Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД СССР
от 1 ноября 1982 г. N 350
Инструкция
о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации
приема граждан в органах, учебных заведениях, внутренних войсках,
учреждениях, организациях и на предприятиях МВД СССР
1. Общие положения
1.1. Рассмотрение предложений, заявлений, жалоб * и прием граждан являются важным участком деятельности органов внутренних дел **, средством получения информации, одной из форм укрепления и расширения связи с массами. Чуткое и внимательное отношение к письмам трудящихся каждый работник органов обязан рассматривать как свой долг перед народом и партией.
1.2. Во всех органах внутренних дел должны обеспечиваться гражданам СССР необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами прав вносить в письменной и устной форме предложения об улучшении деятельности органов, критиковать недостатки в их работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц. Решительно должны пресекаться попытки преследования авторов писем и зажима критики, факты бюрократизма, волокиты, беспринципности в оценке проступков и злоупотреблений должностных лиц. Нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан влечет в отношении виновных должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством.
О квалификации действий должностных лиц, нарушающих законодательство об ответственности за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику, см. постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 9
1.3. В работе с письмами и при приеме посетителей должны соблюдаться высокая культура обращения с гражданами, уважительное отношение к их запросам и мнениям.
1.4. Информацию, содержащуюся в письменных и устных обращениях граждан, необходимо использовать для дальнейшего укрепления правопорядка и социалистической законности, совершенствования деятельности органов внутренних дел.
1.5. Личную ответственность за организацию и состояние работы с письмами, приема граждан в органах внутренних дел несут их руководители.
1.6. При рассмотрении и разрешении писем и организации приема граждан необходимо руководствоваться решениями Партии и Правительства, законодательством Союза ССР и союзных республик, приказами, указаниями МВД СССР, регламентирующими эту работу (приложение N 1), и настоящей Инструкцией.
1.7. Действие настоящей Инструкции не распространяется на порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик, Положением о порядке рассмотрения трудовых споров, Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, Уставом связи и другим законодательством Союза ССР и союзных республик.
1.8. Письма военнослужащих, связанные с прохождением службы, подаются, рассматриваются и разрешаются в соответствии с Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР.
1.9. Порядок подачи жалоб, заявлений осужденными, содержащимися в исправительно-трудовых учреждениях, направления их адресатам и объявления заявителям ответов о результатах рассмотрения регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений, утвержденными приказом МВД СССР от 10 октября 1977 г. N 310.
2. Учет и рассмотрение писем
2.1. Все поступившие письма граждан, работников органов внутренних дел должны быть зарегистрированы в секретариате (канцелярии) в день их поступления. На свободном от текста месте первой страницы письма ставится оттиск штампа органа внутренних дел, указываются дата поступления и регистрационный номер.
Регистрационный номер может быть дополнен другими обозначениями, обеспечивающими систематизацию, поиск, анализ и сохранность писем, например, начальной буквой фамилии автора письма (А-700), кодом службы (1/720) и т.п.
Конверты, в которых поступили письма, сохраняются в течение всего периода их разрешения, после чего уничтожаются.
2.2. Учет писем производится по карточкам, в которых ведутся записи о их движении и результатах разрешения (приложение N 2) ***. Карточки размещаются в картотеке по алфавиту. В органах внутренних дел, в которые поступает небольшое количество писем, разрешается учет их вести в журнале (приложение N 3).
Учет писем граждан, поступивших в МВД СССР, и порядок заполнения на них карточек регламентируются Инструкцией о порядке учета писем граждан, поступивших в МВД СССР, и выдачи сводных статистических отчетов в рамках автоматизированной системы "Жалоба", утвержденной приказом МВД СССР от 27 декабря 1979 г. N 384.
2.3. Повторные письма регистрируются так же, как и первичные. В правом верхнем углу карточки (в журнале) делается отметка "повторно". На свободном от текста месте первой страницы письма проставляется штамп "повторно".
2.4. Повторными считаются письма, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в которых:
2.4.1. Обжалуется решение, принятое по предыдущему письму, поступившему в данный орган внутренних дел.
