Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.Н. Горшунова,
судей Р.С. Ибрагимова, Р.Д. Марданова,
при секретаре судебного заседания Л.Г. Имамиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.С. Ибрагимова гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 19 ноября 2014 года, которым постановлено:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным действие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ по приостановлению государственной регистрации права на земельный участок по адресу: "адрес".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок по адресу: "адрес".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан О.В.Бочкареву, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.М. Зиннатов обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан).
В обоснование заявления указывается, что 22 сентября 2014 года Р.М. Зиннатов обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок по адресу: "адрес". Однако государственная регистрация права приостановлена ввиду непредставления мирового соглашения, утвержденного определением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 02 сентября 2014 года, и заявления о регистрации права на одновременно образованный земельный участок.
Указывая, что мирового соглашения на регистрацию прав у него не требовали, вступившее в силу судебное постановление подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, Р.М. Зиннатов просит признать незаконным действие Управления Росреестра по Республике Татарстан по приостановлению государственной регистрации права и обязать его осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.
В заседании суда первой инстанции заявитель поддержал свои требования.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Республике Татарстан просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывается, что судом не соблюдены требования законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявления на регистрацию одновременно образованного земельного участка с кадастровым номером ... представлено не было.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан О.В. Бочкарева апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда отменить и в удовлетворении заявления отказать.
Заявитель Р.М. Зиннатов обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, заслушав пояснения представителя Управления Росреестра по Республике Татарстан, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.
Согласно требованиям части 1 статьи 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации к решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с части 4 статьи 258 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 года суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному правовому акту.
Таким образом, для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя.
Признавая оспариваемое решение Управления Росреестра по Республике Татарстан незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель, обратившись с заявлением о регистрации своего права на вышеуказанный земельный участок, получил отказ ввиду того, что вторым сособственником земельного участка не было одновременно подано заявление о регистрации права собственности на земельный участок и не представлено мировое соглашение, утвержденное определением Бавлинского городского суда от 02 сентября 2014 года. Данные действия Управления Росреестра по Республике Татарстан противоречат действующему законодательству и нарушают права заявителя. В данном случае с заявлением о государственной регистрации обратился правообладатель Р.М. Зиннатов, право собственности которого на земельный участок уже было установлено вышеуказанным определением суда. Поэтому заявление второго сособственника не требуется, чье право так же установлено определением суда, а не договорными отношениями.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, как основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В силу положений пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются правоустанавливающие документы.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусматривает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
В пунктах 1 и 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ указано, что основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является: 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков.
Положения настоящего пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка в случае сохранения в измененных границах земельного участка, раздел которого осуществлен.
Судом установлено, что определением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 02 сентября 2014 года утверждено мировое соглашение, согласно которому в собственность Р.Х. Зиннатова выделена часть земельного участка общей площадью 1505 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес"; в собственность И.М. Зиннатова выделена часть земельного участка общей площадью 1507 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Данные земельные участки образованы в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью 3261 кв.м.
Уведомлением Управления Росреестра по Республике Татарстан N ... от 02 октября 2014 года приостановлена государственная регистрация права собственности Р.М. Зиннатова на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", по причине возникновения сомнений государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации прав. В уведомлении указано, что заявителем не представлен правоустанавливающий документ, необходимый для государственной регистрации права собственности: мировое соглашение, утвержденное определением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 02 сентября 2014 года, и заявление о регистрации права на одновременно образованный земельный участок.
Учитывая, что в соответствии с положениями статей 16, 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка, осуществляется на основании заявлений всех сособственников, и одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, Управление Росреестра по Республике Татарстан правомерно приостановила государственную регистрацию права заявителя на недвижимое имущество, поскольку второй правообладатель земельного участка заявления о государственной регистрации своих прав не подавал. На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения Управления Росреестра по Республике Татарстан ... от 02 октября 2014 года.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ... , общей площадью 3261 кв.м, в результате раздела на земельные участки общей площадью соответственно 1507 кв.м и 1505 кв.м в измененных границах не сохранился.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия считает, что Управление Росреестра по Республике Татарстан приостановив государственную регистрации права на указанный земельный участок обоснованно применила положения абзаца 2 пункта 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что в мотивировочной части решении суда первой инстанции содержатся суждения о незаконности отказа Управления Росреестра по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности Р.М. Зиннатова. Вместе с тем по настоящему делу заявитель оспаривает лишь решение регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации права.
Довод заявителя Р.М. Зиннатова о том, что при наличии вступившего в законную силу судебного постановления одновременное обращение сособственников с заявлением в регистрирующий орган не требуется, судебная коллегия признает несостоятельным как основанный на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах решение Управления Росреестра по Республике Татарстан ... от 02 октября 2014 года о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним является законным и обоснованным, а решение суда первой инстанции, которым заявленные требования удовлетворены, постановлено в нарушение норм материального права, регулирующих отношения, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество, в связи с чем подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 19 ноября 2014 года по данному гражданскому делу отменить, по делу принять новое решение.
В удовлетворении заявления Р.М. Зиннатова о признании незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан по приостановлению государственной регистрации права и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок по адресу: "адрес", "адрес"
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.