Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Голубь Е.С.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 февраля 2015 года жалобу индивидуального предпринимателя Григоренко А.В. о признании незаконным предписания N N от " ... " года начальника отдела - главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщикова А.А.
по апелляционной жалобе начальника отдела - главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщикова А.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 23 октября 2014 года, которым постановлено:
жалобу индивидуального предпринимателя Григоренко А.В. о признании незаконным предписания N N начальника отдела - главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщикова А.А. и его отмене, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание N N начальника отдела - главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда к Курганской области Садовщикова А.А.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя Григоренко А.В. по доверенности Долгих В.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Индивидуальный предприниматель Григоренко А.В. (далее ИП Григоренко А.В.) обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания N N, вынесенного " ... " начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщиковым А.А., обязывающего заявителя устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В обоснование заявления указал, что " ... " Государственной инспекцией труда в Курганской области проведена документарная проверка в отношении ИП Григоренко А.В. " ... " начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекцией труда в Курганской области Садовщиковым А.А. было вынесено предписание N N в целях устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, которое заявитель считает незаконным. В силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от " ... " N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выездная проверка начинается с обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки. В нарушение требований закона копия распоряжения от " ... " о проведении проверки ИП Григоренко А.В., либо его представителю вручена не была, содержание документа до настоящего времени неизвестно. В нарушение части 4 статьи 11, пункта 8 части 2 статьи 14 указанного выше федерального закона мотивированный запрос о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки в адрес ИП Григоренко А.В. не поступало. О предстоящей проверке сообщили по телефону, предложили подготовить документы, касающиеся работника Петрова В.А. Поскольку инспектор не указал, какие именно необходимы документы, предпринимателем были предоставлены документы выборочно на свое усмотрение. Дополнительных документов проверяющим органом у заявителя запрошено не было, что препятствовало проведению полной и объективной документарной проверке. В результате после проведения проверки инспекцией были выявлены нарушения, которые не соответствуют действительности, так как все документы, отсутствие которых послужило основанием для вынесения предписания имелись в наличии. " ... " начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщиковым А.А. было вынесено постановление N 307-14ОТ о признании ИП Григоренко А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере " ... " руб. Постановление о привлечении к административной ответственности обжаловано в судебном порядке. По указанным основаниям заявитель просил признать незаконным предписание N N, вынесенное " ... " начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщиковым А.А. в отношении ИП Григоренко А.В. в целях устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Заявитель ИП Григоренко А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя ИП Григоренко А.В. по доверенности Долгих В.В. в судебном заседании заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель Государственной инспекции труда в Курганской области по доверенности Вишнякова Г.Н. в судебном заседании с доводами заявления не согласилась. Указала, что " ... " была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства о труде, в связи с несчастным случаем со смертельным исходом на производстве с работником предприятия Петровым В.А., происшедшим " ... ". В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства о труде, которые отражены в акте проверки. Для устранения выявленных нарушений было составлено обязательное к исполнению предписание N N от " ... ". По материалам проверки составлен протокол об административном правонарушении в отношении ИП Григоренко А.В. по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения законодательства о труде. В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководитель организации обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда. В соответствии со статьями 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан организовать проведение предварительных при устройстве на работу и периодических медицинских осмотров работников предприятия. В соответствии с Федеральным законом от " ... " N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" все работодатели независимо от формы собственности обязаны провести специальную оценку условий труда. В ходе проведения проверки в действиях ИП Григоренко А.В. выявлены нарушения трудового законодательства.