2.4.2. Сообщается о несвоевременном разрешении предыдущего письма, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения.
2.4.3. Указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего письма.
2.5. Руководитель органа внутренних дел обязан тщательно разобраться в причинах повторного обращения граждан. Если обращение вызвано нарушением установленного порядка рассмотрения или разрешения писем, принять соответствующие меры к виновным лицам.
2.6. Письма одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные нескольким адресатам, которыми они пересланы для разрешения в орган внутренних дел, рассматриваются как самостоятельные письма и не должны учитываться как повторные.
2.7. Зарегистрированные письма незамедлительно передаются на рассмотрение, как правило, руководителям органа внутренних дел, которые обязаны определить порядок и сроки их разрешения, дать по каждому из них письменное указание исполнителям. На тексте писем не следует учинять никаких надписей (резолюций, указаний и т.п.).
2.8. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
2.9. По каждому письму не позднее чем в пятидневный срок должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к своему производству; передаче на разрешение в подчиненный или другой орган внутренних дел; направлении по принадлежности в другое ведомство, если вопросы, поднятые в письме, не входят компетенцию органов внутренних дел; приобщении к ранее поступившему письму. О направлении письма в другой орган внутренних дел или другое ведомство сообщается заявителю.
2.10. В случаях, когда в письме наряду с вопросами, относящимися к компетенции органов внутренних дел, поднимаются вопросы, подлежащие разрешению в других ведомствах, не позднее пятидневного срока в соответствующее ведомство направляется копия письма или выписка из него, о чем извещается заявитель.
2.11. На письмо, взятое на контроль, заполняется контрольная карточка в двух экземплярах, один из которых помещается в контрольную картотеку, а другой - передается вместе с письмом исполнителю (приложение N 4).
2.12. Вся переписка по письмам ведется за номерами, присвоенными им при регистрации. Ответы на письма граждан направляются на бланках органа внутренних дел.
2.13. После окончания проверки и фактического исполнения принятого решения письмо вместе с перепиской возвращается в секретариат (канцелярию) органа внутренних дел с надписью "В дело" и подписью должностного лица, принявшего это решение.
2.14. Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке. Каждое письмо и все документы, относящиеся к его рассмотрению и разрешению, составляют в деле самостоятельную группу. В случае получения повторного письма или появления дополнительных документов они подшиваются к данной группе документов. При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Неразрешенные письма, а также неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.
2.15. Документы и переписка по письмам граждан во всех органах внутренних дел учитываются и хранятся в секретариатах (канцеляриях) отдельно от других документов. Запрещается формирование и хранение дел у исполнителей.
2.16. Определение сроков хранения писем граждан и материалов по их проверке производится в соответствии с пунктами 20 и 21 Перечня документальных материалов общего делопроизводства, по личному составу и других материалов, образующихся в деятельности органов, подразделений, учреждений и предприятий Министерства внутренних дел СССР, с указанием сроков хранения материалов, введенного в действие приказом МВД СССР от 23 ноября 1971 г. N 330.
3. Разрешение писем граждан
3.1. Должностные лица органов внутренних дел при рассмотрении писем обязаны внимательно разбираться в их существе, при необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки изложенных в письмах обстоятельств, принимать другие меры для объективного разрешения поставленных авторами писем вопросов, выявления и устранения причин и условий порождающих жалобы.
3.2. Для проверки писем могут привлекаться внештатные сотрудники органов внутренних дел, члены добровольных народных дружин и групп народного контроля, а также другие представители общественности.
3.3. По результатам проверки письма составляется мотивированное заключение, которое должно содержать объективный анализ собранных материалов. Если при проверке выявлены нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, недостатки и упущения в деятельности органов внутренних дел, злоупотребления должностных лиц властью или служебным положением, в заключении должно быть указано, какие конкретно приняты меры по восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, устранению недостатков и упущений и в отношении виновных лиц. Заключение подписывается лицом, производившим проверку, руководителем органа, структурного подразделения, руководством МВД, УВД.
3.4. Принимаемые по письмам решения должны быть обоснованными. Должностное лицо, признав просьбу (жалобу) подлежащей удовлетворению, обязано обеспечить своевременное и правильное исполнение принятого решения.
