Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Цериградских И.В.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 04 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Кальченко М.М., Толкачева С.М., Лукаш А.В., Ковалевой И.Н. - Родина А.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 24 декабря 2014 года, которым в удовлетворении требований Кальченко М.М., Толкачева С.М., Лукаш А.В., Ковалевой И.Н. об обжаловании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учета, понуждении осуществить государственный кадастровый учет земельного участка отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кальченко М.М., Толкачев С.М., Лукаш А.В., Ковалева И.Н. обратились в суд с заявлением об обжаловании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учета, понуждении осуществить государственный кадастровый учет земельного участка.
В обоснование требований указали, что " ... " года обратились в отдел кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, сформированного путем объединения принадлежащих им земельных участков с кадастровыми номерами N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... " с приложением межевого плана об образовании земельного участка.
" ... " года решением N " ... " инженера 2 категории " ... " в указанном заявителям было отказано, поскольку размер образуемого земельного участка не соответствует установленным федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Полагали, что Закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" определяет размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для садоводства, в то время как указанные ими земельные участки находятся в частной собственности, являются смежными, расположены в границах одной территориальной зоны, и их объединение осуществлено по соглашению собственников. Кадастровые действия по объединению земельных участков не противоречат действующему законодательству и оспариваемый отказ лишает их возможности оформить земельный участок в долевую собственность. На основании изложенного просили признать оспариваемое ими решение незаконным, обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществить постановку на кадастровый учет указанного ими объекта недвижимости.
В судебном заседании заявители Кальченко М.М., Толкачев С.М., Лукаш А.В., Ковалева И.Н. участия не принимали.
Представитель заявителей Родин А.В. заявленные требования поддержал. Указал, что заявители совместно используют принадлежащие им земельные участки, где у них расположены жилые дома, дороги, корт. Отказ органа кадастрового учета в постановке на кадастровый учет объединенного земельного участка нарушает права заявителей совместно пользоваться образованным земельным участком. Полагал, что правовых оснований для применения положений п. 1 ст. 7 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" не имеется, поскольку преобразуемые земельные участки уже находятся в собственности заявителей.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области " ... " требования заявителей не признала, суду пояснила, что площадь вновь образованного земельного участка, согласно сведениям, содержащимся в межевом плане, составляет " ... " кв.м., что не соответствует предельному максимальному размеру земельного участка ( " ... " кв.м.), установленному п. 1 ст. 7 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области". Указала, что требования о максимальном размере вновь образованного земельного участка из земельных участков, находящихся в личной собственности граждан, согласно градостроительному регламенту, обязательны.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителей Родин А.В. просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что на момент рассмотрения заявления в суде первой инстанции на территории муниципального образования Омская область, Омский район, п. Новоомский градостроительный регламент и предельные размеры земельных участков не утверждены, в связи с чем, их применение невозможно. Дополнительно ссылается, что оспариваемый отказ в кадастровом учете образованного ими земельного участка нарушает права его доверителей по его законному использованию. Также указывает, что на момент вынесения решения судом не правомерно применены положения п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л. д. " ... ").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителей Родина А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области Шпакову Е.А., согласившегося с решением суда, судебная коллегия областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований к отмене или изменению решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ковалевой И.Н. на праве собственности принадлежат следующие объекты:
- земельный участок с кадастровым номером N " ... ", местоположение которого установлено " ... ", определено в " ... " м по направлению на " ... " относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... ", площадь земельного участка " ... " кв.м. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения - для садоводства (свидетельство о государственной регистрации права от " ... " года - л.д. " ... ").
- земельный участок с кадастровым номером N " ... ", местоположение которого установлено " ... ", определено в " ... " м по направлению на " ... " относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... ", площадь земельного участка " ... " кв.м. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения - для садоводства (свидетельство о государственной регистрации права от " ... " года - л.д. " ... ").
- земельный участок с кадастровым номером N " ... ", местоположение которого установлено " ... ", определено в " ... " м по направлению на " ... " относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... ", площадь земельного участка " ... " кв.м. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения - для садоводства (свидетельство о государственной регистрации права от " ... " года - л.д. " ... ").
