Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Баранниковой Т.Е.
судей
Яцун Е.М.
Захарова А.В.
при секретаре
Тарасовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титова А.Т. к Военному комиссариату Мурманской области о понуждении к производству перерасчета пенсии, взыскании невыплаченной суммы пенсии
по апелляционной жалобе Титова А.Т.
на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 июня 2012 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Титова А.Т. к Военному комиссариату Мурманской области о понуждении к производству перерасчета пенсии, взыскании невыплаченной суммы пенсии - отказать".
Заслушав доклад судьи Баранниковой Т.Е., объяснения истца Титова А.Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Титов А.Т. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Мурманской области о понуждении к производству перерасчета пенсии, взыскании невыплаченной суммы пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, _ _ 1998 года уволен в запас по достижению предельного возраста в звании капитана третьего ранга, последняя занимая должность - ***.
С _ _ 1998 года ему назначена пенсия за выслугу лет бессрочно. Размер пенсии, составляющий 80% от сумм денежного довольствия, до 01 января 2012 года, исчислялся из оклада по воинской должности - *** рубля, оклада по воинскому званию - *** рубля, с учетом процентной надбавки за выслугу лет - 65%, районного коэффициента 1,4, ежемесячной доплаты к пенсии - 1000 рублей, установленной Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям пенсионеров".
С 01 января 2012 года ответчик произвел пересмотр его пенсионных прав, применив новые правила правового регулирования в вопросах денежного довольствия военнослужащих и пенсионного обеспечения, установил размер пенсии с учетом процентной надбавки за выслугу лет - 30% и понижающего коэффициента к окладам по воинскому званию и воинской должности - 54%.
Полагал, что ответчиком неправильно применены нормы материального права, произведен пересмотр пенсионных прав, в то время как должен производиться пересмотр размера пенсии с учетом увеличения окладов без применения понижающего коэффициента и уменьшения процентной надбавки за выслугу лет, поскольку изменения в части регулирования вопросов об исчислении пенсионного довольствия, могут распространяться только на действующих военнослужащих и граждан, которые будут увольняться и которым будет назначена пенсия с 01 января 2012 года.
Просил суд признать действия Военного комиссариата Мурманской области по пересмотру пенсионных прав не соответствующими закону, признать и восстановить право на выплату пенсии в размере, установленном в соответствии с законодательством, действующим до 01 января 2012 года, признать и восстановить право на получение процентной надбавки за выслугу лет в размере 65%, взыскать с ответчика сумму недополученной пенсии за период с _ _ по _ _ 2012 года - *** рублей *** копеек.
В судебное заседание истец Титов А.Т. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.
Представитель истца Гледенев А.Г. настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Военного комиссариата Мурманской области Павличук П.В. возражал против удовлетворения иска.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Титов А.Т. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы, положенные в обоснование исковых требований, выражает несогласие с изложенными в решении суда выводами и толкованием норм материального права.
Полагает, что оснований для пересмотра размера пенсии не имелось, поскольку Федеральный закон N 309-ФЗ от 08 ноября 2011 года, которым внесены изменения в ряд законодательных актов, не имеет отношения к пенсионному обеспечению, в новой редакции закона N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" отсутствуют прямые указания на придание новациям закона обратной силы.
Ссылается на то, что предусмотренные в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" основания для пересмотра пенсии отсутствовали.
При этом положения пунктов 8 и 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ о пересмотре размеров ранее назначенной пенсии применению не подлежат, поскольку противоречат пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ.
Считает, что отсутствовали основания для снижение объема денежного довольствия при исчислении пенсии со 100 до 54 процентов, поскольку при назначении ему пенсии _ _ 1998 года статья 43 Закона РФ N 4468-1 не содержала части второй, предусмотренной в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ, поскольку это является ограничением (умалением) его права, установленного ранее действующим законодательством.
При этом статья 49 ФЗ N 4468-1 не содержит прямого указания на распространение положений части 2 статьи 43 этого закона на военно-пенсионные правоотношения, возникшие до вступления Федерального закона N 309-ФЗ в действие.