Судом вынесено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник отдела - главный государственный инспектор (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщиков А.А. просит решение суда отменить, предписание N N от " ... " признать законным. В обоснование жалобы указывает, что " ... " руководителем Государственной инспекции труда в Курганской области издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ИП Григоренко А.В. в связи с несчастным случаем на производстве со смертельным исходом и в связи с сокрытием данного несчастного случая. " ... " начальник отдела - главный государственный инспектор труда, на основании статьи 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации, с представителем исполнительного органа страховщика, профсоюзного инспектора труда прибыли на территорию производственного участка ИП Григоренко А.В. по адресу: "адрес" для проведения расследования несчастного случая. В ходе расследования и на основании статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации были истребованы документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов, выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавшего требований охраны труда, копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с нормами, другие документы по усмотрению комиссии, в данном случае государственным инспектором труда самостоятельно проводившим расследование. В ходе несчастного случая ИП Григоренко А.В. государственным инспектором труда вручено распоряжение о проведении проверки, в 11 пункте которого перечислены документы, которые необходимы для достижения целей и задач проведения проверки. Дополнительно запрашивать документы, которые требовались для проведения расследования и проверки, необходимости не было. Ни одного документа, истребованного в ходе расследования и проверки ИП Григоренко А.В. не было предъявлено. Документы, представленные суду, государственному инспектору труда при проверке и в ходе расследования несчастного случая участникам расследования работодателем не предъявлялись. Для устранения выявленных нарушений и предотвращения причинения вреда жизни и здоровья граждан работодателю законно выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Государственной инспекции труда в Курганской области не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ИП Григоренко А.В. по доверенности Долгих В.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с нарушением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно статье 361 Трудового кодекса Российской Федерации решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Из материалов дела следует, что " ... " произошел несчастный случай на производстве ИП Григоренко А.В. с работником Петровым В.А. со смертельным исходом в результате падения платформы для подъема грузов.
В соответствии с актом судебно-медицинского исследования трупа от " ... " N N, составленным ГКУ "Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", смерть Петрова В.А. наступила от сочетанной травмы головы, груди, позвоночника, живота с поясничной областью, левой нижней конечности с повреждением внутренних органов и переломами костей скелета. При судебно-химическом исследовании в крови обнаружен этиловый спирт в концентрации " ... " промилле, в моче " ... " промилле.
В порядке, предусмотренном статьями 227, 228, 229, 229.1, 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации, в установленные законодателем сроки расследование несчастного случая на производстве со смертельным исходом работодателем организовано не было.
Установленные статьей 228, 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности: сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия); немедленно в течение суток проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой, работодателем не выполнены.
" ... " в Государственную инспекцию труда в Курганской области поступило сообщение о данном несчастном случае на производстве.
В силу статьи 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
В период с " ... " по " ... " начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Садовщиковым А.А. при участии главного технического инспектора труда объединения организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области" Стулиной З.Е., главного специалиста отдела страхования профессиональных рисков Государственного учреждения - Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Турукина П.Б., произведено расследование несчастного случая в связи с нарушением сроков расследования. Расследование производилось в присутствии ИП Григоренко А.В. с осмотром места происшествия подвального помещения производственной базы по адресу: "адрес", обстановка с момента несчастного случая не сохранена, опасным производственным фактором являются движущиеся механизмы, оборудованием, использование которого привело к травме, является платформа для подъема грузов, завод изготовитель не установлен, документы отсутствуют. Обстоятельства несчастного случая: " ... " в 8:00 разнорабочий Петров В.А. получил задание от начальника цеха Вычужанина А.Н. работать на грануляторе, в 9:00 начальник цеха уехал домой, так как был выходной день, ближе к обеду Вычужанину А.Н. позвонил работнику предприятия Гриценко А.В. и сообщил, что Петрова В.А. придавило платформой для подъема грузов. В ходе проведенного расследования установлено, что специальная оценка условий труда не проводилась; обучение и проверка знаний по охране труда не проводились; при приеме на работу предварительный медицинский осмотр не проводился; средствами индивидуальной защиты работник не был обеспечен. По результатам расследования государственный инспектор труда пришел к выводу о том, что данный несчастный случай подлежит квалификации как связанный с производством, подлежит учету и регистрации ИП Григоренко А.В. с оформлением акта формы Н-1. Причинами, вызвавшими несчастный случай, указаны: неудовлетворительная организация производства работ со стороны ИП Григоренко А.В., выразившаяся в нарушении требований эксплуатации платформы для подъема грузов в отсутствии эксплуатационной документации и использовании платформы не по назначению (нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации); в использовании пострадавшего не по специальности (нарушение статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации); в непроведении обучения и проверки знаний по охране труда (нарушение статей 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации); в отсутствии контроля со стороны работодателя за трудовой и производственной дисциплиной (нарушение пункта 4.1.2.3 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных " ... "); в нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения (нарушение статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
По результатам расследования несчастного случая на производстве " ... " составлено заключение государственного инспектора труда.
Кроме того, распоряжением (приказом) руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Курганской области Антропова О.Р. от " ... " N N начальнику отдела - главному инспектору (по охране труда) Садовщикову А.А. поручено в период с " ... " по " ... " провести внеплановую документарную проверку в отношении ИП Григоренко А.В. с целью защиты прав и интересов работников в связи с рассмотрением обращения от " ... " о проверке по факту несчастного случая с Петровым В.А., задачами проверки определены: надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В ходе проведения проверки: выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
1. Не определены порядок, форма и периодичность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий. Нарушен пункт 2.2.3. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от " ... " N N.
