Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Артамоновой С.Я.,
при секретаре судебного заседания Измалкиной К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 17февраля2015года гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Кургана, Муниципальному казенному учреждению "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" о возложении обязанности
по апелляционным жалобам Муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана", администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Иск Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана профинансировать работы по оборудованию стоянки автотранспортных средств по улице Коли Мяготина в городе Кургане напротив здания N 147 в пределах 50 метров от входа в Курганский институт железнодорожного транспорта - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" в г. Кургане парковочные места для личного автотранспорта инвалидов, и специальных транспортных средств инвалидов в соответствии с требованиями п. 3.12 Строительных норм и Правил Российской Федерации СНиП35-01-2001, п. 4.2.1 СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", а также п. 5.7.5 и п. 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2001 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Обязать Муниципальное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" организовать работы по оборудованию стоянки автотранспортных средств по улице Коли Мяготина в городе Кургане напротив здания N 147 в пределах 50 метров от входа в Курганский институт железнодорожного транспорта ? филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" в г. Кургане парковочные места для личного автотранспорта инвалидов, и специальных транспортных средств инвалидов в соответствии с требованиями п. 3.12 Строительных норм и Правил Российской Федерации СНиП35-01-2001, п.4.2.1 СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", а также п. 5.7.5 и п. 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2001 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Заслушав доклад судьи областного суда Артамоновой С.Я., изложившей существо дела, пояснения представителя Муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" Голыниной Е.П., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Курганский городской суд Курганской области с иском к администрации г. Кургана о возложении обязанности оборудовать парковочные места для транспортных средств инвалидов. В обосновании заявленных требований указал, что в ходе проведенной Курганской транспортной прокуратурой проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, было установлено, что напротив здания Курганского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВПО "Уральский государственный университет путей сообщения" по ул. К. Мяготина, 147 в г. Кургане, имеется местное уширение проезжей части, которое используется для стоянки автотранспортных средств. В нарушение статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также п. 3.12 Строительных норм и Правил Российской Федерации 35-01-2001, п. 4.2.1 Свода правил 59.13330.2012 места для парковки специальных транспортных средств инвалидов, которые должны размещаться вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 метров и составлять не менее одного места, на указанной стоянке не обозначены. С учетом измененных исковых требований просил возложить на администрацию г. Кургана обязанность профинансировать работы по оборудованию в кармане для стоянки автотранспортных средств по ул. К. Мяготина в г. Кургане напротив здания N147 в пределах 50 метров от входа в Курганский институт железнодорожного транспорта - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" парковочные места для личного автотранспорта инвалидов, и специальных транспортных средств инвалидов, на Муниципальное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" (далее по тексту МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана") обязанность организовать работы по оборудованию парковочных мест.
Прокурор Перепечин С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г. Кургана в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях с исковыми требованиями не соглашался, пояснял, что указанный карман-уширение стоянкой автотранспортных средств не является.
Представитель ответчика МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" Голынина Е.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашалась. Поясняла, что дорожную деятельность и содержание дорог в городе Кургане осуществляет администрация г. Кургана. МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" является некоммерческой организацией, и действует в пределах доведенных лимитов. В ходе исполнения муниципального контракта на 2014 год были установлены дорожные знаки, в месте, с тем на спорном участке дороги знаков обозначающих стоянку установлено не было, не запланирована их установка и в 2015 году.
Курганским городским судом Курганской области 17 ноября 2014 года постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить в части возложения на Управление обязанности организовать работы по оборудованию парковочных мест для транспортных средств инвалидов на стоянке по ул. К. Мяготина в г. Кургане напротив здания N 147 в пределах 50 метров от входа в Курганский институт железнодорожного транспорта ? филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения". В обоснование доводов указали, что выполнение возложенных на них обязанностей в отсутствие проектно-сметной документации, противоречит требованиям действующего законодательства. Порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляется на основании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд". При этом размещение конкурсной документации осуществляется на основании доведенных лимитов для принятия бюджетных обязательств. Организация работ в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств повлечет нарушение части2статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация г. Кургана с вынесенным решением не согласна, считает его незаконным и подлежащем отмене в полном объеме в связи с нарушением норм материального права. Полагает не доказанным вывод суда первой инстанции о том, что напротив здания Курганского железнодорожного института имеется автомобильная стоянка (парковка). Указывает, что создание парковок в границах муниципального образования в силу закона является полномочием органа местного самоуправления, в городе Кургане данное полномочие возложено на администрацию города Кургана, которая решения об организации парковки (стоянки) на спорном участке автодороги не принимала, что также отражено в схеме дислокации дорожных знаков участка автодороги по ул. К. Мяготина в районе дома N 147 в г. Кургане, из которой видно, что знак 6.4 "Место стоянки" на спорном участке автодороги отсутствует. Поскольку парковочные места для специальных автотранспортных средств инвалидов могут быть выделены только на уже существующих стоянках (парковках) автотранспортных средств, полагали, что со стороны администрации города Кургана нарушение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" допущено не было.
Возражений на апелляционные жалобы не поступало.
В суде апелляционной инстанции представитель МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" Голынина Е.П. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело и доводы апелляционных жалоб в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что напротив здания Курганского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВПО "Уральский государственный университет путей сообщения" по ул. К. Мяготина, 147 в г.Кургане, отсутствуют оборудованные парковочные места для стоянки транспортных средств инвалидов.
