Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе: председательствующего Мотрохова А.Б.
судей областного суда: Астапчук Р.В., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре: Фогель И.В.
рассмотрела в судебном заседании от " ... " дело по апелляционной жалобе Министерства образования О. области на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено: "Признать за Исабековым Д. Х., " ... " года рождения право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано.
Возложить на Министерство образования О. области обязанность включить Исабекова Д. Х. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда
УСТАНОВИЛА:
Исабеков Д.Х., " ... " года рождения, обратился в суд с иском к Министерству образования О. области, Министерству имущественных отношений О. области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Исабекова Б. умерла в " ... " года, а отец Исабеков Х. умер " ... " С " ... " года до достижения своего совершеннолетия он находился под опекой родного дяди Ахметова С.Ш. Письмом Министерства образования О. области от " ... " ему отказано в предоставлении жилого помещения в связи с утратой статуса лица из числа детей-сирот, поскольку он достиг возраста 23 лет. На протяжении всего времени он считал, что включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку во внеочередном списке по состоянию на " ... " год, выданном А. Павлогорадского муниципального района Омской области, он числился под N 6, с указанием года постановки на учет - " ... " год. Соответственно на момент постановки на учет А. Т. сельского поселения Павлоградского муниципального района О. области ему исполнилось 19 лет. Как указано в ответе Комитета образования А. Павлоградского муниципального района О. области, он состоял на учете в отделе опеки и попечительства с " ... " по " ... ". " ... " им было направлено заявление на имя Главы А. Т. сельского поселения Павлоградского муниципального района О. области о предоставлении информации о нем как о лице, нуждающемся в улучшении жилищных условий, однако до настоящего времени ответа не поступило. Полагает, что А. Т. сельского поселения Павлоградского муниципального района О. области не исполнила свои обязательства по передаче сведений в Министерство образования Омской области в отношении него, как о лице, нуждающемся в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке.
С учетом уточнений просил признать за ним право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; обязать Министерство образования Омской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Истец Исабеков Д.Х. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Бронова Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Ранее заявленные требования к Министерству имущественных отношений О. области не поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования О. области Оркиш Т.М. требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 18).
Представитель третьего лица Администрации Тихвинского сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области Лесная Н.П. в судебном заседании пояснила, что истец был принят на учет как сирота. При этом в списке очередников была допущена описка в указании даты рождения истца.
Представители ответчика Министерства имущественных отношений Омской области, третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Комитета образования Администрации Павлоградского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить. Указывает, что истцом не представлено доказательств обращения в уполномоченные органы с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет. Полагает необоснованными доводы истца о пропуске установленного законом срока для обращения с заявлением о постановке на учет по причине незнания законов, неисполнения должным образом опекуном своих обязанностей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д. 99-108).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами права носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с приведенными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа может быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как следует из материалов дела, Исабеков Д.Х. родился " ... ". Его мать Исабекова Б. умерла " ... " отец Исабеков Х. умер " ... " Решением исполнительного комитета Тихвинского сельского Совета народных депутатов Павлоградского районного Омской области от " ... " опекуном Исабекова Д.Х. и его брата Исабекова Б.Х. назначен их дядя Ахметов С.Ш.
В " ... " году Исабеков Д.Х. окончил обучение в Т. средней общеобразовательной школе " ... " О. области. В период с " ... " по " ... " Исабеков Д.Х. обучался в N " ... " по профессии " N " ... "", находился на полном государственном обеспечении; с " ... " по " ... " проходил службу в Вооруженных силах РФ.
В соответствии со справкой от N " ... ", выданной Администрацией Тихвинского сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области на основании похозяйственных книг, Исабеков Д.Х. в период с " ... " по " ... " был зарегистрирован и проживал на территории Т. сельского поселения по адресу: " ... ", в период с " ... " по " ... " - по адресу: " ... "; " ... " снят с регистрационного учета в связи с выбытием в " ... "
По сведениям ГП Омской области "Омский Центр технической инвентаризации и землеустройства", Управления Росреестра по Омской области Исабеков Д.Х. в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.
В ответе Министерства образования Омской области от " ... " на обращение Исабекова Д.Х. указано, что он утратил статус лица из числа детей-сирот, так как достиг возраста 23 лет; право на включение в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может быть восстановлено в судебном порядке.
Обращаясь в суд с иском, истец указал, что до достижения им возраста 23 лет он был включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако должностными лицами А. Т. сельского поселения Павлоградского муниципального района О. области не были исполнены обязанности по передаче сведений о постановке истца на учет в Министерство образования О. области.
Оценивая представленные сторонами доказательства, в том числе показания свидетелей Домбровской Т.А., Ахметова С.Ш., в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в представленном в материалы дела внеочередном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2005 год А. Павлоградского муниципального образования, согласно которому Исабеков Д.Х. был принят на учет в 2000 году, допущена ошибка в указании года рождения истца, в связи с чем обоснованно посчитал установленным факт обращения истца в компетентный орган по вопросу обеспечения жильем до достижения возраста 23 лет.
На основании ст. 17.1 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере", пп. 51 п. 8 Указа Губернатора Омской области от 15.03.2004 N 63 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Омской области" Министерство образования Омской области формирует и ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Учитывая изложенное, поскольку факт первоначального обращения Исабекова Д.Х. для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "ребенок-сирота" имел место до достижения им возраста 23 лет, что является юридически значимым, суд обоснованно признал за истцом право на включение в список для получения жилого помещения по категории "дети-сироты" и возложил на Министерство образования Омской области обязанность включить его в данный список.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств обращения в уполномоченные органы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет противоречат установленным по делу обстоятельствам. Судом достоверно установлено, что еще до достижения истцом 23-летнего возраста имел место факт принятия его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенка-сироты.
При этом судебная коллегия учитывает, что по не зависящим от истца причинам он не был внесен в список, формируемый Министерством образования Омской области. В связи с чем неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления своих должностных обязанностей, выразившееся в не передаче сведений о постановке истца на учет в Министерство образования Омской области, не должно являться препятствием к реализации законных прав истца.
Ссылка в апелляционной жалобе на несогласие с доводами истца о пропуске установленного законом срока для обращения с заявлением о постановке на учет по причине незнания законов, неисполнения должным образом опекуном своих обязанностей, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку при разрешении спора истцом данные доводы не заявлялись, и они не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Других доводов, основанных на доказательствах, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено.
Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.