2. Не утверждены программы обучения и проверки знаний по охране труда для профессий повышенной опасности. Требование ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ.
3. Не организованы не реже одного раза в 5 лет проверки и пересмотр инструкций по охране труда для работников. Нарушен пункт 6 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом Российской Федерации " ... ".
4. Не проводится обучение и проверка теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников. Нарушен пункт 3.1. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразованием России от " ... " N 1/29. Трудовой кодекс Российской Федерации статья 225.
5. Не проводится инструктаж на присвоение первой группы по электробезопасности.
6. Не пройдено обучение и инструктаж по охране труда на рабочем месте работников предприятия. Нарушены требования статей 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации.
7. Не разработана программа проведения вводного инструктажа по охране труда. Нарушен пункт 2.1.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования Росси от " ... " N 1/29.
8. Не разработана программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте. Нарушен пункт 2.1.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от " ... " N 1/29.
9. Не создана комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Нарушен пункт 3.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от " ... " N 1/29.
10. Руководители и специалисты организации не прошли очередную проверку знаний требований охраны труда. Нарушен пункт 3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденных постановлением Минтруда России и Минобразования России от " ... " N 1/29.
11. На предприятии не организовано проведение периодических медицинских осмотров. Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 213.
12. Не определен контингент работников предприятия, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), не составлен их поименный список с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников. Нарушен приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от " ... " N 303н "Порядок проведения предварительных периодических медицинских осмотров (обследований) работников занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
13. К проверке не представлены карточки учета выдачи и списания спецодежды, выдаваемой работникам. Нарушен Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от " ... " N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
14. Не разработан перечень спецодежды, спецобуви и СИЗ, выдаваемой работникам. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от " ... " N 290н.
15. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем не заключен договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, не создана комиссия, а также не определен график проведения работ по специальной оценке условий труда, состав комиссии и перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, утвержденный приказом работодателя. Нарушены: статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 8, 9 Федерального закона Российской Федерации от " ... " N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
16. В нарушении статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не обеспечил безопасных условий и охраны труда: не обеспечил безопасность работника при эксплуатации технологического оборудования, допустил работника без предварительного медицинского осмотра, не обеспечил СИЗ, не провел обучение и проверку знаний по охране труда.
17. В нарушении ГОСТ 12.3.009-76 "Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности". Требования к процессам производства погрузочно-разгрузочных работ, лифтовая площадка эксплуатируется без нормативно-технической документации и эксплуатационных документов.
18. В нарушении пункта 2.5. ГОСТа 12.3.009-76 при перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием запрещено находиться работающим в зоне его возможного падения. В результате нарушения данного пункта произошел несчастный случай со смертельным исходом.
Данные нарушения зафиксированы Актом проверки N N от " ... ", с которым ИП Григоренко А.В. был ознакомлен " ... ", копию акта с приложением в виде предписания N N от " ... " получил, о чем поставил подпись, возражений не высказал.
В предписании N N от " ... ", выданном начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщиковым А.А. указано на обязанность ИП Григоренко А.В. устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1. Определить порядок, форму и периодичность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Основание пункт 2.2.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от " ... " N " ... ". Срок выполнения " ... ".
2. Пересмотреть и утвердить программы обучения и проверки знаний по охране труда для профессий повышенной опасности. Требование ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Срок выполнения " ... ".
3. Организовать не реже одного раза в 5 лет проверки и пересмотр инструкций по охране труда для работников. Основание пункт 6 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утв. Минтрудом Российской Федерации " ... ". Срок выполнения " ... ".
4. Организовать проведение обучения и проверки теоретических знаний работников организации. Пункт 3.1. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразованием России от " ... " N 1/29. Трудовой кодекс Российской Федерации статья 225. Срок выполнения " ... ".
5. Неэлектротехническому персоналу организовать проведение инструктажа по электробезопасности с присвоением первой группы и регистрацией в журнале установленной формы. ПТЭЭП пункт 1.4.4, Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, приложение 6. Срок выполнения " ... ".
6. Отстранить от работы работников, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда на рабочем месте. Требования статей 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации. Срок выполнения " ... ".