3.5. Письма, о результатах разрешения которых необходимо сообщать в партийные, советские органы, редакциям газет, журналов, радио и телевидения, берутся на особый контроль и разрешаются в первую очередь. В этих случаях на письмах и карточках проставляется штамп "Особый контроль".
Проведение проверок по таким письмам подчиненным органам, как правило, не поручается. Решения по результатам их проверок принимаются руководством органа внутренних дел, в который эти письма поступили. Этим же органом даются ответы в соответствующие инстанции, ведомства и авторам писем.
3.6. Заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган внутренних дел, обязанный разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней. Руководитель органа внутренних дел может установить сокращенный срок разрешения заявления или жалобы.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем органа внутренних дел или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление и жалобу.
Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех из них, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
3.7. Заявления и жалобы военнослужащих, кроме указанных в пункте 1.8 настоящей Инструкции, а также членов их семей разрешаются в МВД СССР и МВД союзных республик в срок до 15 дней со дня их поступления, а во всех других органах внутренних дел - безотлагательно, но не позднее 7 дней. В случае необходимости сроки разрешения этих писем могут быть продлены в порядке, предусмотренном пунктом 3.6 настоящей Инструкции, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом автору письма.
3.8. Письма депутатов Верховного Совета СССР и депутатов Верховных Советов союзных и автономных республик, а также местных Советов народных депутатов разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно. Разрешение писем депутатов берется на особый контроль. О результатах разрешения писем руководитель соответствующего органа внутренних дел сообщает депутату.
В тот же срок разрешаются поступившие в органы внутренних дел предложения и замечания депутатов, внесенные ими на сессии Совета, и письма, поданные гражданами в адрес сессии Совета. Руководитель органа внутренних дел, в который поступили эти предложения, замечания и письма, устанавливает за их рассмотрением контроль и о принятом решении сообщает непосредственно депутату и автору письма, а также в Президиум Верховного Совета, Совет Министров, исполнительный комитет местного Совета соответственно.
3.9. Письма граждан, поступившие из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, а также выступления и опубликованные в печати материалы, связанные с предложениями, заявлениями, жалобами, рассматриваются органами внутренних дел в порядке и сроки, предусмотренные настоящей Инструкцией.
3.10. Срок разрешения писем исчисляется со дня поступления их в орган внутренних дел по день направления заявителям сообщения о результатах разрешения.
3.11. Разрешенными считаются письма, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры, даны соответствующие действующему законодательству исчерпывающие ответы:
3.11.1. О полном или частичном удовлетворении просьбы и принятии мер органом внутренних дел по вопросам, отнесенным к его компетенции.
3.11.2. Об отказе в удовлетворении изложенной в письме просьбы или о подтверждении решения, принятого по ранее рассмотренному письму.
3.11.3. О разъяснении порядка разрешения поставленных заявителем вопросов, которые не относятся к компетенции органов внутренних дел.
3.12. Ответы на письма дают руководители или другие уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел в письменной или устной форме с указанием принятых по письму мер или доводов отклонения жалобы. По просьбе граждан им разъясняется порядок обжалования принятого решения. В случае устного ответа составляется соответствующая справка, которая приобщается к материалам проверки письма. В карточке учета (журнале) делается отметка о том, что результаты проверки сообщены заявителю в личной беседе.
3.13. Предложения граждан, а также результаты рассмотрения заявлений и жалоб, имеющих общественное значение, в необходимых случаях должны обсуждаться на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
4. Прием граждан
4.1. Прием граждан проводится во всех органах, учебных заведениях, частях и соединениях внутренних войск, учреждениях, организациях и на предприятиях МВД СССР, а также на заводах, фабриках, стройках, в колхозах, совхозах и по месту жительства населения ****.
4.2. Прием граждан проводится руководителями и другими должностными лицами органов внутренних дел, правомочными принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции.
4.3. Прием должен проводиться в удобное для граждан время. При установлении этого времени учитывается распорядок работы предприятий, учреждений, организаций и другие местные условия и возможности.
