Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Пархомович Г.П., Капустиной Т.М.,
при секретаре Максимовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2015 года апелляционную жалобу истца Гилёвой Т.И. на решение Таштыпского районного суда от 05 ноября 2014 года, которым частично удовлетворено её исковое заявление к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таштыпском районе Республике Хакасия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гилёва Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таштыпском районе Республики Хакасия (далее - УПФ РФ в Таштыпском районе РХ) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Требования мотивировала тем, что, работая в должности старшей медицинской сестры в детском саду, выполняла функции медицинской сестры в лечебном учреждении, что подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы, должностными инструкциями, штатным расписанием, аттестацией рабочего места старшей медицинской сестры. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом не включены в специальный стаж следующие периоды работы в должности старшей медицинской сестры детского сада "данные изъяты": с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, не включено время нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просила суд включить вышеуказанные периоды в специальный трудовой стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины и "данные изъяты" рублей за составление искового заявления.
В судебном заседании представитель истца - адвокат Загрядский И.Л. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Казыханов Х.Х. исковые требования не признал, указав, что отказ комиссии является законным и обоснованным, поскольку в спорные периоды работы истец не осуществляла медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения, а имеющийся у неё специальный трудовой стаж недостаточен для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Просил в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил вышеприведённое решение, которым частично удовлетворил исковые требования. Признал незаконными отказ УПФ РФ в "адрес" РХ во включении в специальный трудовой стаж Гилёвой Т.И. периода работы в должности старшей медицинской сестры детского сада "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяц "данные изъяты" дня). Обязал ответчика включить в специальный трудовой стаж Гилёвой Т.И. период работы в должности старшей медицинской сестры детского сада "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части требований отказал. Взыскал с ответчика в пользу истца в возмещение судебных расходов "данные изъяты" рублей.
С решением не согласна истец.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, она просит решение суда отменить. Приводя обстоятельства дела и нормы действующего законодательства, настаивает на том, что право на досрочное назначение пенсии по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Считает, что досрочная пенсия должна назначаться в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса организации, в которой она работала. Выражает несогласие с оценкой судом письменных доказательств.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Гилева Т.И. обратилась в УПФ РФ по Таштыпскому району Республики Хакасия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Гилевой Т.И. в удовлетворении указанного заявления отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, который составил "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" день вместо требуемого специального стажа 30 лет. В специальный стаж не были включены периоды работы Гилевой Т.И. в должности старшей медицинской сестры детского сада "данные изъяты": с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, не включено время нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она осуществляла свою трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения, а в иных учреждениях, наименование и вид которых не предусмотрены соответствующими списками.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж периода работы истца в должности старшей медицинской сестры детского сада "данные изъяты": с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, во включении в трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры детского сада и учебного отпуска отказал.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
До 01 октября 1993 года пенсионные права медицинских работников регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Согласно названному Перечню работа медицинской сестрой в детских садах включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Данный Перечень относил детские сады в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
С учетом вышеприведенных норм вывод суда о том, что включению в стаж в связи с лечебной деятельностью подлежит период работы истца в должности старшей медицинской сестры детского сада "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а периоды работы истца в должности старшей медицинской сестры в детском саду после ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует признать правильным, а доводы апелляционной жалобы в этой части - несостоятельными.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" права на указанную пенсию у Гилевой Т.И. не имеется, поэтому судом обоснованно отказано в назначении ей пенсии.
Жалоба не содержит доводов о несогласии с решением суда в части отказа во включении в стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который истец просила включить в стаж как время нахождения в учебном отпуске, поэтому судебной коллегией решение в этой части в силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таштыпского районного суда от 05 ноября 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гилёвой Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Т.М. Капустина
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.