Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.,
судей Параскун Т.И., Белодеденко И.Г.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2014 года по делу
по иску военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах Обуховой Р.П. к военному комиссариату Алтайского края о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Обуховой Р.П. о перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что супруг Обуховой Р.П. - Обухов Г.А. проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, и в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" относится к числу лиц, указанных в подпункте "г" ст. 45 данного Закона.
Обухов Г.А. умер ДД.ММ.ГГ. С марта 1992 года Обухова Р.П. состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Алтайского края и получает пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно п. "г" ст. 45 указанного Закона для участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 ст.2 ФЗ "О ветеранах", предусмотрено повышение пенсии с 01.02.1993 по 31.12.2007 на 100% минимального размера пенсии по старости, а с 01.01.2008 г. по настоящее время на 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 ст. 18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
В нарушение требований закона ответчик не произвел перерасчет пенсии и выплачивает ее материальному истцу без учета повышения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать за Обуховой Р.П. право на повышенный размер пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной" как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" с момента назначения пенсии; обязать военный комиссариат Алтайского края произвести перерасчет пенсии Обуховой Р.П. с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной", с февраля 1993 года по декабрь 2007 года в размере 100% минимального размера пенсии по старости, с января 2008 года по настоящее время в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, выплатить недополученные денежные средства; обязать военный комиссариат Алтайского края выплачивать Обуховой Р.П. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной", в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2014 года исковые требования Барнаульского гарнизона в интересах Обуховой Р.П. удовлетворены.
За Обуховой Р.П. признано право на повышенный размер пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной" как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах".
Военный комиссариат Алтайского края обязан произвести перерасчет пенсии Обуховой Р.П. с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной", с 01.02.1993 по 31.12.2007 в размере 100% минимального размера пенсии по старости, с 01.01. 2008 по день вынесения настоящего решения суда в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, выплатить недополученные денежные средства.
Военный комиссариат Алтайского края обязан выплачивать Обуховой Р.П. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной", в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, указывая на то, что Обухова что на основании статьи 36 Закона N 4468-1 размер пенсии по случаю потери кормильца с 01.02.1993 определяется, исходя из соответствующих сумм денежного довольствия военнослужащего, членом семьи которого являлся получатель пенсии. В состав указанного денежного довольствия согласно статье 43 названного Закона входит должностной оклад, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет. Включение в состав денежного довольствия, используемого для исчисления пенсии по случаю потери кормильца, иных выплат (надбавок, повышений), которые получал ветеран войны на момент смерти, не предусмотрено.
Повышение, на получение которого претендует истица, выплачивается именно участникам Великой Отечественной войны, к числу которых Обухова Р.П. не относится. Кроме того, в силу положений статьи 46 Закона N 4468-1 повышение пенсии устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии, поэтому вывод суда о возможности на момент назначения пенсии установить указанное повышение не обоснован и не соответствует закону. Ответчик полагает, что повышение может производиться с момента обращения лица, получающего пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 55 Закона N 4468-1 разница между новым и прежним размерами пенсии может быть выплачена не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом. Таким образом, перерасчет пенсий носит заявительный характер.
Поскольку истица с заявлением о перерасчете не обращалась, документы, подтверждающие наличие у нее права на повышение пенсии, а также копию удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны согласно статье 24 Закона РФ "О ветеранах" не предоставляла, то Военкомат не имел возможности самостоятельно установить ей повышение пенсии. Поэтому вывод суда о несвоевременном установлении повышения пенсии по вине ответчика не подтвержден материалами дела.
Военной прокуратурой Барнаульского гарнизона представлены возражения на апелляционную жалобу ответчика с просьбой оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В судебном заседании процессуальный истец военный прокурор Гусельников П.В. просил оставить решение суда без изменения. Представитель ответчика военного комиссариата Алтайского края Маслова Т.А. поддержала доводы жалобы.
Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав процессуального истца, представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее также - Закон), который предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия вывод суда о том, что размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в порядке ст. 43 Закона, то есть от размера тех выплат, право на получение которых имел кормилец, находит верным.
Так, согласно ст. 5 названного Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 Закона, их семьи при наличии определенных условий приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Размеры пенсии по случаю потери кормильца установлены в ст. 36 Закона. Согласно данной правовой норме пенсия по случаю потери кормильца устанавливается семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 названного Закона, в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
В соответствии со ст.43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В силу ст. 44 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 названного Закона, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.
Пунктом "г" ст.45 Закона (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу пенсии) предусматривалось, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в частности, участникам Великой Отечественной войны (подп."а"-"ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах") на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"", вступившим в силу с 01.01.2008, в указанный пункт внесены изменения, согласно которым пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в том числе участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп."а" - "ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
В соответствии со ст.46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст.45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обухова Р.П. состояла в браке с Обуховым Г.А., который проходил службу в Вооруженных Силах СССР в воинских частях, входивших в состав действующей армии, принимавших участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Пенсионное обеспечение Обухова Г.А. как участника Великой Отечественной войны производилось Военным комиссариатом Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ Обухов Г.А. умер, после чего решением пенсионного органа Обуховой Р.П. с ДД.ММ.ГГ назначена пенсия по случаю утраты кормильца. К пенсии установлены надбавки на уход достигшему 80 лет за службу (работу) в тылу.
Установив обстоятельства, имеющие значение для дела, руководствуясь названными нормами права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку Обухова Р.П. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, и имеет право как на получение пенсии по случаю потери кормильца, так и на повышение пенсии, предусмотренное п."г" ст.45 Закона.
Вопреки доводам жалобы, из системного анализа вышеназванных законоположений следует, что повышение пенсии производятся не только лицам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Доводы пенсионного органа о заявительном характере перерасчета пенсии и наличии оснований для выплаты пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п."б" ст.55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Вместе с тем согласно ст.58 Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку обстоятельства для назначения Обуховой Р.П. пенсии по случаю потери кормильца с повышением, предусмотренным п."г" ст.45 Закона, существовали на день назначения истцу пенсии, суд пришел к обоснованному выводу о том, что сумма пенсии в повышенном размере не была назначена и получена истцом своевременно по вине пенсионного органа. В данном случае у Обуховой Р.П. не было необходимости обращаться с заявлением о перерасчете пенсии, поскольку пенсия была ей установлена по ее заявлению от 27.02.1992.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии вины в действиях ответчика, в связи с чем, назначенная пенсия подлежит перерасчету с учетом ее повышения по п."г" ст. 45 Закона с момента ее назначения.
Согласно абз.3 ст.51 Закона лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсии документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов. При этом Закон не содержит условия о дополнительном обращении за повышением пенсии и иным дополнительным выплатам к пенсиям, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Ссылка в жалобе о том, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов их семей возможна только при наличии у последних соответствующего удостоверения, основана на неверном толковании норм материального права и верных выводов суда первой инстанции не опровергает.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.