Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Верещагина Г.С. и Пономарева Р.С.,
при секретаре Попиль И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 19 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования " ***" Ц. на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 03 декабря 2014 года, которым постановлено:
"исковые требования М. в интересах несовершеннолетней В. к администрации муниципального образования " ***" о возложении обязанности по обеспечению местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования " ***" обеспечить В., *** года рождения, местом в дошкольном образовательном учреждении на территории города ***".
Заслушав доклад судьи Кузнецова Ю.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М. в интересах несовершеннолетней В. обратился в суд с иском к администрации МО " ***" об обязании обеспечить ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ).
Требования обосновал тем, что администрация МО " ***" не исполняет возложенные на нее обязанности по обеспечению его дочери местом в ДОУ, нарушая тем самым конституционное право ребенка.
Истец в судебном заседании исковые требования уточнил, просил предоставить ребенку место в ДОУ на территории г. ***.
Представитель администрации МО " ***" в суд не явился, представив письменные возражения на иск.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась представитель администрации МО " ***" Ц., просит его отменить.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", указала, что данным Федеральным законом обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на органы местного самоуправления не возложено.
Частью 1 ст. 53 указанного Федерального закона предусмотрено, что основанием возникновения образовательных отношений является договор об образовании и распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию.
Суд не учел, что администрация МО " ***" не занимается осуществлением образовательной деятельности и к числу образовательных организаций не отнесена, в связи с чем, возложение на нее обязанности по обеспечению ребенка истца местом в ДОУ незаконно.
Полагает, что ответчиком по делу также является Министерство образования и науки Архангельской области.
Указывает на невозможность предоставления несовершеннолетней места в ДОУ в связи с укомплектованностью групп, их недостаточностью. Превышение количества воспитанников в детских учреждениях приведет к нарушению требований СанПиН, что повлечет за собой наложение штрафных санкций на дошкольное учреждение, нарушение прав детей, посещающих данное учреждение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца М., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, следует из материалов дела, что М. является отцом несовершеннолетней В., *** года рождения.
*** года родители ребенка обратились с заявлением в администрацию МО " ***" о предоставлении дочери места в ДОУ, которое было зарегистрировано под N ***.
До настоящего времени несовершеннолетняя местом в ДОУ не обеспечена.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции установил нарушение прав несовершеннолетней В. на получение бесплатного дошкольного образования и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию МО " ***" обязанности по обеспечению ребенка истца местом в ДОУ на территории г. ***.
С данным выводом судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять места в дошкольных детских учреждениях, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии со ст. ст. 5, 28, 29 Устава МО " ***" администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
В силу ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Пунктом 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1014, предусмотрено, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
В соответствии с Порядком комплектования муниципальных образовательных учреждений МО " ***", реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденным постановлением администрации МО " ***" от *** года N *** (в ред. постановления от *** года N ***), в образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от *** месяцев до *** лет, проживающие на территории муниципального образования " ***".
Таким образом, при достижении несовершеннолетними указанного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Как правильно указал суд первой инстанции, несовершеннолетняя В. имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Между тем, администрацией МО " ***" обязанность по обеспечению несовершеннолетней местом в ДОУ не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Таким образом, установив, что администрацией МО " ***" не исполнена обязанность по обеспечению ребенка местом в ДОУ, суд обоснованно возложил на нее, осуществляющую комплектование муниципальных образовательных учреждений, обязанность обеспечить В. местом в ДОУ на территории г. ***.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 03 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования " ***" Ц. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи Г.С. Верещагин
Р.С. Пономарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.