Проанализировав действующее законодательство, а именно положения статьи 132 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию г. Кургана обязанности профинансировать, а на МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" организовать работы по оборудованию мест для стоянки транспортных средств инвалидов напротив Курганского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВПО "Уральский государственный университет путей сообщения".
Данный вывод судебная коллегия находит не соответствующим обстоятельствам дела, а доводы апелляционных жалоб заслуживающими внимания.
Согласно части 9 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 N81-ФЗ"Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту Закон о социальной защите инвалидов) на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.
Территория для стоянки автотранспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации (далее по тексту ПДД) оборудуется информационным знаком 6.4 "Место стоянки".
Согласно пункту 8 приложения N 1 к ПДД знаки дополнительной информации (таблички), к числу которых относится информационная табличка 8.17 "Инвалиды" уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены.
Из положений части 9 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов, приведенных положений ПДД, следует, что парковочные места для специальных автотранспортных средств инвалидов могут быть выделены только на уже существующих стоянках (парковках) автотранспортных средств.
Вывод суда первой инстанции о том, что напротив здания Курганского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВПО "Уральский государственный университет путей сообщения" по адресу: г. Курган, ул.К.Мяготина, 147 имеется автомобильная стоянка (парковка), не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Таким образом, парковка должна являться частью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей иных объектов улично-дорожной сети, зданий строений или сооружений.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии N от " ... ", свидетельства о государственной регистрации права серии N от " ... ", кадастровой выписке о земельном участке от " ... " N Российская Федерации является собственником земельного участка, категория земель: земли поселений, площадью " ... " кв. м, кадастровый номер N, по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, 147. На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Курганской области от 10 апреля 2007 N 589 земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения".
Согласно сообщению МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" от 24 июня 2014 N 812 напротив здания Курганского института железнодорожного транспорта по адресу: г. Курган, ул.К.Мяготина, 147 имеется карман-уширение, который является кратковременной стоянкой транспортных средств.
Вместе с тем, наличие напротив здания института уширения проезжей части дороги используемого для стоянки автотранспорта при отсутствии решения уполномоченного лица (органа) о создании специального места для стоянки транспортных средств и информационного знака 6.4 "Место стоянки", не являются доказательствами, подтверждающими факт наличия стоянки (парковки).
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что такая стоянка (парковка) создавалась либо как элемент благоустройства автомобильной дороги, либо как часть какого-либо из иных объектов, указанных в пункте 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно части 1 статьи 5 указанного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения, 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, 3) автомобильные дороги местного значения, 4)частные автомобильные дороги.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "Обезопасности дорожного движения" установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно пункту 3.2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 "Обавтомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В материалах дела отсутствуют сведения о создании органом местного самоуправления, уполномоченным в области дорожной деятельности - администрацией г. Кургана стоянки (парковки) на земельном участке напротив здания Курганского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВПО "Уральский государственный университет путей сообщения" по ул. К. Мяготина, 147 в г. Кургане. Утвержденных в установленном порядке проектов, схем организации дорожного движения, из которых бы следовало, что такая стоянка (парковка) создана и является действующей, не имеется. Администрацией г. Кургана согласия в какой-либо форме на размещение на земельном участке стоянки (парковки) как элемента благоустройства автомобильной дороги местного значения не давалось, о чем также указано в апелляционной жалобе.
Таким образом, администрацией г. Кургана стоянка (парковка) на земельном участке напротив здания Курганского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВПО "Уральский государственный университет путей сообщения" по ул. К. Мяготина, 147 в г. Кургане как элемент обустройства дорог местного значения не создавалась.
В деле также отсутствуют какие-либо сведения о создании на указанном участке стоянки (парковки) как элемента обустройства дорог федерального, регионального, межмуниципального значения, а также частных дорог, ввиду отсутствия таковых.
Как следует из пояснений ответчика администрации г. Кургана в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции, на спорном участке автомобильной дороги стоянка (парковка) не создавалась. Отсутствуют сведения о конкретном расположении предполагаемой парковки, ее площади, границах, количестве машино-мест, на которые она рассчитана.
Поскольку парковочные места для специальных автотранспортных средств инвалидов могут быть выделены только на уже существующих стоянках (парковках) автотранспортных средств, а доказательств наличия такой стоянки (парковки), созданной в установленном порядке, в деле не имеется, основания для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на администрацию г. Кургана обязанности профинансировать работы по оборудованию в кармане для стоянки автотранспортных средств по ул.К.Мяготина в г. Кургане напротив здания N 147 в пределах 50 метров от входа в Курганский институт железнодорожного транспорта - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, на МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" обязанность организовать данные работы, отсутствуют.
Кроме того, в деле не имеется доказательств того, что выделение мест парковки на данной территории будет безопасным и не создаст препятствий в движении транспортных средств.
При указанных выше обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить по основаниям, изложенным в пункте 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении иска отказать.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 17ноября2014 г. отменить.
В удовлетворении иска Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Кургана, Муниципальному казенному учреждению "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" о возложении обязанности, отказать.
Судья-председательствующий: И.В.Литвинова
Судьи: О.Н.Богданова
С.Я.Артамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.