:07:0070404:325 площадью 4892 кв.м,
- 50:07:0070404:326 площадью 2030 кв.м,
- 50:07:0070404:327 площадью 3967 кв.м,
- 50:07:0070404:328 площадью 2213 кв.м,
- 50:07:0070404:329 площадью 2875 кв.м.
Кадастровая стоимость всех 15 земельных участков была определена исходя из расчета удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области в размере 2402,59 руб./кв.м.
Заявитель полагает такую оценку необоснованно завышенной и недостоверной, поскольку, по его мнению, при определении кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков необходимо было исходить их кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070404:62, для которого удельный показатель стоимости 1 кв.м был равен 46,33 руб./кв.м.
Оценив доводы заявителя и представленные в их обоснование доказательства суд полагает, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, при этом исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В силу положений ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с п.1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база - в соответствии с п.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ - определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Понятие кадастровой стоимости определено в п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N135).
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости регламентировано ст. 24.18 Федерального закона N135-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой вопрос о пересмотре кадастровой стоимости может быть рассмотрен в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (абз. 10 ст.24.18).
Федеральным законом N135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N225-ФЗ) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20).
Из указанных положений Федерального закона N135-ФЗ следует, что оспорена может быть только кадастровая стоимость, действующая на время рассмотрения дела в суде.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что действующую в настоящее время кадастровую стоимость принадлежащих заявителю земельных участков он не оспаривает.
Поскольку заявитель оспаривает кадастровую стоимость принадлежащих ему 15 земельных участков, действовавшую в период с 29 марта 2012 года до даты вступления в силу Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, предназначенных для дачного хозяйства (строительства) в Московской области", его требования не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 251- 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Филиппова А. А.ча оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Московский областной суд.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.