Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре Захаровой М.В.
с участием прокурора областной прокуратуры Подчередниченко О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 25 февраля 2015 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части подпункта 2 пункта 4 Порядка уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21.11.2013 N 526-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 17.06.2014 N 240-пп),
УСТАНОВИЛ:
Правительством Архангельской области 21 ноября 2013 года принято постановление N 526-пп "Об утверждении Порядка уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением" (далее - постановление).
Пунктом 1 постановления утвержден Порядок уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением (далее - Порядок).
Подпунктом 2 пункта 4 Порядка предусмотрено, что для уведомительной регистрации соглашения, коллективного договора работодатель, представитель работодателя (работодателей) представляют в министерство следующие документы: три экземпляра двустороннего соглашения или четыре экземпляра трехстороннего соглашения, или три экземпляра коллективного договора (со всеми приложениями), каждый из которых должен быть подписан полномочными представителями сторон с указанием даты подписания и заверен печатями в случае их наличия у сторон, заключивших соглашение, коллективный договор. Листы соглашения, коллективного договора должны быть пронумерованы и прошиты, прошивка зафиксирована и скреплена печатью одной из сторон, заключивших соглашение или коллективный договор.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 2 пункта 4 Порядка уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 21.11.2013 N 526-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 17.06.2014 N 240-пп), в части слов "три экземпляра двустороннего соглашения или четыре экземпляра трехстороннего соглашения, или три экземпляра коллективного договора".
В обоснование заявленных требований указал, что применение п.п. 2 п. 4 Порядка в действующей редакции нарушает права работодателей, представителей работодателя (работодателей), поскольку возлагает на них дополнительные, не предусмотренные законом требования и препятствует регистрации коллективного договора, соглашения, которая в силу ст. 50 ТК РФ носит уведомительный характер. Предъявление завышенных требований к лицу для реализации принадлежащего ему права в соответствии с п.п. "а" п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, является коррупциогенным фактором.
В судебном заседании прокурор Подчередниченко О.С. заявленные требования уточнил, просит признать подпункт 2 пункта 4 Порядка уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21.11.2013 N 526-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 17.06.2014 N 240-пп), противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, обязывающей работодателя, представителя работодателя представлять для уведомительной регистрации в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области двустороннее соглашение, трехстороннее соглашение или коллективный договор в трех, четырех и трех экземплярах соответственно.
Представитель заинтересованного лица Правительства Архангельской области Высоких Е.И. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что оспариваемый Порядок принят в соответствии с законодательством Российской Федерации и не содержит коррупциогенных факторов. Статьей 50 ТК РФ не регулируются вопросы организации проведения уведомительной регистрации, в том числе и количество экземпляров, которые необходимо предоставить для ее осуществления. Аналогичные нормы о предоставлении нескольких экземпляров документов содержатся как в нормах федерального законодательства, так и в нормах законодательства других субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование также вызвано необходимостью обеспечить наличие оригиналов соглашений у всех их сторон, в том числе у министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, с тем, чтобы у каждой из сторон соглашения (коллективного договора) был свой заверенный министерством экземпляр, к которому она будет иметь свободный доступ в любое время. При этом любая из сторон должна иметь возможность обратиться к экземпляру, хранящемуся в министерстве и быть уверенной в его подлинности, в том числе в случае утраты или порчи своего экземпляра. Таким образом, в целях установления подлинного экземпляра соглашения, которым необходимо руководствоваться, а также в целях соблюдения прав и законных интересов всех сторон соглашений и договоров, необходимо их предоставление в указанном количестве экземпляров.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования заместителя прокурора области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановление Правительства Архангельской области от 21 ноября 2013 года N 526-пп "Об утверждении Порядка уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением" в первоначальной редакции было опубликовано в газете "Волна" 03 декабря 2013 года, N 48. В настоящее время действует в редакции постановления Правительства Архангельской области от 17.06.2014 N 240-пп, официально опубликованного в газете "Волна" 24 июня 2014 года, N 24.
Следовательно, постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.
Постановление, а также утвержденный им Порядок являются нормативными правовыми актами, на момент рассмотрения дела не отменены и не утратили силу.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Подпунктом 44.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров.
По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (п. 3.1. ст. 26.3 данного Федерального закона).
Таким образом, федеральным законодательством решение вопроса об организации проведения уведомительной регистрации коллективных договоров, региональных и территориальных соглашений закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 15 Закона Архангельской области от 27.05.1998 N 73-16-ОЗ "О социальном партнерстве в сфере труда в Архангельской области" исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере труда осуществляет уведомительную регистрацию: 1) областного трехстороннего соглашения; 2) областных отраслевых (межотраслевых) соглашений; 3) территориальных соглашений; 4) территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений; 5) иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства; 6) коллективных договоров. Порядок уведомительной регистрации соглашений, предусмотренных настоящим пунктом, коллективных договоров исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере труда утверждается постановлением Правительства Архангельской области с учетом мнения областной трехсторонней комиссии.
Следовательно, оспариваемый прокурором Порядок принят в пределах полномочий Правительства Архангельской области.
В соответствии со ст. 50 ТК РФ коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.
Как следует из ст. 40 ТК РФ под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ст. 43 ТК РФ).
Под соглашением согласно ст. 45 ТК РФ понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.
Соглашение подписывается представителями сторон и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ст.ст. 47, 48 ТК РФ).
