Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Алиевой Э.З.,
судей Устаевой Н.Х. и Османова Т.С.,
секретаря судебного заседания Казакбиевой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя Управляющего Государственным Учреждением - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы РД от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Мазанова Т.М. удовлетворить.
Обязать ГУ-Отделение ПФР по РД период работы с "дата" по "дата" в должности "." зачесть Мазанову Т.М. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию согласно п.1, пп.16 г 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от "дата" N173-Ф3".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., объяснения представителя "." по РД Алиевой М.М ... просившей отменить решение суда, возражения Мазанова Т.М. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мазанов Т.М. обратился в суд с иском к Г. У. - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее ГУ О ПФР по РД) о включении периода работы спасателем в Махачкалинской базовой поисково-спасательной службе Министерства по делам ГО и ЧС РД с "дата" по "дата" г. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, согласно п.1, пп.16 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от "дата" N173-Ф3.
В обоснование он сослался на то, что ГУ О ПФР по РД отказало включить период его работы спасателем с "дата" по "дата" "." стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что указанная организация не входила в структуру МЧС РФ. Данную позицию ГУ ОПФР по РД он считает необоснованной В указанный период он работал в спасательных формированиях, "." он награжден ведомственным нагрудным знаком МЧС России "Участник ликвидации последствий ЧС".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе зам.Управляющего ГУ О ПФР по РД Сулейманов Н.М. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
"дата" Мазанов Т.М. работал "." "." не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочную пенсию по старости в соответствии с подп. 7 п. 1 ст.28 ФЗ от "дата" N - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не пользуются.
В возражениях на апелляционную жалобу Мазанов Т.М. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из копии трудовой книжки AT-IV N Мазанова Т.М. усматривается, что он с "дата" по "дата" работал "." в Каспийской поисково-спасательной службе Министерства по делам ГО и ЧС РД, а с "дата" по настоящее время работает "." в Дагестанском поисково-спасательном отряде МЧС России.
Ответчик отказался включить период его работы "." в Каспийской поисково-спасательной службе Министерства по делам ГО и ЧС РД с "дата" по "дата" г. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, со ссылкой на то, что спасатели поисково - спасательных служб и отрядов субъектов РФ (к числу которых относится Каспийская поисково - спасательная служба Министерства по делам ГО и ЧС РД) и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочную пенсию по старости в соответствии с подп. 7 п. 1 ст.28 ФЗ от "дата" N - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не пользуются.
Не согласившись с этим Мазанов Т.М. обратился в суд о включении периода работы спасателем в Махачкалинской базовой поисково-спасательной службе Министерства по делам ГО и ЧС РД с "дата" по "дата". в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.
Принимая решение об удовлетворении требований Мазанова Т.М. суд сослался на то, что у него имеется "."", стаж работы не прерывался ни на один день, он участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций, награжден ведомственным нагрудным знаком МЧС России "Участник ликвидации последствий ЧС". Работа в "." в Махачкалинской базовой поисково-спасательной службе Министерства по делам ГО и ЧС РД дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Однако с таким выводом суда нельзя согласиться.
До "дата" право на пенсию в связи с особыми условиями труда для мужчин и женщин в возрасте 40 лет, постоянно проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, было предусмотрено п. "л" ст. 12 Закона Российской Федерации "О Г. пенсиях в Российской Федерации".
Согласно подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 27 того же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с "дата" законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются "." (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
Положениями п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от "дата" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "." установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от "дата" N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Так, в силу подп. "д" п. 1 ст. 11 Федерального закона от "дата" N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью. В соответствии с подп. "е" п. 2 ст. 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность "." профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от "дата" N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Указанные обстоятельства следуют из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 года N 551-О-П.
Таким образом, при постановлении судом решения не было принято во внимание, что указанное истцом место работы спасателем - Каспийская поисково - спасательная служба Министерства по делам ГО и ЧС РД, не является структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и что сама работа истца в этой службе основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
При таких обстоятельствах не было оснований для удовлетворения требований Мазаева Т.М. о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж период работы "." в Каспийской поисково-спасательной службе Министерства по делам ГО и ЧС РД с "дата" по "дата" г.
Без указанного периода у Мазанова Т.М. отсутствует специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии согласно п.1, пп.16 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от "дата" N173-Ф3.
Вывод суда о том, что положения Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливают единые обязательные требования к профессиональным аварийно-спасательным службам и не определяют каких-либо различий в правовом статусе спасателей в зависимости от их ведомственной принадлежности; истец является спасателем профессиональной аварийно-спасательной службы, является необоснованным.
Согласно п. 6 ст. 1 указанного Закона статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Мазанова Т.М.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы РД от "дата" отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Мазанова Т.М. о возложении обязанности на Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан включить период работы с "дата" по "дата" в должности "." в Каспийской поисково-спасательной службе Министерства по делам ГО и ЧС РД в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.