Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Босси Н.А.,
судей: Тюриной Н.А., Бучневой О.А.,
при секретаре: Медведевой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьяновой Л.В. к администрации г. Тамбова, Управлению социального развития Тамбовской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по нормам предоставления вне очереди,
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 30 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукьянова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Тамбова, Управлению социального развития Тамбовской области с учетом уточнения требований о возложении обязанностей по предоставлению ей с составом семьи *** человека жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с нормами действующего законодательства (л.д. ***).
В обоснование исковых требований указала, что ввиду *** распоряжением *** от *** Территориального управления мэрии по Советскому району г. Тамбова Лукьянова Л.В. была направлена в интернатное учреждение ***, где она имела статус социальной сироты и находилась на государственном обеспечении в период с *** по ***. Тем же распоряжением за истцом было сохранено право на жилое помещение по адресу: ***.
В настоящее время Лукьянова Л.В., одна воспитывающая двоих несовершеннолетних детей, зарегистрирована вместе с ними в указанном жилом помещении - двухкомнатной квартире, общей площадью *** кв.м.
Постановлением администрации г. Тамбова от *** *** Лукьянова Л.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" с составом семьи *** человека (она, дочь - Л., сын - Л.).
Кроме того, *** постановлением главы администрации города Тамбова *** Лукьянова Л.В. с детьми, как молодая семья, были признаны нуждающимися в жилых помещениях применительно к подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, а в соответствии с постановлением главы администрации города Тамбова *** от *** ее семья была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признана малоимущей применительно к подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
*** квартира, в которой проживает истец и ее дети, была признанной непригодной для проживания, что подтверждается актом обследования помещения *** от ***, заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания *** от *** и Постановлением главы администрации города Тамбова *** от ***.
Несмотря на то, что истец и ее семья учтены как нуждающиеся в улучшении жилищных условий по трем различным программам, фактически проживать им негде.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 30 сентября 2014 года исковые требования Лукьяновой Л.В. удовлетворены. Суд обязал администрацию г. Тамбова предоставить Лукьяновой Л.В. с составом семьи три человека (она, сын - Л., дочь - Л.), зарегистрированным в ***, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение с учетом нормы предоставления площадью не менее *** кв.м. В удовлетворении исковых требований Лукьяновой Л.В. к Управлению социального развития Тамбовской области отказано.
С вышеуказанным решением не согласилась администрация г. Тамбова, которой подана апелляционная жалоба. В указано, что суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Лукьяновой Л.В. нарушил нормы процессуального права. Как следует из материалов дела в *** проживают четыре человека - Лукьянова Л.В., Л., Л., Ерохин В.В. Однако, при рассмотрении дела Ерохин В.В. не был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица. Представитель администрации г. Тамбова отмечает, что обязывая администрацию города Тамбова предоставить Лукьяновой Л.В. и ее детям благоустроенное жилое помещение, суд первой инстанции не учел интересы Ерохина В.В., который остался проживать в квартире, непригодной для постоянного проживания. Поскольку интересы Ерохина В.В. не были учтены при рассмотрении дела в суде, то в настоящее время он может самостоятельно обратиться в суд для предоставления ему другого благоустроенного жилого помещения. Из этого следует, что администрация города Тамбова, отселив из одного непригодного для постоянного проживания жилого помещения, должна предоставить два отдельных жилых помещения, что является существенным нарушением закона. На основании изложенного представитель администрации г. Тамбова просит решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 30 сентября 2014 года отменить и принять по делу новое решение с учетом интересов третьего лица.
В дополнении к апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова указывает на возможность предоставления только равнозначного жилого помещения с сохранением права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С доводами апелляционной жалобы не согласилась Лукьянова Л.В. и подала свои возражения. Полагает, что привлечение Ерохина В.В. к участию в деле в качестве третьего лица не является обязанностью суда. Представитель администрации г. Тамбова, участвовавший при рассмотрении дела судом первой инстанции, ходатайства о привлечении Ерохина В.В. в качестве третьего лица не заявлял. Лукьянова Л.В. настаивает на том, что права Ерохина В.В. обжалуемым решением не нарушены, его положение не ухудшилось. Кроме того, отмечает, что своим решением суд первой инстанции никак не ограничил действия администрации г. Тамбова по отселению жильцов дома, поскольку в обжалуемом решении отсутствует указание на предоставление Лукьяновой Л.В. отдельного жилого помещения. Администрация г. Тамбова не лишена возможности предоставить одно жилое помещение площадью не меньше *** кв.м. Лукьяновой Л.В. с ее детьми, а также Ерохину В.В. На основании указанных доводов Лукьянова Л.В. просит оставить решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 30 сентября 2014 года без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 14 января 2015 г. постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Ерохин В.В.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Лукьянова Л.В., Ерохин В.В. и представитель Управления социального развития Тамбовской области не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела надлежащим образом.