Следовательно, коллективный договор или соглашение, заключаемые работниками и работодателями в лице их представителей, должны быть у каждой из сторон в подлинном экземпляре.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26.04.2011 N 130-пп "Об утверждении перечней государственных услуг Архангельской области" в перечень государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Архангельской области, включена уведомительная регистрация Архангельского областного трехстороннего соглашения, архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров (п. 14.4).
Административный регламент предоставления государственной услуги по уведомительной регистрации архангельского областного трехстороннего соглашения, архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, утвержден постановлением Минтрудсоцразвития Архангельской области от 29.05.2014 N 20-п, в соответствии с п.п. 2 п. 13 которого для уведомительной регистрации соглашений, коллективных договоров работодатель, представитель работодателя (работодателей), действующий на основании доверенности, оформленной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, представляет в министерство три экземпляра двустороннего соглашения или четыре экземпляра трехстороннего соглашения, или три экземпляра коллективного договора (со всеми приложениями), каждый из которых должен быть подписан полномочными представителями сторон с указанием даты подписания и заверен печатями в случае их наличия у сторон, заключивших соглашение, коллективный договор. Листы соглашения, коллективного договора должны быть пронумерованы и прошиты, прошивка зафиксирована и скреплена печатью одной из сторон, заключивших соглашение или коллективный договор.
Документы, предусмотренные п.п. 2 п. 13 настоящего административного регламента, представляются в оригинале (п. 15).
Государственный гражданский служащий министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, в сроки, указанные в п. 18 настоящего административного регламента: 1) регистрирует поступившее соглашение в журнале уведомительной регистрации соглашений, коллективный договор - в журнале уведомительной регистрации коллективных договоров; 2) проставляет на всех представленных экземплярах соглашения, коллективного договора штамп и заполняет его, в том числе указывает регистрационный номер, дату регистрации, ставит свою подпись; 3) проводит проверку содержания соглашения, коллективного договора с целью выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; 4) передает один экземпляр соглашения, коллективного договора в текущий архив в соответствии с номенклатурой дел (п. 32).
Соглашение, коллективный договор, изменение или дополнения к ним возвращаются подписавшим его сторонам путем вручения заявителю лично (в случае его явки) либо направляется заявителю почтовым отправлением (п. 35).
Согласно п. 2 Порядка уведомительной регистрации подлежат соглашения, коллективные договоры.
Уведомительная регистрация соглашения, коллективного договора проводится министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области (п. 3).
Основания для отказа в уведомительной регистрации соглашения, коллективного договора отсутствуют (п. 9).
В силу п. 11 Порядка министерство осуществляет регистрацию соглашения, коллективного договора путем проставления на всех предоставленных экземплярах штампа с указанием наименования органа, осуществляющего уведомительную регистрацию, регистрационного номера, даты регистрации, подписи лица, ответственного за регистрацию.
Один экземпляр зарегистрированного соглашения, коллективного договора остается в министерстве и хранится в течение всего срока его действия. Остальные экземпляры зарегистрированного соглашения, коллективного договора возвращаются подписавшим его сторонам (п. 13).
Таким образом, поскольку после осуществления уведомительной регистрации один экземпляр зарегистрированного соглашения, коллективного договора остается у органа, осуществившего его регистрацию, а остальные экземпляры возвращаются подписавшим их сторонам, то для уведомительной регистрации соглашения, коллективного договора необходимо представлять в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области три экземпляра двустороннего соглашения или четыре экземпляра трехстороннего соглашения, или три экземпляра коллективного договора.
Довод прокурора о том, что необоснованный отказ в регистрации коллективного договора, соглашения может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан, поскольку уполномоченным органом в данном случае не будет проведена правовая оценка указанных документов, направленная на выявление содержащихся в них условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, не будут приняты меры в рамках предоставленных полномочий, суд находит основанным на неправильном толковании материального закона.
Согласно ст. 50 ТК РФ вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
В силу п. 14 Порядка министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области в течение 10 календарных дней со дня регистрации соглашения, коллективного договора проводит проверку их содержания с целью выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В случае выявления в соглашении, коллективном договоре условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, министерство в течение 10 календарных дней со дня завершения такой проверки направляет соответствующие уведомления представителям сторон, подписавшим соглашение, коллективный договор, с предложением устранить замечания, а также в Государственную инспекцию труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе.
При этом следует учитывать, что орган, осуществляющий регистрацию коллективных договоров, соглашений, не вправе требовать от сторон внесения в них изменений, он лишь сообщает им о существующих противоречиях с действующим законодательством.
Таким образом, исходя из правовой природы уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения по результатам осуществления их проверки, даже при выявлении положений, противоречащих трудовому законодательству Российской Федерации, коллективный договор, соглашение подлежат регистрации.
Довод прокурора о том, что оспариваемые положения п.п. 2 п. 4 Порядка противоречат ст. 50 ТК РФ также основан на неправильном толковании материального закона, поскольку указанная норма права не регулирует порядок уведомительной регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку подпункт 2 пункта 4 Порядка уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21.11.2013 N 526-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 17.06.2014 N 240-пп), не противоречит федеральному законодательству, в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части подпункта 2 пункта 4 Порядка уведомительной регистрации Архангельского областного трехстороннего соглашения, Архангельских областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением соглашений, заключаемых на федеральном уровне и межрегиональном уровне социального партнерства, коллективных договоров, контроля за их выполнением, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21.11.2013 N 526-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 17.06.2014 N 240-пп) - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.