Судья: Шалашова И.А. дело N 7-602/15 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 28 января 2015 года г. Москва
Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ***а В.В. в интересах ***а Г.Н. на определение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 24 сентября 2014 года, которым отказано в удовлетворении ходатайства защитника ***а В.В. в интересах ***а Г.Н. о восстановлении срока обжалования постановления 77 ФА N *** инспектора ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 23 марта 2013 года,
установил:
23 марта 2013 года инспектором ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве вынесено постановление о привлечении владельца транспортного средства ***а Г.Н. к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
На указанное постановление защитником ***ым В.В. подана жалоба, а также ходатайство о восстановлении процессуального срока на ее подачу с указанием на то, что срок для обжалования пропущен по уважительной причине.
Определением судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 24 сентября 2014 г. в удовлетворении указанного ходатайства отказано.
В жалобе защитник *** В.В. просит отменить определение, ссылаясь на то, что первоначально жалоба на постановление должностного лица была подана в Тверской районный суд г. Москвы на основании п. 5 ст. 29.5 КоАП РФ по месту нахождения органа, вынесшего постановление, в установленный законом срок, но необоснованно возвращена; в соответствии с требованиями КоАП РФ жалоба в случае не подведомственности дела данному суду не должна быть возвращена, а передана по подведомственности в соответствующий суд; вывод судьи о злоупотреблении правом является незаконным и необоснованным; вопрос о восстановлении срока разрешается с обязательным извещением лица, подавшего жалобу и ходатайство.
В судебное заседание суда второй инстанции *** В.В., *** Г.Н. не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщили, ходатайств не заявили, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены определения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Судьей установлено, что обжалуемое постановление вынесено должностным лицом 23 марта 2013 года, копия которого получена ***ым Г.Н. 02 апреля 2013 г., жалоба на постановление, адресованная в Тверской районный суд г. Москвы, направлена по почте 12 апреля 2013 г.
Судьей также учтено, что сопроводительным письмом председателя Тверского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2013 г. жалоба возвращена заявителю в связи с нарушением правил подведомственности и с указанием на то, что заявителю неоднократно разъяснялись требования действующего административного законодательства относительно территориальной подведомственности рассмотрения подаваемых им жалоб на постановления по различным делам об административных правонарушениях, совершаемых на территориях, относящихся к юрисдикции различных судов г. Москвы, но, учитывая, что заявитель продолжает направлять жалобы в Тверской районный суд г. Москвы, действия заявителя расценены как злоупотребление правом, предусмотренном ст. 30.1 КоАП РФ.
Вновь жалоба на постановление должностного лица подана в компетентный суд лишь 02 сентября 2014 г., то есть с пропуском установленного срока, и доказательств уважительности причин пропуска срока в указанный период не представлено.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы, судьей правильно признано, что оснований для его восстановления не имеется, поскольку ходатайство не содержит доказательств уважительности причин пропуска срока и свидетельствующих об отсутствии объективной возможности своевременно обжаловать постановление должностного лица в компетентный суд.
Согласно ч. 5 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что по делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) - в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ). При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа (п. 30 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Ранее защитнику ***а Г.Н.- ***у В.В. данные законоположения неоднократно разъяснялись, что им не оспаривается по существу в жалобе, а потому тот факт, что *** В.В. продолжал адресовать свои жалобы с нарушением правил подсудности в Тверской районный суд г. Москвы, является злоупотреблением правом, которое не может служить основанием для восстановления срока для обжалования постановления административного органа.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Оснований для восстановления срока при указанных обстоятельствах не имеется.
Довод жалобы о том, что заявитель в установленный законом срок обратился с соблюдением правил подсудности в Тверской районный суд г. Москвы - по месту нахождения органа, в который поступили материалы видеозаписи, поэтому срок не был пропущен, нельзя признать обоснованным.
В силу ч. 5 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, совершенном с использованием транспортного средства, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме названных специальных технических средств.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции от 19.12.2013 г.), при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
В связи с этим довод о правомерности обращения в Тверской районный суд г. Москвы противоречит указанному разъяснению, поскольку место совершения правонарушения относится к юрисдикции Останкинского районного суда г. Москвы, жалоба в который подана лишь 02 сентября 2014 г.
Ссылка в жалобе на п. 31 Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. N5, в котором разъяснено, что рассмотрение ходатайства лица, подавшего жалобу о восстановлении срока обжалования рассматривается с обязательным извещением указанного лица, не может являться основанием к отмене определения суда. Пунктом 4 ч, 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может отменено и возвращено дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу ч. 2 п. 8 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Частью 3 названной нормы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Для проверки доводов жалобы о законности вынесенного определения и направлении дела в суд второй инстанции судом первой инстанции были приняты все меры для надлежащего извещения ***а Г.Н., его защитника ***а В.В. о разбирательстве дела в суде второй инстанции. Сведения о времени и месте разбирательстве дела переданы ***у Г.Н., ***у В.В. - почтовым извещением, телефонограммой.
Таким образом, *** Г.Н. и его защитник *** В.В. не лишены были возможности до вступления оспариваемого определения в законную силу воспользоваться своими процессуальными правами, предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ, в том числе правом давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы.
Между тем, указанные лица в судебное заседание суда второй инстанции не явились, доказательств в подтверждение доводов не представили, доводы жалобы не поддержали, правами, предусмотренными ст.ст. 25.1, 24.4 КоАП РФ, не воспользовались.
Следовательно, права ***а Г.Н. и ***а В.В. в данном случае не являются нарушенными.
Суд отмечает также, что ссылаясь в жалобе на п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", заявитель не ссылается на обстоятельства, которые вследствие рассмотрения дела в его отсутствие, привели к неполному и необъективному рассмотрению дела.
В жалобе отсутствуют указания на доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что суд не исполнил обязанность рассмотреть заявление в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств, имеющих значение по спорному вопросу. Таким образом, оснований для отмены определения судьи Останкинского районного суда г. Москвы по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
определил:
определение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 24 сентября 2014 года, - оставить без изменения, жалобу защитника В.В. ***а в интересах ***а Г.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.