В прежних судебных заседаниях суда апелляционной инстанции истец Лукьянова Л.В. поддерживала исковые требования в полном объеме, ответчик Ерохин В.В. исковые требования признавал, полагая, что истец - его сестра имеет право на предоставление отдельного жилого помещения.
Представитель администрации г. Тамбова Шепеленко Е.В. исковые требования признала в части, указав на возможность предоставления Лукьяновой Л.В., ее детям и Ерохину В.В. совместного равнозначного жилого помещения по договору социального найма.
Проверив материалы дела, выслушав позицию представителя администрации г. Тамбова Шепеленко Е.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Лукьянова Л.В. и её несовершеннолетние дети Л. и Л. зарегистрированы и проживают в муниципальной *** общей площадью *** кв.м. Также в указанной квартире зарегистрирован и проживает брат Лукьяновой Л.В. Ерохин В.В., что подтверждается выпиской из лицевого счета ***.
Судом первой инстанции были разрешены исковые требования Лукьяновой Л.В., непосредственно затрагивающие права не привлеченного к участию в деле нанимателя жилого помещения по адресу: *** - Ерохина В.В. Соответственно имеют место существенные нарушения норм процессуального права, повлекшие переход апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, что является безусловным основанием для отмены решения суда согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, устанавливающей, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
По существу исковых требований из материалов дела следует, что Лукьянова Л.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей"; также с составом семьи *** человека (она, дочь - Л., сын - Л.) как молодая семья были признаны нуждающимися в жилых помещениях применительно к подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, семья принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признана малоимущей применительно к подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; *** квартира, в которой проживает Лукьянова Л.В. и ее дети, была признанной непригодной для проживания в связи с физическим износом конструктивных элементов.
Для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены федеральные гарантии обеспечения жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
До 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке.
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В главе 9 Жилищного кодекса Российской Федерации "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" часть 1 статьи 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В главе 10 Кодекса "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названными нормами, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, чего не изменяет указание в пункте 3 той же статьи на формирование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка соответствующих лиц.
На территории Тамбовской области вопросы реализации приведенных положений регулируются Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. N682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Постановлением администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. N 1055 "О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение", содержащими аналогичные вышеприведенным нормы.
Таким образом, на основании вышеизложенных положений Лукьянова Л.В. как ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, но не на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, более того, на семью из *** человек по нормам предоставления.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч. 2 указанной нормы вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением главы администрации города Тамбова *** от *** семья Лукьяновой Л.В. (она и ее дети Л. и Л.) была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и признана малоимущей применительно к подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Квартира, в которой проживают семья Лукьяновой Л.В. и Ерохин В.В., на основании постановления администрации г. Тамбова от *** *** была признана непригодной для проживания.
Вместе с тем, жилой дом, в котором расположена квартира, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен. Согласно акту обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии от *** (л.д. ***) в квартире имеет место физический износ конструктивных элементов, для устранения чего необходимо произвести замену всех изношенных элементов на новые, более долговечные с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения. То есть квартира признана подлежащей ремонту или реконструкции.
При таком положении оснований для внеочередного предоставления истице на семью из *** человек жилого помещения по договору социального найма по нормам предоставления в порядке ч. 2, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ также не имеется.
Таким образом, судебная коллегия, разрешая спор по правилам суда первой инстанции, в удовлетворении исковых требований отказывает.
Следует отметить, что согласие администрации г. Тамбова на предоставление приживающим в квартире лицам другого равнозначного занимаемому жилого помещения может быть реализовано при расселении квартиры во внесудебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 30 сентября 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лукьяновой Л.В. к администрации г. Тамбова, Управлению социального развития Тамбовской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по нормам предоставления вне очереди отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.