7. Разработать программу проведения вводного инструктажа. Основание пункт 2.1.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от " ... " N 1/29. Срок выполнения " ... ".
8. Разработать программу проведения первичного инструктажа на рабочем месте. Основание пункт 2.1.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от " ... " N 1/29. Срок выполнения " ... ".
9. Создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. Основание пункт 3.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от " ... " N 1/29. Срок выполнения " ... ".
10. Организовать проведение проверки знаний руководителей и специалистов не реже одного раза в три года. Основание пункт 3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от " ... " N 1/29. Срок выполнения " ... ".
11. Организовать проведение периодических медицинских осмотров. Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 213. Срок выполнения " ... ".
12. Определить контингент работников предприятия, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), составить их поименный список с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников. Основание приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от " ... " N " ... ", утвердивший Порядок проведения предварительных периодических медицинских осмотров (обследований) работников занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Срок выполнения " ... ".
13. Организовать учет выдачи и списания спецодежды и СИЗ в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от " ... " N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты". Срок выполнения " ... ".
14. Разработать перечень спецодежды, спецобуви и СИЗ, выдаваемой работникам. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от " ... " N 290н. Срок выполнения " ... ".
15. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем не заключен договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, не создана комиссия, а также не определен график проведения работ по специальной оценке условий труда, состав комиссии и перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, утвержденный приказом работодателя. Нарушены: статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 8, 9 Федерального закона Российской Федерации от " ... " N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Срок выполнения " ... ".
16. Работодателю обеспечить безопасные условия охраны труда: обеспечить безопасность работника при эксплуатации технологического оборудования, допускать к работе после прохождения предварительного медицинского осмотра, обеспечить СИЗ, допускать к самостоятельной работе после обучения и проверки знаний по охране труда. Основание статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Срок выполнения " ... ".
17. В нарушении ГОСТ 12.3.009-76 "Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности". Требования к процессам производства погрузочно-разгрузочных работ, лифтовая площадка эксплуатируется без нормативно-технической документации и эксплуатационных документов. Срок выполнения " ... ".
18. Пункт 2.5. ГОСТа 12.3.009-76 при перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием запрещено находиться работающим в зоне его возможного падения. Срок выполнения - постоянно.
" ... " ИП Григоренко А.В. получил указанное предписание, о чем поставил подпись, возражений против выявленных нарушений не высказал.
Кроме того, " ... " начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщиковым А.А. составлен протокол N N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, копия протокола получена ИП Григоренко А.В. в день составления, в объяснениях указал: "не согласен, недавно работаю".
Определением N N " ... " рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на " ... " в 14:00, копия определения получена ИП Григоренко А.В.
Постановлением N " ... " от " ... " ИП Григоренко А.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере " ... " руб.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности вынесенного предписания, указав о том, что документы, подтверждающие соблюдение ИП Григоренко А.В. требований пунктов 1, 3 - 10, 13 - 14, 16, у работодателя имеются и представлены в суд, пункт 15 предписания не соответствует требованиям Федерального закона от " ... " N 426-ФЗ "О специальной проверке условий труда", поскольку предусмотренный статьей 17 данного закона срок для проведения специальной проверки условий труда на дату вынесения предписания не истек, пункты 2, 11, 12 предписания могут быть выполнены только после проведения специальной оценки условий труда, в пункте 17 предписания указано на нарушение правил эксплуатации лифтовой площадки, которой у ИП Григоренко А.В. не имеется, при этом суждение о правовой оценке правомерности пункта 18 предписания в судебном акте отсутствует.
Судебная коллегия полагает, что решение суда в части признания незаконными пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 17, 18 оспариваемого предписания, не соответствует требованиям закона и подлежит отмене.
Согласно статье 356 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений,
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
На основании статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе, является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
При этом, в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
В соответствии с пунктами 16, 17 статьи 10 Федерального закона от " ... " N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
В силу пунктов 1, 3 статьи 11 указанного закона предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
На основании подпунктов 4, 8 пункта 2 статьи 14 данного закона в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (статья 16 Федерального закона от " ... " N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (статья 17 указанного выше закона).
Из материалов дела видно, что о проведении внеплановой документарной проверки ИП Григоренко А.В. был уведомлен, цели и задачи проверки ему были известны, проверяющему следовало представить имеющиеся у работодателя документы в области обеспечения безопасных условий и охраны труда в связи с произошедшим с работником Петровым В.А. несчастным случаем на производстве со смертельным исходом, в том числе документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов, выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний работниками требований охраны труда, копии документов, подтверждающих выдачу работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с нормами, другие документы по усмотрению государственного инспектора труда, проводившего расследование.