Считает, что вступление в действие Федерального закона N 306-ФЗ от 07 ноября 2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не является основанием для пересмотра военных пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 49 Закона РФ N 4468-1, которым в качестве основания для пересмотра пенсий указано "увеличение денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников". Уменьшение максимального размера процентной надбавки за выслугу лет с 65% до 30%, по его мнению, ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как повышение денежного довольствия, так как является понижением.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика - Военного комиссариата Мурманской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, поскольку его неявка в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
При пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
В соответствии со статьей 43 Закона N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в том числе проходившим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
В силу пункта "а" части 1 статьи 14 Закона N 4468-1 пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Статья 49 Закона N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) предусматривает, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подлежат пересмотру: одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
В соответствии с указанной нормой Закона право военных пенсионеров на повышение пенсии связано с увеличением денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, в зависимости от категорий, к которой эти военнослужащие отнесены.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившего в силу с 01 января 2012 года, денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет.
Проанализировав приведенные нормы материального права в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с 01 января 2012 года подлежат пересмотру размеры пенсий, назначенных до 01 января 2012 года в связи с принятием Федеральных законов от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ и 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ, содержащего прямое указание на пересмотр пенсий, назначенных ранее 01 января 2012 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Титов А.Т. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, приказом командующего Северным Флотом N * от _ _ 1998 года уволен в запас по достижении предельного возраста в воинском звании капитан третьего ранга, с должности ***
На момент увольнения выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в льготном исчислении составила *** лет *** месяцев *** дня, в календарном исчислении - *** года *** месяцев *** день. Пенсионное обеспечение назначено с _ _ 1998 года.
Согласно пенсионному делу, пенсия за выслугу лет установлена истцу в соответствии с положениями пункта "а" части 1 статьи 14 Закона N 4468-1 в размере 80% соответствующих сумм денежного довольствия. Размер пенсии истца за период с _ _ 2011 года по _ _ 2011 года составлял *** рублей *** копеек, с учетом доплаты 1000 рублей, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 176, с 01 января 2012 года размер пенсии составил *** рубля *** копеек.
При этом размер пенсии Титова А.Т. исчислен в следующем порядке: оклад по воинскому званию " ***" в сумме *** рублей + оклад по воинской должности *** по 15 тарифному разряду в сумме *** рублей + процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания в размере 30% при выслуге *** года *** месяцев *** день в сумме *** рублей) х 54% х 80% х районный коэффициент 1,4.
Установление такого размера пенсии Титову А.Т. с 01 января 2012 года соответствует требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и отказал истцу в иске.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, отсутствии оснований для пересмотра размера пенсии, применения коэффициента 54% ошибочны и свидетельствуют о неправильном толковании действующего законодательства.
Правовых оснований для сохранения с 1 января 2012 года истцу процентной надбавки за выслугу лет 65% и неприменения коэффициента 54% не имеется, поскольку в связи с изменением законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии, получаемой военнослужащими до 01 января 2012 года, законодателем установлен иной порядок исчисления пенсии и пересмотра назначенной ранее пенсии.
При этом ранее действующие положения не подлежат применению с 01 января 2012 года.
Доводы истца об ухудшении его положения в связи с применением нового порядка исчисления пенсии, что, по его мнению, противоречит Конституции Российской Федерации и Протоколу N 1 Европейской Конвенции, а также о том, что судом первой инстанции не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, несостоятельны, поскольку установленный законодателем порядок исчисления пенсии никоим образом не ухудшил положение истца, обжалуемое решение в полной мере соответствует действующему законодательству и не противоречит постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации.
Доводы жалобы о рассмотрении дела не по заявленным требованиям ошибочны, поскольку суд рассмотрел дело по заявленным требованиям и применил закон, подлежащий применению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в апелляционной жалобе таких доводов не приведено.
При таком положении судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным и оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Титова А.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.