Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е
судей Судницыной С.П., Зиганшина И.К.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сорокина С.А. о признании незаконным отказ консультанта отдела гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края Никитенко И.Г. и о возложении обязанности по апелляционной жалобе Сорокина С.А. на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 31 октября 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав объяснения Сорокина С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края - Саковского В.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сорокин С.А. обратился в суд с названным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи он приобрел технически неисправный трактор марки Т-70с, заводской N, год выпуска 1987, без документов (паспорта или формуляра). После ремонта трактора обратился с заявлением в отдел гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края о выдаче паспорта на трактор. ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела Никитенко И.Г. в выдаче паспорта отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих право собственности на трактор. ДД.ММ.ГГГГ Никитенко И.Г. произвел осмотр трактора и выдал акт технического осмотра, из которого следует, что трактор исправен. Считает действия должностного лица отдела гостехнадзора с гостехинспекцией Никитенко И.Г. по отказу в выдаче паспорта на трактор незаконными, поскольку обращаясь с заявлением о выдаче паспорта на трактор он представил договор купли-продажи, представление иных документов не предусмотрено Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, зарегистрированным в Минюсте РФ 6 июля 1995 года за N 898 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Просил признать действия должностного лица Никитенко И.Г. не правомерными и обязать оформить и выдать паспорт на принадлежащий ему трактор Т-70с, года выпуска 1987, заводской N, двигатель без номера.
В судебном заседании Сорокин С.А. заявление поддержал.
Консультант отдела гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края Никитенко И.Г. с требованиями не согласился, пояснил, что основанием для отказа в выдаче паспорта послужило отсутствие регистрирующих документов.
Заместитель начальника отдела гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края Алексеев С.А. возражал против требований, пояснил, что отдел является органом, уполномоченным совершать регистрационные действия в рамках Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938. Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, является препятствием для его регистрации. Доказательств того, что трактор соответствует установленным требованиям безопасности дорожного движения Сорокиным С.А. не представлено. Сведения о наличии паспорта трактора или иных документов, удостоверяющих его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, отсутствуют.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился Сорокин С.А., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи Сорокин С.А. приобрел у Бовсуновкого В.Н. трактор Т-70с, заводской номер N, 1987 года выпуска. Постановка вышеуказанного транспортного средства на учет в органах гостехнадзора и выдача паспорта на него ранее не осуществлялись.
Сорокин С.А. обратился в отдел гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края с заявлением о выдаче паспорта на трактор.
ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела Никитенко И.Г. отказано в выдаче паспорта на трактор. Основанием для отказа указано отсутствие документов подтверждающих право собственности на трактор.
Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края ДД.ММ.ГГГГ Сорокину С.А. на его обращения, направленные в адрес представителя Президента Российской Федерации в ДФО и губернатора Приморского края дан ответ, из которого следует, что по причине отсутствия необходимых документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ", зарегистрировать трактор не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 3, 4 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", пункты 2.1, 2.8.7 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозпродом 16 января 1995 года, пункт 2.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом Российской Федерации 26 июня 1995 года, Минсельхозпродом 26 июня 1995 года, пришел к выводу о законности отказа в выдаче паспорта на трактор в связи с отсутствием документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности дорожного движения, что является препятствием для его регистрации.
Такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными исходя из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 1 сентября 1995 года введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования. Установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
По смыслу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", раздела 2 Положения о паспорте самоходных машин и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 28 июня 1995 года, Минсельхозпродом РФ 28 июня 1995 года, тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно - строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см., подлежат регистрации в органах Гостехнадзора. Для этих органов Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора), зарегистрированными в Минюсте РФ 27 января 1995 г. N 785, устанавливается обязанность по регистрации и проведению технического осмотра самоходных машин, выдаче паспортов транспортных средств на машины, выпущенные предприятиями-изготовителями до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, при предъявлении таких машин к осмотру.
Пунктом 2.8 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) допускается возможность подтверждения законности приобретения спецтехники путем представления любых правоустанавливающих и правоподтверждающих документов.
При этом из анализа положений пункта 2.8.6.2. Правил, документом, подтверждающим совершение сделки между гражданами, признается договор, заключенный в простой письменной форме в соответствии с частью первой п. 2 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Из пояснений заявителя следует, что прежним собственником не были осуществлены регистрационные действия, регистрационные знаки на трактор не получены.
Однако данное обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии права собственности на трактор у Сорокина С.А. и незаконности заключенной сделки с Бовсуновским В.Н., поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ, распространяющимся на транспортные средства, их отчуждение не подлежит государственной регистрации, а момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен с момента передачи вещи.
Исходя из смысла установленного порядка выдачи паспортов на трактора, выпущенные предприятием-изготовителем до 1 сентября 1995 года, неисполнение обязанности по оформлению паспорта трактора предыдущим собственником не может быть вменено новому собственнику и расцениваться как обстоятельство, каким-либо образом обременяющее саму машину как движимое имущество.
Возможность отказа в выдаче паспорта предусмотрена п. 2.5 названного Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, в соответствии с которым государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
Основанием для отказа в выдаче Сорокину С.А. паспорта на трактор явилось отсутствие документов, подтверждающих право собственности. Вместе с тем, данное решение принято должностным лицом гостехнадзора без учета указанных выше положений законодательства.
Доводы представителя Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края в суде апелляционной инстанции фактически сводятся к невозможности регистрации трактора заявителя в связи с отсутствием документов, подтверждающих соответствие трактора требованиям безопасности. Вместе с тем, как обоснованно указанно в апелляционной жалобе, отказ Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края в регистрации трактора не являлся предметом обжалования и рассмотрения настоящего дела. Данных о том, что заявитель обращался с заявлением о регистрации трактора в органы гостехнадзора, материалы дела не содержат.
Как следует из заявления, Сорокин С.А. обжаловал отказ должностного лица отдела гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, который в свою очередь не связан с отсутствием документов, подтверждающих соответствие трактора требованиям безопасности.
Иного решения, принятого должностными лицами отдела гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, а также должностными лицами Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края по заявлению Сорокина С.А. о выдаче паспорта на трактор в материалах дела не имеется.
Кроме этого, отказывая Сорокину С.А. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято неуполномоченным должностным лицом. Вместе с тем данное обстоятельство указывает на то, что заявление Сорокина С.А. в отделе гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края в установленном порядке не рассмотрено.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Учитывая, что судебная коллегия не вправе подменять компетенцию исполнительного органа в части принятия решения о выдачи паспорта, требование заявителя о возложении на отдел гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края оформить и выдать паспорт на трактор не подлежит удовлетворению.
Права заявителя подлежат восстановлению путем возложения на отдел гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края обязанности рассмотреть заявление Сорокина С.А. с соблюдением требований закона.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 31 октября 2014 года - отменить. Принять по делу новое решение, которым заявление Сорокина С.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ отдела гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ изложенный на заявлении Сорокина С.А. об оформлении и выдаче паспорта самоходной машины (трактора Т-70с).
Обязать отдел гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края рассмотреть заявление Сорокина С.А. в соответствии с требованиями закона.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.