В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Согласно статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей, разработан Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от " ... " N 1/29.
Данный порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.
Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ИП Григоренко А.В. проверяющему государственному инспектору труда не были представлены документы, подтверждающие отсутствие нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, послуживших основанием для указания данных нарушений в пунктах 1, 3 - 10, 13 - 14 предписания.
При этом последующее представление таких документов (приказов, журналов, инструкций) в суд само по себе не свидетельствует о незаконности данных пунктов предписания, поскольку работодатель данные документы проверяющему не представил, копии акта и предписания получил, о чем поставил подпись, о наличии документов, указанных в предписании, не сообщил, возражений не высказал, в обозначенный в предписании срок документы в Государственную инспекцию труда в Курганской области также не представил.
Требование пункта 16 предписания в части необходимости работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда, в том числе обеспечить безопасность работника при эксплуатации технологического оборудования, обеспечить СИЗ, допускать к самостоятельной работе после обучения и проверки знаний по охране труда, при отсутствии соответствующих документов у проверяющего также правомерно.
В пункте 17 предписания указано о том, что в нарушение ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности., предусматривающего требования к процессам производства погрузочно-разгрузочных работ, лифтовая площадка эксплуатируется без нормативно-технической документации и эксплуатационных документов.
Поскольку в результате расследования несчастного случая на производстве со смертельным исходом установлено наличие у работодателя опасных производственных факторов в виде движущихся механизмов, оборудованием, использование которого непосредственно привело к травме, являлась платформа для подъема грузов, документация на которую представлена проверяющему не была, требование пункта 17 предписания обоснованно.
При этом ошибочное указание в пункте предписание термина лифтовая площадка, обусловленного установленным фактом использования платформы для подъема грузов работниками в качестве лифта, само по себе не свидетельствует о незаконности данного пункта предписания.
Несчастный случай на производстве ИП Григоренко А.В. со смертельным исходом наступил с работником Петровым В.А. в результате падения платформы для подъема грузов, в связи с чем требование пункта 18 предписания о необходимости постоянного соблюдения пункт 2.5. ГОСТ 12.3.009-76, согласно которому при перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием запрещено находиться работающим в зоне его возможного падения, также правомерно.
С учетом изложенного, правовых оснований для признания незаконными пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 17, 18 предписания N N от " ... " начальника отдела - главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщикова А.А. у суда первой инстанции не имелось, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе ИП Григоренко А.В. в удовлетворении заявления.
Между тем, оснований для отмены судебного акта в части признания незаконными пунктов 2, 11, 12, 15 оспариваемого предписания, судебная коллегия не усматривает.
В силу статьи 8 Федерального закона от " ... " N 426-ФЗ "О специальной проверке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, согласно статье 17 указанного закона внеплановая специальная проверка условий труда в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест должна проводиться на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня их ввода.
Судом установлено, что Григоренко А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с " ... ", вместе с тем к работе ИП Григоренко А.В. приступил только с июля 2014 года, в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам, ИП Григоренко А.В. зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с " ... ".
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент проведения проверки государственным инспектором труда " ... " и указания в качестве нарушения в пункте 15 предписания от " ... " на отсутствие договора для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем, состава комиссии, графика проведения работ, перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, утвержденного работодателем, предусмотренный законом срок для проведения специальной проверки условий труда в отношении вновь организованных рабочих мест не истек.
Выполнение требований пункта 2 предписания об утверждении программы обучения и проверки знаний по охране труда для профессий повышенной опасности, пункта 11 об организации проведения периодических медицинских осмотров работников некоторых категорий, (занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с источниками повышенной опасности и других - статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации), пункта 12 об определении контингента работников предприятия, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), составлении их поименного списка с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, будет возможно только после проведения работодателем специальной оценки условий труда.
Таким образом, решение суда в указанной части соответствует требованиям закона и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от " ... " отменить в части удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя Григоренко А.В. о признании незаконными пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 17, 18 предписания N N от " ... " начальника отдела - главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщикова А.А..
В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Григоренко А.В. о признании незаконными пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 17, 18 предписания N N от " ... " начальника отдела - главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщикова А.А. отказать.
В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Садовщикова А.А. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Е.В. Прасол
Судьи: С.В. Тимофеева
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.