Толкачеву С.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N " ... ", местоположение которого установлено " ... ", определено в " ... " м по направлению на " ... " относительно жилого строения, имеющего почтовый адрес: " ... ", площадь земельного участка " ... " кв.м. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения - для садоводства (свидетельство о государственной регистрации права от " ... " года - л.д. " ... ").
Лукаш А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N " ... ", местоположение которого установлено " ... ", определено в " ... " м по направлению на " ... " относительно жилого строения, имеющего почтовый адрес: " ... ", площадь земельного участка " ... " кв.м. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения - для садоводства (свидетельство о государственной регистрации права от " ... " года - л.д. " ... ").
Кальченко М.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N " ... ", местоположение которого установлено " ... ", определено в " ... " м по направлению на " ... " относительно жилого строения, имеющего почтовый адрес: " ... ", площадь земельного участка " ... " кв.м. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения - для садоводства (свидетельство о государственной регистрации права от " ... " года - л.д. " ... ").
По обращению Ковалевой И.Н. кадастровым инженером " ... " года в результате кадастровых работ подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка посредством объединения земельных участков с кадастровыми номерами N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... " (л.д. " ... ").
" ... " года в филиал ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Омской области заявителями было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, сформированного путем объединения указанных земельных участков, как самостоятельного объекта недвижимости согласно межевому плану от " ... " года.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Омской области от " ... " года в осуществлении государственного кадастрового учета вновь образованного земельного участка отказано со ссылкой на пункт 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре), поскольку размер образуемого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Предельные (минимальные и максимальные) земельные участки для садоводства установлены Законом Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 года N 731-ОЗ и составляют от 0,04 до 0,15 га. Площадь образуемого земельного участка составляет " ... " кв.м. (л.д. " ... ").
Признавая отказ филиала ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Омской области соответствующим требованиям действующего законодательства, суд, руководствуясь пунктами 1,2 статьи 11.9, пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс), п. 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Градостроительный кодекс), исходил из отсутствия муниципальных актов о нормах предельных размеров земельных участков, в связи с чем, размер образуемого земельного участка должен соответствовать требованиям Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 года N 731-ОЗ, предусматривающих предельный размер до 0,15 га. Размер образуемого земельного участка ( " ... " кв.м) приведенному нормативу не соответствует.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда коллегия не усматривает исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 11.9 Земельного кодекса).
Частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), устанавливалось, что при объединении земельных участков в один земельный участок, размер образованного земельного участка не должен превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков (утратил силу с 01.03.2015 года - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (статья 30 Градостроительного кодекса).
В силу пункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).
Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
По существу Правила землепользования и застройки, составной частью которых является установление предельных размеров земельных участков, в том числе, под садоводство, представительным органом местного самоуправления Новоомского сельского поселения, в установленном законом порядке не приняты.
Соответственно, к рассматриваемым правоотношениям на момент их возникновения и рассмотрения судом первой инстанции применялся пункт 1 статьи 33 Земельного кодекса, согласно которому предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (утратил силу с 01.03.2015 года - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства составляют от 0,04 га до 0,15 га.
Поскольку образуемый земельный участок из исходных земельных участков, принадлежащих заявителям, вышеуказанным требованиям не соответствует, решение филиала ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учета является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" регулируют нормы предоставления земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не применимы при образовании земельных участков собственником, состоятельными не признаются.
Заявителями не учтено, что в установленном законом порядке представительным органом местного самоуправления не установлен градостроительный регламент, составной частью которого является определение предельных размеров земельных участков, что в свою очередь влечет применение правил пункта 1 статьи 33 Земельного кодекса и статьи 7 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Ссылка заявителей на нарушения их прав как собственников несостоятельна, поскольку филиалом ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Омской области препятствий заявителям к осуществлению правомочий собственников не созданы, заявители не лишаются права на земельные участки, и не ограничиваются в таком праве.
Указание жалобы на п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утратившим силу с 1 октября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ, являются верными, между тем, ссылка при установленных по делу обстоятельствах на указанную норму по существу не опровергает наличие иных оснований для отказа в проведении кадастрового учета спорного объекта, которые были установлены судом.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 24 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.