4.4. В органах внутренних дел прием проводится во все рабочие дни и в один из общевыходных дней недели. Не менее двух раз в неделю прием граждан проводится в вечернее время. В дежурных частях органов внутренних дел граждане принимаются круглосуточно.
4.5. Руководящий состав министерства внутренних дел союзных и автономных республик, управлений внутренних дел крайоблисполкомов, управлений внутренних дел на транспорте, управлений лесных исправительно-трудовых учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, внутренних войск, организаций и предприятий МВД СССР обязан проводить личный прием граждан не реже двух раз в месяц. Руководители структурных подразделений этих органов и войск, их заместители, руководители остальных органов внутренних дел должны принимать граждан не реже одного раза в неделю; участковые инспектора милиции - не реже двух раз в неделю.
4.6. Для приема граждан в органах внутренних дел отводятся специальные комнаты (приемные), которые оборудуются необходимым инвентарем и обеспечиваются пособиями согласно перечню (приложение N 5). Доступ в приемные должен быть свободным, без оформления пропусков.
4.7. Прием граждан по месту их работы и жительства проводится в помещениях, предоставляемых руководителями предприятий, строек, колхозов, совхозов. Участковые инспектора милиции принимают граждан в служебных помещениях на обслуживаемых участках и в общественных пунктах охраны порядка.
4.8. Графики приема посетителей в органах внутренних дел утверждаются руководителем органа внутренних дел. Графики приема граждан по месту жительства и работы согласовываются соответственно с местными Советами народных депутатов, администрацией предприятий, учреждений, организаций.
4.9. Объявления о приеме граждан с указанием фамилий должностных лиц, принимающих посетителей, времени и места приема вывешиваются в доступных для обозрения местах обслуживаемой территории и в помещениях органов внутренних дел. О приеме граждан по месту их работы и жительства должно быть объявлено не позднее чем за пять дней до приема.
4.10. По желанию посетителей может производиться предварительная запись на прием.
4.11. Прием граждан проводится в порядке очередности. Для ее соблюдения в приемных ведется список. Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней, депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды труда I и II группы, беременные женщины и посетители с малолетними детьми принимаются вне очереди.
4.12. В приеме граждан с их согласия могут участвовать на общественных началах юристы, педагоги, журналисты и представители общественных организаций. Лицам, не имеющим непосредственного отношения к приему, запрещается находиться в помещении, где он проводится.
4.13. Лицо, осуществляющее прием, для обеспечения квалифицированного решения поставленных посетителем вопросов может привлекать к их рассмотрению работников соответствующих подразделений органа внутренних дел или получать у них необходимую консультацию.
4.14. Прием иностранцев и лиц без гражданства проводится отдельно от советских граждан и не менее чем двумя работниками органа внутренних дел.
4.15 Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, на прием не допускаются. Прием таких лиц разрешается лишь в случаях сообщения ими сведений о подготавливаемых или совершенных преступлениях, а также о других событиях, требующих принятия немедленных мер.
4.16. Прием граждан проводится от имени органа внутренних дел. Начинается с предложения посетителю сообщить свою фамилию, имя и отчество, место жительства, работы и изложить сущность вопроса, с которым он обращается. Если с этим вопросом гражданин уже обращался в данный орган, перед началом беседы изучаются имеющиеся материалы.
При необходимости допускается в корректной форме попросить посетителя предъявить документ, удостоверяющий личность. Отсутствие документа не может служить основанием для отказа в приеме.
4.17. Вопросы, с которыми обращаются граждане, по возможности разрешаются в день приема.
Лицо, производящее прием, руководствуясь законодательными и иными нормативными актами, в пределах своей компетенции вправе принять одно из следующих решений:
4.17.1. Удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения.
4.17.2. Отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения.
4.17.3. Принять письменное заявление, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок ее рассмотрения. Если посетитель по каким-либо причинам не может самостоятельно в письменной форме изложить свою просьбу, оказать ему в этом необходимую помощь.
4.18. Если разрешение вопроса, с которым обратился посетитель, не входит в компетенцию органов внут
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.