Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ситьковой О.Н.,
судей краевого суда Фоминова Р.Ю. и Гедыгушева М.И.,
с участием секретаря судебного заседания Д.Б.Х.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Б.Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 сентября 2014 года по иску Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Р.А.В. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить специализированное жилье и заключить договор найма специализированного жилья,
заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Георгиевский межрайонный прокурор обратился с иском в защиту жилищных прав и интересов Р.А.В. к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - Минстрой СК о возложении обязанности на Минстрой СК предоставить Р.А.В. специализированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своего иска прокурор указал, что по обращению Р.А.В. о нарушениях его жилищных прав была проведена проверка. По результатам проверки установлено, что Р.А.В., 08.02.1993 года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Георгиевского городского суда СК от 23.09.2005 года отец Р.А.В. - Р.В.В., 25.09.1962 года рождения признан безвестно отсутствующим. Решением Георгиевского городского суда СК от 25.08.2005 года мать Р.А.В. - Р.Л.А. лишена родительских прав в отношении сына. Согласно информации Министерства образования СК Рамазанов А.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени Р.А.В. специализированным жилым помещением не обеспечена. Р.А.В. обратился в Георгиевскую межрайонную прокуратуру СК с просьбой защиты его жилищных прав.
Со ссылкой на положения Конституции Российской Федерации, ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", ст. 7 Закона СК "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прокурор просил возложить на ответчика обязанность предоставить специализированное жилье и заключить с ним договор найма специализированного жилья.
В суд прокурор не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд в силу положений ст ... 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел дело в его отсутствие.
Р.А.В. в суд не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте проведения судебного заседания о причинах неявки суду не сообщил, а также не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел дело в его отсутствие
Представитель ответчика - Минстроя СК возражала против удовлетворения иска, указав, что в 2014 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом СК "О бюджете Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено ** рубля, в том числе: средства федерального бюджета - *** рубля, средства бюджета Ставропольского края - *** рубля. В 2014 году за счет средств, предусмотренных в бюджете Ставропольского края на исполнение обязательств по государственным контрактам, заключенным на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве в 2013 году, будет направлено *** рубля. На оставшуюся сумму в размере **** рубля планируется приобретение порядка 330 жилых помещений. Указала также, что обеспечение указанной категории лиц специализированными жилыми помещения должно осуществляться в порядке очередности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора министерство образования СК в суд не явился, представил суду отзыв, в котором просил также рассмотреть дело в его отсутствие. Суд в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 сентября 2014 года исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края удовлетворены.
Суд обязал министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Р.А.В. года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения на территории Георгиевского муниципального района Ставропольского края.
В апелляционной жалобе представитель министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Б.Е.В. просит решение суда в части возложения обязанности предоставить жилое помещение истцу на Министерство строительства отменить, также ссылаясь на Порядок предоставления детям - сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда Ставропольского края, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июля 2013 года N240-п. Согласно действующему Порядку Р.А.В. обратилась с заявлением 14 июля 2014 года и был зарегистрирован под номером 639, поэтому жилое помещение истцу будет предоставлено в порядке очереди согласно регистрации его заявления в журнале регистрации заявлений, иначе будут нарушены конституционные права других детей - сирот, которые зарегистрированы до Р.А.В.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание судебной коллегии явились: истец-представитель прокуратуры Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края Л.Е.В., просившая решение суда оставить без изменения.
Остальные лица в заседание апелляционной инстанции не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении дела не поступило, в связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой - либо очередностью.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 данной статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приведенный Закон вступил в силу с 01.01.2013 года.
Действие положений Закона и Жилищного РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Р.А.В., года рождения, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Георгиевского городского суда СК от 23.09.2005 года отец Р.А.В. - Р.В.В., года рождения признан безвестно отсутствующим.
Решением Георгиевского городского суда СК от 25.08.2005 года мать Р.А.В. - Р.ЛA. лишена родительских прав в отношении сына.
Согласно информации Министерства образования СК Р.А.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени Р.А.В. специализированным жилым помещением не обеспечен.
В настоящее время Р.А.В. проживает по адресу: Ставропольский край, г. Г., ул. Е.
Своего собственного жилья Р.А.В. не имеет. До настоящего времени Р.А.В. специализированным жилым помещением не обеспечен.
Р.А.В. достиг возраста 18 лет 08.02.2011 г., до 30.06.2012 обучался в профессиональном лицее.
Таким образом, Р.А.В. должен был быть обеспечен специализированным жилым помещением 30.06.2012 года, т. е. дата выдачи свидетельства об уровне квалификации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание то, что истец до достижения 18 лет остался без попечения родителей, был принят на учет для предоставления жилья, включен в соответствующий список и на момент вынесения решения жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем правильно пришел к выводу о том, что Р.А.В. имеет право на обеспечение жилой площадью в силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно статье 5 названного Федерального закона предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Закона СК "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013г. N 240-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Согласно п. 3 Порядка решение о предоставлении специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края при наличии в соответствующем муниципальном образовании Ставропольского края незаселенных специализированных жилых помещений общей площадью, соответствующей норме предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в соответствии с Законом Ставропольского края.
Основанием для принятия уполномоченным органом в области управления жилищным фондом решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленный в установленном порядке органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования, и достигшего возраста 18 лет или признанного в установленном порядке полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия.
С учетом указанных положений постановления Правительства СК от 20.06.2013г. N 240-п, истцом правильно определен надлежащий ответчик по заявленному требованию - министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Необходимое заявление в уполномоченный орган Р.А.В. предоставил.
Частью 2 ст. 7 Закона СК "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по их месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушении порядка очередности обеспечения жильем лиц указанной категории, не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из содержания положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение суда принято на оснований норм, действующих на момент возникновения спорных правоотношений и является законным и обоснованным.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 23 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.