Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Панасенко Г.В. и Кашиева М.Б.,
при секретаре Бадмаевой А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Элисты в интересах С.А.Н. к администрации г. Элисты о предоставлении вне очереди жилого помещения из муниципального жилищного фонда по апелляционной жалобе представителя администрации г. Элисты Деликовой А.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б., объяснения представителя администрации г. Элисты Деликовой А.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Лиджиевой В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Элисты в интересах С.А.Н. обратился в суд с иском к администрации г. Элисты о предоставлении вне очереди жилого помещения из муниципального жилищного фонда, мотивировав его следующим.
С.А.Н. является инвалидом 1 группы с детства, страдает психическим заболеванием по коду F 02, F 07, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, в соответствии с которым имеет право на получение жилой площади вне очереди и дополнительную жилую площадь. 11 июня 2004 года С.А.Н. постановлен на учет в администрации г. Элисты в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. До настоящего времени жилое помещение С.А.Н. не предоставлено, он зарегистрирован и проживает совместно с членами своей семьи в количестве 3 человек по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, *** микрорайон дом ***, квартира ***. Просил обязать администрацию г. Элисты предоставить С.А.Н. вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма вне очереди общей площадью 33 кв.м., с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 декабря 2014 года исковые требования прокурора г. Элисты в интересах С.А.Н. удовлетворены. На администрацию г. Элисты возложена обязанность предоставить С.А.Н. по договору социального найма вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв. м., с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Деликова А.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Не оспаривая право истца на внеочередное получение жилого помещения, указывает, что такое обеспечение должно осуществляться с учетом статьи 49 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" органам местного самоуправления не переданы полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма категориям граждан, указанных в статье 49 Жилищного кодекса РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд, руководствуясь положениями статьи 57 Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что С.А.Н. является инвалидом 1 группы с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, с 11 июня 2004 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем в силу положений действующего жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Данные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно части 1 статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Вместе с тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
При этом Жилищный кодекс РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, и иное толкование закона противоречит прямо установленному указанной нормой (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) исключению из общего порядка очередности предоставления жилья соответствующим лицам.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
Как видно из материалов дела, С.А.Н. признан инвалидом 1 группы с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания и состоит на учете у врача психиатра по заболеванию по коду F 02, F 07, которое значится в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, а также входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817. Согласно выписке из постановления администрации г. Элисты от 11 июня 2004 года N 969, С.А.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди с 11 июня 2004 года.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года.
Согласно статье 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Таким образом, учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что на администрации г. Элисты, как органе местного самоуправления, не лежит обязанность по обеспечению жилыми помещениями вне очереди той категории граждан, к которым относится С.А.Н., так как соответствующие государственные полномочия и финансирование ей не передавались, является несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании закона.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О).
В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции РФ (статья 12, 40, 130 (часть 1), 132 (часть 1)), Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (включая статьи 2, 14, 16, 50), Жилищном кодексе РФ (статьи 14, 19, 49, 51, 57), полномочием органа местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также иные источники финансирования соответствующих мероприятий действующим законодательством не определены.
Таким образом, учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что С.А.Н. имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом дополнительной жилой площади, и возложил на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения закона.
Кроме того, с учетом положений части второй статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" об обеспечении жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета, а также статьи 28.2 того же Федерального закона, которыми предусмотрена возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Л.Л. Лиджеева
Г.В. Панасенко
М.Б. Кашиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.