Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 11 февраля 2015 г. по делу N 33-2198/2015
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Гылкэ Д.И.,
судей
Полевщиковой С.Н.,
Кормильцевой И.И.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Истоминой И.В.,
при секретаре судебного заседания Лепихиной Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению ММО МВД России ( / / ) об установлении административного надзора в отношении Свиридовой Р.А.
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Свиридовой Р.А.
на решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 03 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., заключение прокурора Истоминой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ММО МВД России ( / / ) обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Свиридовой Р.А., освобожденной из мест лишения свободы, имеющей непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершившей в течение года более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и возложении на нее административных ограничений.
Решением Новолялинского районного суда Свердловской области
от 03 декабря 2014 года требования заявителя были удовлетворены, в отношении Свиридовой Р.А. установлен административный надзор на срок 2 года со дня вступления в законную силу решения суда, с возложением следующих административных ограничений:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время, в период времени с 22:00 до 06:00 за исключением случаев, связанных с работой в ночное время суток;
- запрещения выезда за пределы муниципального образования места жительства или пребывания поднадзорного лица без согласования с органом внутренних дел;
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, в установленное органом время, 1 раз в месяц.
Не согласившись с таким решением, Свиридова Р.А. подала на него апелляционную жалобу, в которой указывает, что при установлении в отношении нее административного надзора суд руководствовался законом, не подлежащим применению и ухудшающим ее положение, поскольку данный закон вступил в законную силу после ее осуждения к лишению свободы и обратной силы не имеет. Полагает, что избранные решением суда в отношении ее меры административного надзора фактически являются дополнительным наказанием, оснований к которому не имеется. Вместе с тем, просит изменить решение суда, снизив срок установленного в отношении ее административного надзора до одного года.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор ... просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Свиридовой Р.А. - без удовлетворения.
Представитель ММО МВД России " ( / / ) лицо, в отношении которого устанавливается административный надзор, Свиридова Р.А. в суд апелляционной инстанции не явились.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Истомина И.В. возражала против удовлетворения доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее по тексту Федеральный закон от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ), административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если оно совершает в течение одного года два или более административных правонарушения, посягающих, в частности, на общественный порядок или общественную безопасность.
Как видно из материалов дела, приговором ( / / ) суда ... от ( / / ) Свиридова Р.А. осуждена за совершение тяжкого преступления предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Наказание за совершенное преступление Свиридова Р.А. отбывала в ФКУ ( / / ), откуда была освобождена условно-досрочно на основании постановления ( / / ) суда ... от ( / / ).
В настоящее время судимость Свиридовой Р.А. не снята и не погашена. Вместе с тем, установлено, что Свиридова Р.А. в течение одного года неоднократно привлекалась к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении Свиридовой Р.А. административного надзора.
Административные ограничения установлены в отношении нее в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ и чрезмерными не являются. Административное ограничение в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4). Административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории установлены с целью обеспечения индивидуального профилактического воздействия, с учетом ее поведения после освобождения из мест лишения свободы и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Срок административного надзора соответствует п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. С учетом изложенного не может быть принят во внимание довод автора жалобы о дополнительном привлечении к ответственности за совершение указанного выше преступления.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом.
Так как административные ограничения предполагают временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, то доводы автора жалобы о нарушении ее прав на свободу передвижения и свободу выбора места жительства в пределах территории Российской Федерации несостоятельны.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно разрешил заявленные требования, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 03 декабря 2014 года об установлении в отношении Свиридовой Р.А. административного надзора оставить без изменения, а ее апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.И. Гылкэ
Судьи
С.Н. Полевщикова
И.И. Кормильцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.